обобщение педагогического опыта
методическая разработка по биологии по теме

 

обобщение педагогического опыта на тему "Исследовательская деятельность учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

«ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ».

   Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости новых педагогических и информационных технологий в системе образования. Модернизация  образования связана с новым статусом школьника - как субъекта учебной деятельности, важным моментом превращения учащегося в субъекта учебной деятельности в системе личностно-ориентированного подхода является его участие в исследовательской деятельности.

   Для того чтобы школьник стал субъектом учебной деятельности, учителю необходимо так организовать этапы исследовательской деятельности школьников, поставить их в такие условия, какие бывают у ученого в момент открытия нового знания, понятий, законов. Давыдов называл такую деятельность «квизиисследовательской». «Мышление школьников не тождественно мышлению ученых, школьники не создают понятий, образцов, а присваивают их посредством учебной деятельности». Но в процессе выполнения исследований дети осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры. Процесс исследования ведет к образованию нового типа мышления - теоретического, которое предполагает анализ содержания во всех взаимосвязях , школьники строят содержательную абстракцию предмета. Этапы исследовательской деятельности сопровождаются использованием проблемно-поискового метода, который поможет учителю развить самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу.

   Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

    Цель своей работы в области организации научно-исследовательской деятельности школьников определила как совершенствование педагогического мастерства, сопровождающего развитие научно - исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно - исследовательскую деятельность.

   Исходя из поставленной цели, были выделены задачи:

- научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления;

- формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме;

- развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения;

- мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

  Построение работы по развитию исследовательской деятельности школьников осуществляется по следующим направлениям:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы. Определены эффективные технологии и методы формирования у учащихся учебно-исследовательской деятельности на практике. Педагогические технологии: проблемное обучение, проектная технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология нестандартных уроков, технология критического мышления, технология создания учебного успеха. Формы и типы уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок групповой работы, урок-соревнование, урок личного успеха, урок парной работы. Методы и приемы: "открытие" нового знания, "привлекательная цель".

2. Диагностика учащихся. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Проведено тестирование детей по выявлению склонностей и их интересов. Выявлены группы учащихся, которым интересна биология. Совместно с психологом определена группа одаренных детей. Проведена диагностика мотивации к исследовательской деятельности и диагностика уровня умственного развития учащихся.

3. Изучение авторских программ по формированию исследовательской позиции учащихся. Изучены программы А.И.Савенкова "Исследовательская деятельность школьников", которая позволяет помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельного исследования; А.З. Зак "Методы развития интеллектуальных способностей детей", Е. Шулешко "Социо-игровые подходы к педагогике" и др.

4. Разработка и проведение занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся. Разработаны и проведены следующие занятия: "Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?", "Что такое цель, задачи и гипотеза исследования?","Как составить план исследования?", "Какие существуют методы и приемы исследования?", "Что это такое - эксперимент?" Собраны и применяются методики и упражнения по формированию эффективного мышления учащихся.

5. Развитие коммуникативных умений и навыков.

   Осуществляется анализ следующих показателей для оценки развития коммуникативных умений и навыков:

1. Кол-во учащихся, которые умеют грамотно, лаконично выражать свои мысли.

2. Кол-во учащихся, которые способны проявить толерантность в обсуждении проблемы.

3. Кол-во учащихся, которые владеют навыками презентации своей работы.

   Способы отслеживания: -

1. Наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы.

2. Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.

3. Тест оценки коммуникативных умений. Учащиеся  подразделяются на группы с высоким уровнем коммуникативных компетенций , средним , низким .

   Как показывает практика на первом этапе программа обучения научно - исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений и информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

Кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное).

3). Развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? где? почему?).

   На втором этапе - организация коллективной работы, где необходимо заинтересовать детей и мотивировать их к исследовательской деятельности. Совместно с учениками разрабатывается маршрут исследования (план) по выбранной теме, формулируется цель, задачи, выдвигается гипотеза, затем ведется самостоятельная исследовательская работа по группам.

   При организации работы по развитию научно - исследовательской деятельности школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

- научно-исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

- педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду.

    В своей работе сочетаю традиционные и новые педагогические технологии, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей. Нестандартные методы и приемы обучения позволяют формировать у школьников личную ответственность, веру в возможности, преодолевать трудности, увлекают учащихся познавательной деятельностью, ускоряют развитие сильных учеников и дают возможность слабым освоить наиболее трудные места программы.

Применение современных технологий способствует систематическому развитию интеллекта и творческого мышления учащихся, позволяет не только разнообразить учебную деятельность, но и добиваться позитивной динамики в образовательном процессе. 

   Для достижения поставленных целей использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. Широко в работе использую наглядность, разнообразный раздаточный материал, ИКТ.

   В современных условиях образовательного процесса не обойтись без применения информационно - коммуникационных технологий обучения. В кабинете имеется  интерактивная доска, возможности которой используются в полной мере: работа с электронными интегрированными образовательными средами "1С: Образование", электронными учебными пособиями.

   Информационно-коммуникационная компетентность позволяет создавать авторские интерактивные учебные медиа продукты для каждого урока, использовать ресурсы Интернета как на уроках, так и для самореализации и профессионального роста. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.

   Занятия, предусмотренные технологией, я провожу в классно-урочной форме или в другой форме организации консультирование ребят.

 Начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую деятельность нужно обязательно. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследований , то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии  достичь желаемых результатов в исследовательской деятельности .

   В 2008-2009 учебном году я взяла 5 класс. Так сложилось, что еще в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности. Как нельзя лучше для этого подходили уроки окружающего мира. Уроки-исследования позволяли ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращала детей в «исследователя». Успех таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Это были уроки «Кто такие птицы», «Где зимуют птицы», «Откуда берутся снег и лед» и другие. Поиск ответов приводил детей к выдвижению гипотез, учил искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Цель этого этапа - заинтересовать детей, создать положительную мотивацию.

На следующем этапе, в шестом  классе, пробовали готовить доклады на различные темы: «Для чего птицам клюв ?», «Мусор нашего города», «Школа будущего». Шестиклассники  ставили цели исследований, делились своими находками с одноклассниками

В седьмом классе на тренировочных занятиях совместно со школьным  психологом  мы познакомили детей с методикой проведения учебных исследований, которые прошли в форме игр-исследований этих занятий на тренировочных занятиях.

Было совместно решено, что дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые ученые.

Затем детям предстоял продолжительный, но увлекательный процесс совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований. Мною в ходе исследований оказывалась консультативная помощь. Я помогала определить цель исследований, рекомендовала источники информации.

Были привлечены и родители. Было важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над исследованием, иначе бы погубилась сама идея исследования. А вот помощь советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны родителей - было важным фактором поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими исследовательской деятельности.

В конце года в классе прошла презентация исследовательских работ, на которой дети защищали свои исследования перед комиссией в составе заместителя директора и школьного психолога. Ребята должны были не просто рассказать о том, что они узнали, реферативные работы не рассматривались, а постараться передать эти знания одноклассникам. Не важно, что материал, с которым работают дети, выглядит простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим внешне простым делом формируются качества творческой личности. Дети имели возможность выступить и ответить на вопросы одноклассников и комиссии .

На следующем этапе детьми велась дальнейшая работа по улучшению качества проектов.

Дети активно защищали свои работы на конференциях муниципального уровня: Чернигина Ю. и Соловьева Г. «Школьный зимний сад»- получили сертификаты, Кострова С. «Выявление плоскостопия у школьников восьмых классов на основе метода Штритера» была удостоена 3 места и награждена почетной грамотой, на региональном уровне: Кострова С. «Бытовая химия и альтернативные средства уборки»- получила сертификат участника.  

Хочется подчеркнуть, что все этапы исследовательской деятельности дают большой простор для развития творческого мышления , речи детей , создают условия для активного самостоятельного исследования самых различных проблем .

    Исходя из собственного опыта работы можно сделать следующие выводы:

1. Для вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо: общий интерес как со стороны учащихся, так и педагога к проблеме; актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость; необходимость разработки темы в связи с местными условиями, учитывая при этом приоритетные направления в системе Российского образования.

2. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на урока, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

3. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала.

4. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

    Таким образом, для приобщения школьников к исследовательской деятельности создана система дидактических средств по формированию исследовательской позиции учащихся, на уроках создается исследовательско-творческая среда, развивается творческая активность детей через обучение научным методам познания, технологиям решения исследовательских задач и проблем, через развитие эффективного мышления.

    Вовлечение  школьников в научно-исследовательскую работу помогает им не только ответить на вопрос: "Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?", но и сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.

    Результаты, полученные от работы в данном направлении, позволяют сделать вывод о формировании первоначальных навыков и умений научно-исследовательской деятельности у школьников. Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению.                 Безразличных к специально организованному обучению детей умениям и навыкам исследовательского поиска нет. Школьники с уверенностью могут сказать: "Я это делать умею, мне это интересно!"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Устанская средняя общеобразовательная школа

Обобщение педагогического опыта

«Исследовательская деятельность школьников»

                                                                             Выполнила: учитель биологии                                

                                                                             Малышева Н.Ю.

2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...