Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
учебно-методический материал (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих направлений деятельности учителя.
Открытый урок – форма содействия повышению профессионального мастерства учителя путем показа приемов работы.
Музейная экспозиция – это пространство, в котором человек не только осваивает чужой «текст культуры» (знакомится с письменными, изобразительными, вещественными источниками), но и создает собственный текст культуры, в котором отражает свое представление об объекте познания.
В современном школьном музееведении существует проблема отчужденности экспозиционного пространства от учебного процесса. Экспозиционное пространство школьного музея становится образовательным в том случае, если оно включается в учебный процесс.
Открытый экскурсионный урок в пространстве школьного музея является возможностью включения экспозиционного пространства музея в учебный процесс именно потому, что дает уникальную возможность обобщения и представления личностного педагогического опыта.
Задача преподавателя – на примере экспонатов, их сопоставительного анализа, включения в культурный контекст показать учащимся, каким образом предмет в пространственной музейной экспозиции может стать историко-культурным источником.
Виды взаимодействия учащихся с экспонатами зависят от задач экскурсионного урока, от его тематических связей с предметами школьной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст статьи | 21.15 КБ |
Презентация | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсионный музейный урок как возможность включения экспозиционного пространства школьного музея в учебный процесс
Шаркова Ольга Александровна
педагог ОДОД (музейный педагог)
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков им. И.А. Бунина
Василеостровского района Санкт-Петербурга,
руководитель музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»
Педагогический опыт – творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих направлений деятельности учителя.
Открытый урок – форма содействия повышению профессионального мастерства учителя путем показа приемов работы. Цель открытого урока – показ методов, форм работы учителя и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей урока.
Музейная экспозиция – пространство, в котором человек не только осваивает чужой «текст культуры» (знакомится с письменными, изобразительными, вещественными источниками), но и создает собственный текст культуры, в котором отражает свое представление об объекте познания.
Концепция создаваемой музейной экспозиции предполагает понимание музейного пространства как образовательного поля – особой развивающей среды, в которой выстраиваются модели музейной коммуникации, создаются условия для диалогового и личностно-деятельностного обучения.
В современном школьном музееведении существует проблема отчужденности экспозиционного пространства от учебного процесса. Экспозиционное пространство школьного музея становится образовательным в том случае, если оно включается в учебный процесс.
Открытый экскурсионный урок в пространстве школьного музея является возможностью включения экспозиционного пространства музея в учебный процесс именно потому, что дает уникальную возможность обобщения и представления личностного педагогического опыта.
Задача преподавателя – на примере экспонатов, их сопоставительного анализа, включения в культурный контекст показать учащимся, каким образом предмет в пространственной музейной экспозиции может стать историко-культурным источником.
Виды взаимодействия учащихся с экспонатами зависят от задач экскурсионного урока, от его тематических связей с предметами школьной программы.
Как правило, у музейного педагога есть несколько вариантов музейного урока по сложности. В основе экскурсионного урока для учащихся младшей и средней возрастной группы – аналитическое осмысление экспонатов школьного музея как памятников истории и культуры, сопоставительный анализ нескольких предметов; обязательной составляющей подобного открытого музейного урока является обсуждение впечатлений и выводов учащихся; это особенно важно для диагностики интересов учащихся, для профессионального развития преподавателя.
Развивающая цель экскурсионного музейного урока для старшеклассников – научить находить и осмыслять информацию, опредмеченную в объектах окружающего мира (в экспонатах музея), а также использовать ее для формирования и развития познавательной активности учащихся, их интеллектуального развития, развития навыков самоконтроля и формирования самостоятельного суждения.
Экскурсионная и исследовательская работа в пространстве музейной экспозиции способствует созданию обучающих ситуаций, стимулирующих актуализацию личностного отношения учащихся к речи, стимулирующих речевые коммуникации.
Участие в обсуждении проблемных исследовательских вопросов, сравнительно-аналитическая работа со историко-культурными источниками воспитывают умение вести диалог, высказывать собственное аргументированное наблюдение, выслушивать мнение собеседника. Цель экскурсионного музейного урока – овладение учащимися экскурсионным методом познания. Овладение экскурсионным методом познания должно способствовать самостоятельному созданию фрагмента экскурсии или проблемной творческой работы.
Музейный педагог выступает в данном случае как научный руководитель деятельности учащихся в пространстве школьного музея; работа по составлению тематической библиографии, организация работы с мемуарными источниками, обсуждение темы учебно-исследовательской работы (или авторской экскурсии), постепенное создание текста – таковы формы работы учащихся – старшеклассников, которыми руководит музейный педагог.
Каким образом подобная форма предъявления педагогического опыта, как экскурсионный музейный урок помогает преподавателю профессионально развиваться и планировать свою деятельность?
Прежде всего, подготовка, проведение, осмысление итогов экскурсионного музейного урока способствуют формированию умения преподавателя творчески осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации; способствуют формированию умения преподавателя организовывать деятельность учащихся, направленную на работу с историко-культурной информацией в пространстве музея.
Проведение экскурсионного музейного урока формирует умение связывать информацию, обнаруженную в ходе сопоставительного анализа историко-культурных источников со своими собственными представлениями о сложном мире культуры, оценивать утверждения собеседника, находить аргументированные доводы в защиту своей точки зрения – формирование подобных умений одинаково важно и для преподавателя, ведущего экскурсионный музейный урок, и для учащихся – участников экскурсионного музейного урока.
Осмысление итогов экскурсионного музейного урока стимулирует преподавателя проанализировать и сопоставить диагностические работы учащихся (входная и итоговая диагностика); стимулирует преподавателя продумать и разработать новые формы музейно-педагогической диагностики – и именно это особенно важно.
Обратить внимание на формы музейно-педагогической диагностики необходимо для формирования умения соотнести свои профессиональные возможности с требованиями, которые предъявляются к специальности «Музейный экскурсовод» литературно-краеведческого музея.
Список использованной литературы
1 Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2002.
2 Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.
3 Столяров Б.А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея: учебное пособие для музейных педагогов с студентов гуманитарно-художественных вузов // СПб.: ГРМ, 2013.
4 Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации: Учебное пособие // СПб.: ГРМ, 2007.
5 Вахромеева О.Б. Откровение путешествия. Поездки студентов в прошлом и настоящем. СПб., 2002.
6 Вахромеева О.Б. Биографика. Методика написания биографий. СПб., «Лема», 2013.
7 Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. СПб., «Речь», 2011.
8 Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выпуск 11. СПб., 2005.
9 Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. СПб., 2009.
10 Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель. СПб., «СМИО Пресс», 2006.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дата открытия музейной экспозиции «Иван Бунин: города, события, встречи..» 12 мая 2011 года 1 Разделы экспозиции музея
Музейная экспозиция – пространство, в котором человек не только осваивает чужой «текст культуры», но и создает собственный, в котором отражает своё представление об объекте познания Концепция создаваемой музейной экспозиции предполагает понимание музейного пространства как образовательного поля – особой развивающей среды, в которой: 2
Направления работы школьной музейной экспозиции 3
4 Урок в пространстве музейной экспозиции
Экспонаты музейной школьной экспозиции – журналы 1900-х годов с публикациями произведений И.А. Бунина 5
В пространстве музейной экспозиции проводятся экскурсии: 6
7 Фрагмент экскурсии «Санкт-Петербургские адреса и встречи И.А. Бунина»
8 Экскурсионный музейный урок. Работа с экспонатами школьного музея
Экспонаты музейной школьной экспозиции «Петербургские адреса и встречи Бунина» 9
Современный адрес ГБОУ школы №27 с углубленным изучением литературы, истории, иностранных языков Василеостровского района имени И.А. Бунина 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школьного музея "Живая нить истории"
из опыта работы школьного музея...
Обобщение опыта работы школьного музея
Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт....
Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....
Из опыта работа школьного музейно-поискового отряда "Поиск".
Опыт работы поискового отряда....
Формы представления и особенности описания педагогического опыта
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива ...
Из опыта работы школьной музейной комнаты Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко.
III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» .Докладчик Колесникова Нина Александровна - учитель геогр...
Сборник материалов из опыта работы музыкальных руководителей дошкольных организаций города Рубцовска
В сборнике представлены материалы (разработки проведения открытых мероприятий сценарии праздников, конспекты музыкальных занятий и др.) из опыта работы музыкальных руководителей города Рубцовска....