Из опыта работы школьной музейной комнаты Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко.
статья по краеведению на тему

Колесникова Нина Александровна

 III Всероссийская научно-практическая  конференция «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» .

Докладчик   Колесникова Нина Александровна - учитель географии и биологии, руководитель школьной музейной комнаты Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко.

Тема: Из опыта работы школьной музейной комнаты Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kolesnikova_n.a.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

III Всероссийская научно-практическая  конференция «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» .

Докладчик  Колесникова Нина Александровна - учитель географии и биологии, руководитель школьной музейной комнаты Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко.

Тема: Из опыта работы школьной музейной комнаты Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко.

Музейная комната в Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школе появилась в 2007 году. Она комплексного профиля, имеет  историко-краеведческую направленность. Собраны материалы   по трем основным направлениям: природа края, история села Верх-Мильтюши, история школы.

Основной целью создания школьной музейной комнаты было формирование интереса к истории, культуре и нравственным ценностям своего народа. Развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности школьников.

Цель музейной деятельности – это  формирование чувства ответственности за сохранение природы, истории, культурных ценностей. Воспитание чувства сопричастности с прошлым и настоящим своей семьи, школы, своей малой Родины.

И первостепенная задача - использование этого потенциала для формирования нравственности, гражданственности, патриотизма. Следующей задачей работы школьной музейной комнаты является овладение различными навыками и приемами музейной профессиональной деятельности. Дети изучают природу и историю семьи, школы, родного края. Работают с документами, фотографиями, предметами имеющими историческое значение. Занимаются сбором информации, проводят исследования, анализ, находят связь между прошлым, настоящим и будущим.

Основными принципами  нашей работы  являются:

 - связь с учебно-воспитательным процессом в школе;

- использование различных приемов и форм учебной и внеурочной работы;

- самостоятельность и творческий подход в работе учащихся;

- связь семья -школа- общество;

-учет,  хранение,  экспонирование материалов, собранных в музее.

Поскольку  музейная комната является многопрофильной, работа ведется в нескольких направлениях:

1. Экспозиционная работа

2. Просветительская работа

3.Поисково-исследовательская деятельность

4.Фондовая работа.

Экспозиционная работа. В музейной комнате собраны тематические коллекции, на основании которых формируются стационарные и сменные выставки. Стационарная выставка размещена в учебном кабинете. Первый ее раздел рассказывает о истории села, быте крестьян-сибиряков конца XIX-середины XX века. В экспозиции представлены предметы быта, посуда, утварь, орудия труда, изделия ремесленников. Второй раздел стационарной выставки рассказывает об истории школы, здесь демонстрируются макеты школы, фотографии, ученическая форма советского периода, учебные принадлежности. К юбилейным датам школы к празднику 1 сентября и Последнему звонку, к вечеру встречи школьных друзей, к стационарной части выставки добавляются экспонаты, рассказывающие более подробно о жизни школы. Это и фотоальбомы, дипломы, грамоты, коллекции школьных учебников, значков, подаренные выпускниками, личные вещи педагогов, работавших в школе.

Сменные выставки проходят несколько раз в течение учебного года, они разные, в зависимости от темы и объема демонстрируемого материала. Так, одна из больших, ежегодно повторяющихся,- это  выставка «Природа края», она проходит в апреле-мае, приурочена ко Дню птиц или Неделе экологии. Демонстрируются коллекции почв, полезных ископаемых, добываемых в области,  гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых. Музейная комната сотрудничает с такодермистом Виталием Николаевым, который подарил школе коллекцию чучел животных и птиц.  В формировании выставок используются не только фонды музея, но и  материалы, предоставленные односельчанами и семьями учащихся школы. Так была оформлена выставка «История фото и  фотоистория», рассказывающая о развитии фотодела в Сибири. Выставка «История Новосибирской области в фотографиях». Была собрана коллекция фотоаппаратов, фотооборудование, полностью фотолаборатория. Односельчанами в дар музею были отданы старые фотографии и  фотоальбомы. По этому же принципу проходила выставка «В гостях у Самовар Самоварыча», для которой силами односельчан была собрана  коллекция тарелок с клеймами различных фабрик-производителей, столовые приборы, посуда. Одна из любимейших выставок, ежегодно проходящих в музейной комнате - это выставка, посвященная Рождеству и Новому году. В музее собрана большая коллекция ёлочных игрушек с 1950х годов и до современности, карнавальные костюмы, маски, искусственные ёлки советского периода, поздравительные открытки, символы нового года. Надо отметить, что основная тема каждой Рождественской  выставки ежегодно меняется, за счет этого проходят акции, в которых дети и их семьи принимают участие. Например, так проходила акция «Календарь нового года», во время которой была собрана коллекция календарей прошлых лет. Все участники акции получили призы- календари на новый год, а музей приобрел новые экспонаты для новой выставки. В создании и оформлении экспозиций принимают участие школьники, занимающиеся в краеведческом кружке, они же  проводят экскурсии. По прошествии выставки составляется отчет, оформляются фотоальбомы. Огромный плюс от подобных выставок в том, что после их проведения  фонды музея пополняются новыми экспонатами. Во время проведения выставки односельчане приходят в музей семьями, так прослеживается связь поколений. Одна из традиций нашего музея это рассказ о проходившей выставке   в районной газете, освещение этого события на сайте школы и создание ролика, а затем размещение его на канале ютуб .

Просветительская работа осуществляется не только стационарно в музейной комнате, но и за ее пределами. Это проведение выставки  в другой школе, детском саду, сельской библиотеке. Так мы проводим мини-экскурсии «Музей в чемодане» в детском саду села Верх-Мильтюши. Малышам очень нравятся подобные мероприятия, при проведении таких экскурсий   детям не только демонстрируются экспонаты, рассказывается о истории и их предназначении, но и дается возможность подержать в руках, попробовать в действии. Примером такой встречи была выставка «Тонким перышком писать», рассказывающая об истории школьных принадлежностей, где дети могли попробовать писать пером, попечатать на пишущей машинке. Мы применяем прием, который называем «Музей на колесах». Выездные выставки, посвященные Великой Отечественной войне, были проведены  в школах района. Наш музей тесно сотрудничает с историко-патриотическим клубом «Наследие» Новосибирской области, патриотическим клубом «Память» Кингисеппского района Ленинградской области. Наши друзья из Орловской, Псковской и Московской области помогли сформировать тематическую коллекцию, рассказывающую о Великой Отечественной войне. В музей были переданы каски, подсумки, саперная лопата, фляжки, котелки, предметы личной гигиены как советских воинов, так и немецких солдат  найденные на полях сражений. Одним из ценных экспонатов музея является земля привезенная из Севастополя с Сапун-горы и 35-й береговой батареи.  На выставке, посвященной Дню Победы обязательно демонстрируются фотографии, документы, личные вещи наших земляком - участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Отдельная витрина выставки к этому празднику посвящается Николаю Захаровичу Фисенко. Бывшему директору совхоза Мильтюшихинский, участнику Великой Отечественной войны, его имя  было присвоено нашей школе в мае  2015 года. В годы лихолетий он был награжден боевыми орденами и медалями, а в мирное время Орденом Ленина. Этот человек неотъемлемая часть истории нашего села, его гордость.

Частью просветительской работы также является и сотрудничество с Союзом ветеранов Афганистана. У нас  проходят встречи с участниками боевых действий, афганцами - выпускниками школы.  Именно они помогли с формированием коллекции военной формы разных родов войск Советской и Российской армии. Была организованна выставка, посвященная Дню защитников Отечества, где были показаны  не только формы, но и головные уборы, государственные награды и знаки отличия военнослужащих,  шевроны, нашивки, другие элементы формы.

Поскольку поселок находится на удалении от райцентра и Новосибирска, мы стараемся использовать все возможные связи с культурными и  образовательными центрами, и в первую очередь это школьная и сельская библиотеки, а так же сельский Дом Культуры. Мы сотрудничаем уже много лет, проводим совместные выставки, встречи, конкурсы, презентации. Одним из таких ярких мероприятий была выставка, посвященная Дню славянской письменности. В фондах музея имеются старые издания книг, рукописи местного поэта, из частной  коллекции наших односельчан были представлены книги с автографами авторов. На базе выставки   были проведены   библиотечные уроки для школьников. Эта выставка демонстрировалась в районном краеведческом музее и являлась первой в акции «Музей в музее», имела много положительных отзывов от посетителей.

Просветительская работа осуществляется также и в связи со всем учебно-воспитательным процессом в школе, на уроках окружающего мира (в начальных классах), уроках истории, литературы, обществознания, на уроках технологии, при проведении внеурочных мероприятий и в работе кружка по краеведению. Учащиеся школы регулярно выезжают на экскурсии в музеи города Новосибирска и области, знакомятся с подлинными памятниками,  историей и культурой родного края. Это важнейшее средство активации познавательной деятельности детей. Кружковцы участвуют в конкурсах по краеведению. Навыки поисково-исследовательской работы, умение описывать, классифицировать, сопоставлять факты в дальнейшем используются в учебном процессе. А та деятельность, которая ведется на базе музейной комнаты, дает возможность школьникам не только познакомиться с историей, но и попробовать свои силы в общественной деятельности, воспитывает самостоятельность, инициативность, творчество. Ребята делают рекламные буклеты, листовки, ролики, презентации для проведения акции «Подарок школьному музею», «Музей для всей семьи», «Оnline-музей». Кружковцы с удовольствием участвуют в районном конкурсе «Фестиваль музейного дела», проводят экскурсии, участвуют  в общественных мероприятиях  в стенах школы, села и района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Формирование опыта самообразовательной и креативной деятельности учащихся в средней общеобразовательной школе

В данной статье автор исследует проблему формирования у учащихся общеобразовательной школы таких качеств как самостоятельность и креативность при работе с большим объемом информации. Утверждается, что...