Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Радченко Светлана Григорьевна

 

Эпиграф к уроку:

«Я дышу, а значит, я живу!»

Владимир Семенович Высоцкий

 

Ход урока

1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная беседа с использованием таблиц, рисунков растений, опорных схем жилкования и листорасположения, секундомера).

Учитель биологии:

1) как отличить простой лист от сложного, черешковый от сидячего?

2) определите типы жилкования и листорасположения по схемам и рисункам пшеницы, ландыша, шиповника;

 

Учитель математики:

3) какими числами исчисляется количество листовых пластинок? (нечетными и четными числами);

4) условные обозначения каких типов жилкования взяты из математики? (дуговое и параллельное жилкование);

 

Учитель биологии:

5) назовите три основные функции листа (фотосинтез, газообмен, испарение воды);

6) постановка эксперимента: делаем глубокий вдох и зажимаем пальцами нос по сигналу учителя математики, который засекает время начала эксперимента. Когда у вас иссякнет воздух, вы поднимете сигнальную карточку.

 

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc97 КБ
Office presentation icon prezntaciya_k_integr.uroku_.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе

 Шевченко С.А.,  Радченко С.Г.

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе

 Шевченко С.А.,  Радченко С.Г.

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)

  1. Ф.И.О.   Радченко Светлана Григорьевна,

              Шевченко Сергей Александрович

  1. Место работы  МБОУ Северная СОШ№13 Зимовниковского района Ростовской области.
  2. Должность  учитель
  3. Предмет  биология, математика
  4. Класс  6 класс
  5. Базовый учебник  Пасечник В.В. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа». 2005.

Г.К. Муравина, О.В. Муравина «Математика» 6 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа». 2010.

Цель урока: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения определение роли дыхания для живых организмов, направленной на достижение учащимися результатов:

Предметные результаты

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

– умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.

Метапредметные результаты

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

– умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные результаты

– коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также  понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики;

– представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений. 

8. Оборудование: Пасечник В.В. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа». 2005.

Г.К. Муравина, О.В. Муравина «Математика» 6 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа». 2010.,

Рабочая тетрадь к учебнику Пасечник В.В. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа». 2010.

компьютер, презентация, сигнальные карточки.

        9. Средства обучения: таблицы «Фотосинтез», «Листовая мозаика», «Строение растительной клетки», наборы рисунков растений, схемы жилкования и листорасположения, проектор, видеофрагменты «Фотосинтез», «Дыхание», химические стаканы, семена гороха, корнеплоды моркови, веточка традесканции в стакане с водой, известковая вода; свечи на проволоке; спички, секундомер, жестянка, штатив; карточки с формулами нахождения объема, площади.

           10. Тип урока: урок изучения нового материала

           11. Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.

           12. Ключевые слова: фотосинтез, дыхание, площадь, объём, метапредметные связи.

Эпиграф к уроку:

«Я дышу, а значит, я живу!»

Владимир Семенович Высоцкий

Ход урока

1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная беседа с использованием таблиц, рисунков растений, опорных схем жилкования и листорасположения, секундомера).

Учитель биологии:

1) как отличить простой лист от сложного, черешковый от сидячего?

2) определите типы жилкования и листорасположения по схемам и рисункам пшеницы, ландыша, шиповника;

Учитель математики:

3) какими числами исчисляется количество листовых пластинок? (нечетными и четными числами);

4) условные обозначения каких типов жилкования взяты из математики? (дуговое и параллельное жилкование);

Учитель биологии:

5) назовите три основные функции листа (фотосинтез, газообмен, испарение воды);

6) постановка эксперимента: делаем глубокий вдох и зажимаем пальцами нос по сигналу учителя математики, который засекает время начала эксперимента. Когда у вас иссякнет воздух, вы поднимете сигнальную карточку.

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель биологии: «Каковы тема нашего урока и его цель?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).

2.Изучение нового материала

1.Дыхание – процесс получения энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности. (Рассказ учителя биологии с демонстрацией горения листа бумаги на жестянке. Сравнение процессов дыхания и горения)                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                   Таблица 1

Сопоставление процессов дыхания и горения

Признаки процесса

Дыхание

Горение

Протекание реакции

медленно

бурно

Выделение энергии

мало энергии

много энергии и света

2.Дыхание органов растения. (Беседа на основе самостоятельного изучения текста двух абзацев на с.153-154 учебника. Демонстрация опытов, доказывающих дыхание органов растения (Приложение 1). Формулирование выводов по результатам опытов.

3.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. (Беседа по рисунку 123 на с.155 учебника. Заполнение таблицы «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания» после просмотра видеофрагмента «Фотосинтез и дыхание». Выполнение заданий №1, №2 в рабочих тетрадях приложения 3).

3.Закрепление изученного материала.

Учитель математики: леса являются легкими нашей планеты. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.

Учитель биологии: вот почему мы обязаны беречь каждое деревце в нашей степи, вырастающее в таких трудных засушливых условиях. От количества деревьев зависит количество вырабатываемого кислорода, а значит и жизнь любого существа, и продолжительность нашей жизни.

Учитель математики: мы предлагаем посчитать, сколько деревьев могут выделить кислорода, необходимого для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350 г кислорода, а одно дерево за 1 час 43 ¾ г кислорода (Задача №1  в рабочей тетради приложения 3).

Решение

1.350  * 30 = 10500 г (потребляет 30 человек).

2.43 ¾   * 24 = 1050 г (выделяет 1 дерево в сутки).

3.10500: 1050  = 10 (деревьев).

Ответ: 10 деревьев.

Учитель математики: ребята, сейчас вы самостоятельно решите задачу №2 в рабочей тетради. (Приложение 3). Когда вы справитесь с задачей, поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки.

Задача №2

Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода  и выделяет 800 г углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн. человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе?

Решение

1.0,43  * 5000000 = 2150000 (кг кислорода).

2.0,8  * 5000000 = 4000000 (кг углекислого газа).

3.2150000: 80  = 26875 (га зеленых насаждений).

Ответ: 26875 га.

        

Учитель биологии:  деревья очищают воздух от пыли и вредных газов, а воду – от загрязнения. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе.

Учитель математики: на деревьях оседает пыли больше, чем на оконном стекле в 30-60 раз и в 10 раз больше, чем на лужайке. Один гектар лиственных деревьев за период вегетации задерживает до 100 тонн пыли. Сейчас мы решим задачу №3 в рабочей тетради  (приложение 3), подтверждающую эту уникальную особенность зеленых насаждений.

Задача №3

На 50 кв. км леса находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1 га безлесного пространства?

Решение

1.4000: 5000 = 8 (кг пыли над 1 га леса).

2.8 * 12 = 96 (кг пыли над безлесным пространством).

Ответ: 96 кг.

Выполнение задачи №4 в  рабочей тетради приложения 3 (при наличии времени).

Задача №4

1 тонна макулатуры сохраняет 5 кубометров леса. В школе обучается 280 учащихся. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберет 10 кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры, если выход бумаги 60%? Вес учебника составляет 0.5 кг.

Решение

1.10 * 280 = 2800 (кг макулатуры или 2,8 т).

2.5 * 2,8 = 14,0 (куб. м леса).

3.60% от 2800 кг.

0,6 * 2800 = 1680 (кг бумаги).

4.1680: 0,5 = 840 (учебников).

Ответ: сохраним 40 куб м леса, 840 учебников

Учитель биологии:

1) обобщающая беседа по вопросам 1-4 к параграфу 35 на с.155 учебника;

2) формулирование выводов по целям и задачам урока.

Учитель математики: какие же мы установили взаимосвязи математики и биологии? (Приложение 2).

4.Задание на дом: изучить §35, прочитать текст на с.156 учебника. Вычислить объем классной комнаты или площадь школьного двора (по желанию школьников). Выставление поурочного балла всем учащимся.

Литература

1.Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа».2010.

2.Пасечник В.В. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа». 2005.

3.Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». Москва. «Дрофа». 2011.

4.Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Москва. «Дрофа». 2000. С.138

Приложение 1

Опыты, демонстрирующие дыхание органов растений

Что брали

Что делали

Что получили

Стакан с 40 набухшими семенами гороха, предварительно простоявшими накрытыми стеклом 3 дня в темноте

Опускали на проволоке зажженную свечу в стакан с семенами гороха

Свеча гасла, т.к. запасы кислорода в стакане были израсходованы дышащими семенами

Стакан с веточкой традесканции, опущенной в стаканчик с водой и выдержанный 3 дня на свету, накрытый стеклом

Опускали на проволоке зажженную свечу в стакан с традесканцией

Свеча продолжала гореть, т.к. в ходе фотосинтеза выделяется кислород

Стакан с корнеплодом моркови, предварительно вымоченном 2 суток в воде и простоявшим накрытым стеклом 3 дня в темноте

Опускали на проволоке зажженную свечу в стакан с корнеплодом моркови

Свеча гасла, т.к. запасы кислорода в стакане были израсходованы дышащим корнеплодом

                                                                     

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                           Приложение 2

Метапредметные связи математики и биологии

1.Дуговое,  сетчатое и параллельное жилкование листьев.

2.Нахождение объема воздуха в классе. V= a * b * h.

3.Расчет площади зеленых насаждений школьного двора. S= a * b.

4.Число листовых пластинок – четное: 2, 4, 6, 8, 10; нечетное: 1, 3, 5, 7, 9.

5.Формы клумб – квадрат, овал, эллипс, треугольник, прямоугольник, трапеция.

6.Формы крон деревьев – овальная, пирамидальная.

                                                                                                         

  Приложение 3

  1. Заполните таблицу «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания»:

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

В каких клетках происходит

В клетках,  содержащих хлоропласты

Какой газ

поглощается

СО2

Какой газ

выделяется

О2

Что происходит с органическими веществами

Образуются

Для протекания процесса – световая энергия

Необходима

Энергия в процессе

Накапливается

  1. Используя материал параграфа и рисунок учебника, соедините стрелками прямоугольники в упрощенной схеме «Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания».

Световая  энергия

Фотосинтез

Кислород

Углекислый газ

Органические вещества

Вода

Дыхание

Энергия

        

  1. Сколько деревьев сможет выделить кислород необходимый для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350г кислорода, а одно дерево за 1час вырабатывает 43 ¾ г кислорода.

Человек за сутки – 350г  

1  дерево за 1час   -  43 ¾ г

30 человек - ? деревьев

1.

 2.

3.

Ответ:     деревьев

  1. ЧЧеловек  в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выдыхает 800 г углекислого газа.  Один гектар  зелёных насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяют 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода в сутки. Какое количество кислорода в сутки необходимо жителям города, насчитывающего   5 млн. человек?  Какова должна быть площадь зелёных насаждений в этом городе?

Человек за сутки  - 430г=0,43 кг

1 га выделяет    -     80 кг

5 млн. ч за сутки -    ?  кг

Зеленые насаждения  -? га  

1.

2.

3.

Ответ:

  1. На 50км² леса в воздухе находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1га безлесного пространства.

50км² леса   - 40 т пыли

50км² безлесного пространства- ? т >в 12 р

1.

2.

 Ответ:      кг

  1. 1тонна макулатуры сохраняет 5м³ леса. В школе 280 учеников. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберёт10кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры, если выход бумаги 60%? Вес учебника 0,5 кг.

Макулатура 1т - 5м³ леса

    10 кг - 280 у   -  ? м³ леса

Выход 60%=0,6   - ?учеб.

1.

2.

3.

4.

Ответ: сохраним            м³ леса,

                               учебников


ЗАПОМНИ:     V=a*b*c   (м3)      S=a*b  (м2)     1000 гр =1 кг    1000 кг =1т    

ЗАПОМНИ:     V=a*b*c   (м3)      S=a*b  (м2)     1000 гр =1 кг    1000 кг =1т     1млн.=1 000 000     1%=0,01


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс

Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Интегрированный урок по теме «Значение растений для дыхания человека» в 6 классе (биология и математика).

Урок используется при изучении курса биологии 5-7 класс раздел «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА»; при повторение курса математики 5-7 класса по теме «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»...

тест по теме " Клетка растения" 5 класс биология

Тест составлен к учебнику В.В.Пасечник 5 классБиология Фгос...

урок по теме " Дыхание растений"

урок по теме " Дыхание растений".УМК Пасечник...