Реализация диагностики качества обучения школьников по предмету биология в форме тестирования.
статья по биологии на тему

(выступление на педагогическом совете) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное  Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

Реализация диагностики качества обучения школьников  

по предмету биология в форме тестирования.

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила:

Учитель биологии

Гостищева Эльвира Рафаиловна

Белгород 2012

        «Существенным для школы является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве ».

Л.Г. Выготский

        На основе анализа психолого-педагогической литературы, разработана модель управления качеством обучения учащихся на диагностической основе, в которой определены цели, задачи, принципы, основные направления работы, формы, методы и средства совершенствования процесса управления качеством обучения.

Цель:

  1. Совершенствование процесса управления качества обучения учащихся на основе диагностики;

Задачи:

  1. Осуществление целенаправленной и систематической работы на повышении уровня обученности учащихся;
  2. Создание и внедрение в учебный процесс мониторинга качества обучения учащихся, учитывающий индивидуальные и возрастные особенности учащихся, уровень их обученности, профессиональное мастерство педагогических кадров;
  3. Совершенствования управленческой культуры администрации и учителей школы.

Содержание работы по совершенствованию управления качеством обучения учащихся на диагностической основе включает в себя три основных направления:

Диагностическое направление предполагает решение следующих задач:

  1. Изучение опыта работы других общеобразовательных школ по управлению качеством обучения учащихся;
  2. Выявления совокупности факторов, определяющих эффективность процесса управления качеством обучения школьников;
  3. Изучение готовности педагогических кадров школы к управлению качеством обучения детей на диагностической основе;
  4. Определение уровня обученности учащихся различных возрастных групп;
  5. Изучение состояния обученности школьников и их готовности к самооценке качества знаний и саморазвитию.

Информационно-обучающее направление:

  1. Пропаганда передового опыта других общеобразовательных учреждений по управлению качеством обучения учащихся;
  2. Заслушивание сообщений, докладов и отчетов педагогических кадров в лице администрации, учителей школы по различным аспектам проблемы управления качеством обучения учащихся на диагностической основе (на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах, методических объединениях учителей и др.);
  3. Формирование у администрации школы и учителей готовности к управлению качеством обучения учащихся на основе результатов диагностики (выделять первоочередные задачи);
  4. Организация и проведение учителями начальных классов и учителей предметников открытых уроков и внеклассных  мероприятий с целью отработки системы мониторинга качества обучения учащихся;
  5. Вооружение администрации и учителей школы технологией релаксации и рефлексии.

Оценочно - аналитическое направление:

  1. Обобщение и анализ данных, характеризующих состояние управления качеством обученности учащихся;
  2. Выявление типичных недочетов и упущений в работе  педагогических кадров по управлению качеством обучения школьников;
  3. Анализ результатов проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  4. Определение основных причин возникновения недостатков в управлении качеством обучения учеников;
  5. Определение целесообразности выдвинутых (в качестве первоочередных) задач, содержания, организационных форм, методов и средств управления качеством обучения учащихся;
  6. Выявление и обоснование путей дальнейшего совершенствования процесса управления качеством обучения школьников.

Важнейшим компонентом процесса управления качеством обучения является организационные формы. Это семинары, круглые столы, оперативные и информационные совещания педагогических кадров при директоре, заместителе директора, лекции, дискуссии, заседания педсовета, работа методических объединений учителей. Рациональный выбор форм организации процесса управления, а также оптимальное их сочетание способствуют повышению качества знаний, умений и навыков учащихся и, как следствие, готовности администрации, учителей к использованию диагностики в учебном процессе

Другим компонентом являются следующие методы диагностики и контроля: анкетирование, тестирование, беседы, изучение результатов учебной деятельности учащихся, посещение уроков, изучение школьной документации (поурочных и тематических планов), наблюдение, устные и письменные контрольные работы. Эти методы и комплексное их применение позволяют в полной мере реализовать содержание процесса управления качеством обучения учащихся.

 Важным компонентом выступают средства управления. К ним относятся: анкеты, тестовые задания, учебно-методическая литература, дидактический материал, ТСО, современная компьютерная техника, СМИ и др. Обширные возможности современной технической аппаратуры, интенсивное внедрение в педагогический процесс достижений компьютерных и инфокоммуникационных технологий становятся сегодня неотъемлемой частью образовательного процесса.

Основными показателями эффективности управления качеством обучения учащихся на основе диагностики являются:

  1. Обученность учащихся (объем и глубина знаний, умение их использовать в своей практической деятельности), сформированность основных приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение и т.д.), владение способами творческой деятельности;
  2. Готовность администрации и учителей школы к управлению качеством обучения учащихся (объем и глубина теоретических и методических знаний, в том числе и по организации процесса управления качеством обучения учащихся);
  3. Качество преподавания (соответствие профессиональной подготовке, требованиям развивающейся школы, качество выполнения образовательных программ и Госстандарта, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и их учет в процессе обучения, соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся);[1,2]

Диагностика качества обучения школьников по биологии является необходимым элементом в процессе обучения биологии. Текущая проверка позволяет учителю постоянно иметь информацию о ходе усвоения знаний учащимися и в соответствии с этим корректировать организацию учебного процесса. Как результат изучения предмета ЕГЭ поможет учителю глубоко проанализировать результаты своей работы и принять меры к выбору учебно-методических комплектов, методов, средств и форм обучения с целью устранения имеющихся недостатков. Вот почему подготовку к ЕГЭ учитель и ученик должны начинать вместе с момента начала изучения биологии. Форма проведения ГИА, ЕГЭ по биологии – тестирование. Тест – это специфический инструмент, состоящий из разных заданий или вопросов, проводимый в стандартных условиях и позволяющий выявить уровень образовательных достижений учащихся, уровень усвоения содержания учебной дисциплины, владения видами деятельности. Однако, это вовсе не означает, что основной формой проверки знаний и умений учащихся должно стать тестирование. Следует помнить, что в ГИА и ЕГЭ и подготовка к ним – не самоцель учителя и учащегося, который выберет такую форму контроля своих образовательных достижений по окончании школы. Тест – это одна из форм проверки.

На уроке биологии контроль знаний и умений может быть обеспечен в ходе устной, письменной, графической и практической проверок с использованием традиционных вопросов и заданий. В ходе устного ответа на традиционные вопросы и задания учащимся предоставляется полная свобода без каких – либо ограничений и подсказок. Ответы могут быть произвольными по форме, развернутыми или даже состоять из одного слова. Такие задания позволяют контролировать любые дидактические цели: знание и понимание материала, применение его в сходных и новых условиях, умение анализировать и оценивать текст и т.д. с помощью традиционных заданий можно выявить отношение ученика к изучаемому материалу, выяснить глубину его понимания, системность, систематичность, прочность полученных знаний. Вот почему эти задания должны обязательно применяться для оценки образовательных достижений учащихся в любом классе, особенно в основной школе. Главный недостаток традиционных заданий состоит в том, что ответы на них не равнозначны, произвольны. Возникает проблема их объективной оценки.  Например, задание ЕГЭ (8 класс, часть А):

Человека с растениями объединяет:

  1. Клеточное строение;
  2. Постоянство размера;
  3. Сохранение массы;
  4. Существование не зависимо от среды обитания.

(правильный ответ 1, так как предполагает, что и человек и растение состоят из клеток, а не строение самой клетки). Большинство учащихся выбирают ответ 4, объясняя тем, что каждый из организмов существует в определенной для него среде обитания.

Таким образом, в тестировании главным является ответ-эталон, который совмещает в себе воспроизведение знаний с их осмыслением, пониманием, повторением и запоминанием.

Диагностика тестирования учитывает различные уровни усвоения материала учащимися, которые отрабатываются на различных формах и этапах урока. Кроме того, познавательная активность школьников носит индивидуальный характер и может проявляться в виде репродуктивного, продуктивного и творческого уровня деятельности.

В структуре единого государственного экзамена уровням усвоения знаний и умений учащихся – репродуктивному, продуктивному и творческому – соответствуют базовый, повышенный и высокий уровни сложности.

Репродуктивный уровень начинает процесс формирования познавательного интереса с использованием иллюстративных, объяснительных, объяснительно-иллюстративных методов обучения. С помощью рисунков, таблиц, схем на уроках формируются умения отбирать материал, пересказывать его, заучивать определения понятий наизусть, составлять план, вести конспект, наблюдать, измерять, проводить опыты, решать типовые задачи и т.п.

Большинство учащихся без затруднений воспроизводят предлагаемый материал, но при этом интереса к углублению знаний не проявляют. Изучаемый материал им чаще всего любопытен, хотя в диагностике является одним из базовых уровней проверки знаний учащихся.

Продуктивный уровень строится на создании поисковой среды с применением частично поисковых методов обучения. Здесь учащиеся используют знания, которые необходимо осознать в ситуации, заданной учителем, объяснить причину возникновения явления, умения объяснять природу наблюдаемых явлений, их взаимосвязь. Здесь у школьников проявляется стремление  к самостоятельному поиску ответа на интересующий вопрос. Однако, только при активной предметной мотивации и познавательном интересе к предмету биологии возможна реализация знаний в продуктивном уровне.

Творческий уровень предусматривает применение знаний учащихся, которые проявляют стойкий познавательный интерес через исследовательские методы обучения. Учащимся свойственен интерес к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения проблем. При этом проявляется умения самому видеть проблему, формулировать её, разрабатывать и творчески применять оригинальные способы её решения, выступать с докладами и научными сообщениями, дискутировать. Такая форма работы применяется и диагностируется на уроках – семинарах, «круглых столах», конференциях.

 Таким образом, рассмотренные уровни усвоения знаний применимы в тестовых заданиях (часть. А, В и С) и контролируемы учителем, причем в текущем тематическом и заключительном или итоговом контролях. Такой учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими теориями курса биология. Письменная проверка проводится на отдельных уроках, так как является наиболее трудной частью урока. Она должна быть запланирована учителем ранее, чтобы объективно оценить уровень подготовленности учеников по биологии. Целесообразно в течение учебного года в каждом классе проводить две проверочные работы: в начале года (проверочная работа № 1) и в конце (проверочная работа № 2). [3]  Результаты вносятся в итоговые таблицы. [ приложение 1]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 272 с;
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. С. 387 – 410;
  3. Ловкова Т.А. Внутришкольный контроль: подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии.- М.: Айрис-пресс, 2010. – 192 с.

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Итоговые таблицы результатов

Выполнение заданий части А.

Вариант

Число учащихся

А1

А2

А3

А4

А5

А6

1

Чел.

В %.

2

Чел.

В %.

Примечание 1. В колонках А1, А2, А3 и т.д. таблицы 1 указывается число учащихся, выполнивших задание верно, и в % от числа учащихся, которые выполняли проверочную работу.

Выполнение заданий части В.

Вариант

Число учащихся

В1

В2

В3

1

Чел.

В %.

2

Чел.

В %.

Примечание 2. В колонках В1, В2, В3 и т.д. таблицы 2 указывается число учащихся, выполнивших задание верно, и в % от числа учащихся, которые выполняли проверочную работу.

Выполнение заданий части С.

Вариант

Число учащихся

С1

С2

С3

1

Чел.

В %.

2

Чел.

В %.

Примечание 2. В колонках С1, С2, С3 и т.д. таблицы 3 указывается число учащихся, выполнивших задание верно, и в % от числа учащихся, которые выполняли проверочную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27» Реализация диагностики качества обучения школьников по предмету биология в форме тестирования . г.Белгород 2012

Слайд 2

«Существенным для школы является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве ». Л.Г. Выготский

Слайд 3

Модель управления качеством обучения Цели Задачи Основные направления * диагностические Диагностика *информационно-обучающие * оценочно-аналитические Формы Методы Средства семинары диагностика анкеты, тестовые «круглые столы», и контроль задания, учебно - оперативные совещания (анкетирование, методическая лекции тестирование, беседы литература, ТСО, заседания педсовета и т.п. посещение уроков, современная наблюдения, компьютерная устный и письменный техника, СМИ и др. контроль). Диагностика

Слайд 4

Основными показателями эффективности управления качеством обучения учащихся на основе диагностики являются: Обученность учащихся (объем и глубина знаний, умение их использовать в своей практической деятельности), сформированность основных приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение и т.д.), владение способами творческой деятельности; Готовность администрации и учителей школы к управлению качеством обучения учащихся (объем и глубина теоретических и методических знаний, в том числе и по организации процесса управления качеством обучения учащихся ); Качество преподавания (соответствие профессиональной подготовке, требованиям развивающейся школы, качество выполнения образовательных программ и Госстандарта, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и их учет в процессе обучения, соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся )

Слайд 5

Диагностика качества обучения школьников по биологии является необходимым элементом в процессе обучения биологии. Текущая проверка позволяет учителю постоянно иметь информацию о ходе усвоения знаний учащимися и в соответствии с этим корректировать организацию учебного процесса. Как результат изучения предмета ЕГЭ поможет учителю глубоко проанализировать результаты своей работы и принять меры к выбору учебно-методических комплектов, методов, средств и форм обучения с целью устранения имеющихся недостатков. Вот почему подготовку к ЕГЭ учитель и ученик должны начинать вместе с момента начала изучения биологии.

Слайд 6

Форма проведения ГИА, ЕГЭ по биологии – тестирование. Тест – это специфический инструмент, состоящий из разных заданий или вопросов, проводимый в стандартных условиях и позволяющий выявить уровень образовательных достижений учащихся, уровень усвоения содержания учебной дисциплины, владения видами деятельности. Однако, это вовсе не означает, что основной формой проверки знаний и умений учащихся должно стать тестирование . Следует помнить, что в ГИА и ЕГЭ и подготовка к ним – не самоцель учителя и учащегося, который выберет такую форму контроля своих образовательных достижений по окончании школы. Тест – это одна из форм проверки.

Слайд 7

Виды контроля знаний и умений по биологии Устный Письменный Графический Практический Такие задания позволяют контролировать любые дидактические цели: знание и понимание материала, применение его в сходных и новых условиях, умение анализировать и оценивать текст и т.д. с помощью традиционных заданий можно выявить отношение ученика к изучаемому материалу, выяснить глубину его понимания, системность, систематичность, прочность полученных знаний.

Слайд 8

Диагностика тестирования учитывает различные уровни усвоения материала учащимися, которые отрабатываются на различных формах и этапах урока. Кроме того, познавательная активность школьников носит индивидуальный характер и может проявляться в виде репродуктивного, продуктивного и творческого уровня деятельности. В структуре единого государственного экзамена уровням усвоения знаний и умений учащихся – репродуктивному, продуктивному и творческому – соответствуют базовый, повышенный и высокий уровни сложности.

Слайд 9

Репродуктивный уровень начинает процесс формирования познавательного интереса с использованием иллюстративных, объяснительных, объяснительно-иллюстративных методов обучения. С помощью рисунков, таблиц, схем на уроках формируются умения отбирать материал, пересказывать его, заучивать определения понятий наизусть, составлять план, вести конспект, наблюдать, измерять, проводить опыты, решать типовые задачи и т.п. Большинство учащихся без затруднений воспроизводят предлагаемый материал, но при этом интереса к углублению знаний не проявляют. Изучаемый материал им чаще всего любопытен, хотя в диагностике является одним из базовых уровней проверки знаний учащихся.

Слайд 10

Продуктивный уровень строится на создании поисковой среды с применением частично поисковых методов обучения. Здесь учащиеся используют знания, которые необходимо осознать в ситуации, заданной учителем, объяснить причину возникновения явления, умения объяснять природу наблюдаемых явлений, их взаимосвязь. Здесь у школьников проявляется стремление к самостоятельному поиску ответа на интересующий вопрос. Однако, только при активной предметной мотивации и познавательном интересе к предмету биологии возможна реализация знаний в продуктивном уровне.

Слайд 11

Творческий уровень предусматривает применение знаний учащихся, которые проявляют стойкий познавательный интерес через исследовательские методы обучения. Учащимся свойственен интерес к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения проблем. При этом проявляется умения самому видеть проблему, формулировать её, разрабатывать и творчески применять оригинальные способы её решения, выступать с докладами и научными сообщениями, дискутировать. Такая форма работы применяется и диагностируется на уроках – семинарах, «круглых столах», конференциях.

Слайд 12

Вывод Репродуктивный, продуктивный и творческие уровни усвоения знаний применимы в тестовых заданиях (часть. А, В и С) и контролируемы учителем, причем в текущем тематическом и заключительном или итоговом контролях. Такой учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими теориями курса биология. Письменная проверка проводится на отдельных уроках, так как является наиболее трудной частью урока. Она должна быть запланирована учителем ранее, чтобы объективно оценить уровень подготовленности учеников по биологии. Целесообразно в течение учебного года в каждом классе проводить две проверочные работы: в начале года (проверочная работа № 1) и в конце (проверочная работа № 2). [3] Результаты вносятся в итоговые таблицы .(приложение 1)

Слайд 13

Вариант Число учащихся А1 А2 А3 А4 А5 А6 … 1 Чел. В %. 2 Чел. В %. ПРИЛОЖЕНИЕ Итоговые таблицы результатов Выполнение заданий части А. Примечание 1. В колонках А1, А2, А3 и т.д. таблицы 1 указывается число учащихся, выполнивших задание верно, и в % от числа учащихся, которые выполняли проверочную работу. Выполнение заданий части В. Вариант Число учащихся В1 В2 В3 … 1 Чел. В %. 2 Чел. В %. Примечание 2. В колонках В1, В2, В3 и т.д. таблицы 2 указывается число учащихся, выполнивших задание верно, и в % от числа учащихся, которые выполняли проверочную работу. Вариант Число учащихся С1 С2 С3 … 1 Чел. В %. 2 Чел. В %. Выполнение заданий части С. Примечание 2. В колонках С1, С2, С3 и т.д. таблицы 3 указывается число учащихся, выполнивших задание верно, и в % от числа учащихся, которые выполняли проверочную работу.

Слайд 14

Список литературы Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 272 с; Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. С. 387 – 410; Ловкова Т.А. Внутришкольный контроль: подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии.- М.: Айрис-пресс, 2010. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад тема "Тестовый контроль знаний как основа диагностики качества обучения"

В связи с ведением ЕГЭ необходимо перестроить всю систему контроля, обращая внимание на проверку знаний и умений в форме тестирования.       ...

Презентация к докладу "Тестовый контроль знаний как основа диагностики качества обучения"

В связи с ведением ЕГЭ необходимо перестроить всю систему контроля, обращая внимание на проверку знаний и умений в форме тестирования. ...

Промежуточная аттестация по биологии в форме тестирования

Тестовые задания составлены на основе рабочей программы в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биолог...

Статья "Диагностика качества обучения".

Диагностика качества обучения....

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...