Обобщающий урок по теме: «Сельскохозяйственные растения»
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Щур Наталья Кузьминична

 

Обобщающий урок по теме: «Сельскохозяйственные растения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobschayuschiy_urok_po_teme.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Сельскохозяйственные растения»

Материал подготовила

учитель биологии

МОУ СОШ п.Жилино

Щур Наталья Кузьминична

Тема урока: “Три богатыря”

Цели урока: 

  1. Воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к хлебу.
  2. Обобщить и систематизировать знание о наиболее известных сельскохозяйственных культурах.
  3. Продолжить работу с учебником, таблицами и с дополнительной литературой.

Ход урока:

Организационный момент.

I часть урока:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас занятие необычное, у нас в гостях “Три богатыря” (на доске висит картина Васнецова “Богатыри”). Ребята, кто из вас знает эту картину? (Рассказывают ребята). Но сегодня к нам пришли не эти богатыри, а “богатыри” растения. Ну-ка, ребята, назовите их.

Ученики: “Картофель, капуста и пшеница”.

Учитель: “Совершенно верно! Но как мы их разместим в этой картине? Ведь нам надо их поставить вместо Алеши П., Ильи М., Добрыни Н. Чтобы выяснить это, к нам пришли помощники этих культур – наши команды: пшеница, капуста, картофель”.

Команды должны заработать как можно больше очков, чтобы их назвали культурой № 1, но это будет не так легко, для этого им нужно иметь много знаний об этих культурах.

Начнем, пожалуй, с разминки, где мы выясним, какая из команд знает больше об этих культурах.

ВОПРОСЫ: 

  1. Известный математик Пифагор писал, что она представляет овощ, который поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение. О каком растении так хорошо отзывался ученый? (Ответ: капуста)
  2. Это самая древняя культура. Назовите это растение. (Ответ: пшеница)
  3. Во Франции это растение получило растение “пам де перр”. А как её называют у нас? (Ответ: картофель)
  4. Это растение в XVIII веке называли чертовым яблоком. О каком растении идет речь? (Ответ: картофель)
  5. “Еда без чунья, что жизнь без любви”, – так говорили в древности южноамериканские индейцы. Что такое чуньё? (Ответ: картофель)
  6. Французский естествоиспытатель Анри-Фабр с горечью восклицал:
    “История прославляет битвы, в которых мы погибаем. Она знает имена королей и полководцев, но ничего не знает о происхождении этого растения”. О каком растении идет речь? (
    Ответ: пшеница)

Ведущий: Вот и разминка закончилась. А теперь мы вплотную померимся силами.

  1. Итак, начнем с “капусты”. Я задаю вопросы, и вы должны как можно быстрее ответить на них.

Корень, стебель, лист, плоды
Все не пригодно для еды,
А засажен в огород…
Что же мы положим в рот?
(
Ответ: цветная капуста)

  1. Эта капуста образует кочан с морщинистыми листьями и со своими вкусовыми и питательными качествами очень похож на белокочанную. О каком виде капусты идет речь. (Ответ: Савойская капуста)
  2. Закончите фразу: сорта капусты по продолжительности жизни разделяют на… (ранние, средние и поздние) 
  3.  

Одной почкой из подвала
Мы наелись до отвала
Половину её во щи,
Чтобы не были щи тощи,
А другую половину в пирожковую начинку.
Стебель – кубышка,
Отгадайте о какой разновидности капусты идет речь?
(
Ответ: кольраби)

  1. Когда белокочанная капуста не образует кочан? (Ответ: капуста – светолюбивое растение, и при нехватке света кочан не образуется.)
  2. Когда рассаду белокочанной капусты можно пересадить, т.е. распикировать в торфоперегнойные горшочки? (Ответ: Рассаду пересаживают при появлении первого настоящего листа)

Ведущий: Итак 1-й тур окончен. Пока жюри подводит итоги, мы послушаем рекламу, которую подготовила команда “капуста”:

Южнокорейским ученым удалось вывести гибрид – томато-картофель. Растение получено в результате прививки куста картофеля на куст томата. У гибрида крупные клубни картофеля, только значительно крупнее чем у исходного сорта, и грозди помидоров напоминающие крупный виноград. Урожай с каждого куста более чем в два раза больше обычного.

Реклама закончилась, и мы начинаем 2-ой тур, на вопросы которого будет отвечать команда “картофель”.

  1. Каким веществом богаты клубни картофеля? (Ответ: крахмалом)
  2. Какое минеральное вещество больше всего извлекает из почвы картофель? (Ответ: калий)
  3. Клубни с каким весом лучше всего сажать в почву? (Ответ: 80-120 гр.)
  4. На какую глубину сажают картофель? (Ответ: 10-12см.)
  5. Назовите самого опасного врага картофеля. (Ответ: коларадский жук)
  6. Почему позеленевший картофель нельзя употреблять в пищу? (Ответ: образуется ядовитое вещество солонин)

Ведущий: Вот закончился и 2-ой тур, и пока жюри подводит итоги, мы послушаем рекламу “картофеля”:

Американские ученые открыли в капусте и других крестоцветных овощах химическое вещество индол – 3 карбинол, которое понижает риск заболеть раком груди.

А теперь 3-й тур:

Все мы с детства знаем сказки А.С. Пушкина, знаем и “Сказку о попе и его работнике Балде”. Там есть такие слова:

Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу.

  1. Что такое полба? (Ответ: полба - это вид пшеницы двузернянка)
  2. Сказка “Мужик и медведь”, скажите, какую пшеницу посеял мужик? (Ответ: яровая пшеница)
  3. Какая пшеница мягкая или твердая более скороспелая? (Ответ: мягкая, на ее развитие уходит 80-90 дней)
  4. От какой фазы развития зависит урожай пшеницы? (Ответ: от фазы кущения, чем больше стеблей с колосьями, тем выше урожай)
  5. На какую глубину сажают зерна пшеницы? (Ответ: на 2-4 см. в зависимости от состава почвы)
  6. Объясните высказывание российского агронома академика Прянишникова: выращивать картофель – это то же, что получать три колоса там, где раньше рос один.

Закончился и 3-й тур, и мы послушаем рекламу “пшеницы”:

Якутскими селекционерами выведен районированный для Якутии сорт пшеницы – Ладе и Скороспелка улучшенная.

А теперь для каждой команды мы раздаем листы с анаграммами. Переставьте или добавьте, вместо пропусков, буквы в словах так, чтобы получить названия сортов культурных растений. Какая команда закончит первой, та и будет победителем.

Л*д* - Ладе (сорт яровой пшеницы)

С*л*т - Салют(сорт яровой пшеницы)

Лофига - Голиаф(сорт капусты кольраби)

Регама - Амагер (сорт белокочанной капусты)

Итак, подводим итоги. Пшеница, конечно же, самая важная, древняя культура и почетно занимает 1-е место, и нет такого другого растения, которое могло бы претендовать на это.

1-й ученик:

Хлеб у нас в народе
В заслуженном почете,
Хлеб идет по пути
Мира и труда.

2-й ученик:

Хлебные зернышки сказочным кладом,
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда
Это живая награда за труд.

3-й ученик:

Шагает он гордо
По нашей стране
В поселок и в город,
К тебе и ко мне.

Ведущий: Наши ребята приготовили свои любимые блюда, и мы просим их продемонстрировать.

Итак, мы поздравляем вкусным и пышным караваем, и закончим наше занятие следующими словами.

Саша Попов:

Мне до земли
Поклониться хочется
Хлебу, рожденному
Нашей страной
Труд – его имя,
Мир – его отчество,
И для народа он самый родной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Покрытосеменные растения»

изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи. выполнять задания помогают сазочные герои...

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс (урок-игра)

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс.Цель урока: в игровой форме систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии растений на Земле; об отличительных признаках растений разл...

Обобщающий урок по теме «Семейства растений отдела Покрытосеменные"

Презентация к обобщающему уроку  «Семейства растений  отдела Покрытосеменные"...

Обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс).

Обобщающий урок по теме:«Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс). Позволяет проверить и обобщить знания учащихся по теме и подготовиться к контрольной работе....

Повторительно - обобщающий урок по теме "Овощные растения"

На уроке обучающиеся повторяют изученный материал по теме "Овощные растения" и изготовляют наглядные пособия...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Культурные растения"

Урок в игровой форме расширяет знания учащихся о происхождении, использовании и многообразии культурных растений, закрепляет знания об особенностях строения растений, принадлежащих к разным семействам...