Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.
статья по биологии по теме

Исаева Наталья Васильевна

В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурсе публикаций и наш материал опять вошел в сборник. В нашей школе в 2012 году прошел уже 5 фестиваль презентаций школьных ученических проектов, накопленный опыт позволил обобщить материал. Новые стандарты предполагают интегративность обучения, опыт работы с проектными технологиями обучения поможет их внедрению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya__mbou_sosh_no10.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Исаева Наталья Васильевна, учитель биологии, МБОУ СОШ №10,

 г. Волжский.

Мироненко Наталья Викторовна, учитель географии, МБОУ СОШ №10, г. Волжский.

Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.

Современная школа ставит своей задачей формирование целостной, гармонично развитой личности. Естественные науки имеют большой потенциал в этой области. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов естественного цикла. К сожалению, обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Ученики  не всегда в состоянии привязать знания одной из дисциплин к знаниям другой, проследить взаимосвязь географии и химии, биологии и географии, физики и экологии. Поэтому  задача интеграции предметов в современной школе - формирование нового интерактивного способа мышления, характерного для современного человека.

 Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации необходимы для достижения наибольшей эффективности в изучении предметов естественного цикла.  Руководствуясь принципом соответствия содержания интегративного знания методам, средствам, формам обучения, педагог может организовать усвоение материала в диалоговом режиме, с постановкой эвристических вопросов, обеспечивая продуктивную учебно-познавательную деятельность учащихся, приобщая их к поиску путей решения нестандартных задач. Теоретическая часть интегративного знания в этом смысле благодатна для постановки проблем, а прикладная — для организации практической работы школьников, например при выполнении научно-исследовательских межпредметных проектов. 

        С другой стороны объединение всех естественных дисциплин в единую область естествознание неблагоприятно, так как предметы теряют свою индивидуальность. Эффективность процесса обучения возрастает при периодической интеграции предметов, чтобы ученики видели взаимосвязь между учебными дисциплинами и понимали, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях.

         Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. С этих позиций уникальна проектная технология обучения. Метод проектов всегда направлен на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Позиция учителя при реализации проектного метода обучении должна сводиться к трем основным принципам: принципу равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителя с учениками, принципу предоставления права ребенку на самостоятельное действие, принципу стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей. В результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Проектом можно назвать работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или биологии с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

       География и биология - предметы естественного цикла благоприятные, с одной стороны для тематической интеграции, с другой для использования проектных технологий обучения. Подготовка и реализация совместных проектов по географии и биологии нами проводится в рамках реализации  методической работы нашей школы по теме «Внедрение проектных и исследовательских технологий в учебно-воспитательный процесс». Цель работы: создание условий для внедрения проектной и исследовательской технологий с учетом личностно-ориентированного  обучения. В 2012 году в нашей школе будет проводиться V школьный фестиваль презентаций ученических проектов. На фестивалях прошлых лет по нашим предметам обучающиеся представляли межпредметные  проекты «Природные источники углеводородов», «Природные ресурсы Волго-Ахтубинской поймы», «У мусора есть дом». В 2011-2012 учебном году с обучающимися 11 классов мы подготовили проект  «Особенности инфраструктуры в районе МБОУ СОШ №10». Ведущая роль во всех  проектах принадлежит экологическому компоненту содержания школьного образования. Оно не сводится к приобретению учащимися предметно-аналитических знаний о природе, а способствует формированию у них экологизированного сознания, которое определяет поведенческие реакции человека. Доминанта экологического образования  уступает место эмоциональной и духовно-нравственной составляющей  знаний о природе как личностно значимом друге.

Достоинствами  проектной деятельности являются:

- создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам   попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности

-развитие своих универсальных умений.

-повышение мотивации  изучения предметов;

-реализация  комплексного восприятия учебных предметов;

- умения принимать самостоятельные решения.

При подготовке совместных проектов в разные годы мы организовывали разновозрастные группы обучающихся, привлекали старшеклассников к работе с учениками младших классов. Это еще один аспект интеграции, связанный с процессом пополнения знаний, приобретаемых учащимися.  Организованные в рамках проектной деятельности мероприятия были направлены на развитие творческих начал в ребенке, стимулировали его природную любознательность, способствовали активизации познавательных усилий, побуждали узнавать что-либо новое. Заученные, готовые, не пропущенные через личность знания остаются чужими для школьника даже в том случае, когда поняты им. Полученные в ходе ознакомления с процессом научного познания, они становятся личностной ценностью. На первый план выходит взаимодействие жизненного опыта ребенка и научного знания. Мы организовывали экскурсии в Зоологический музей ВГПУ, видеоэкскурсии по Волго-Ахтубинской пойме, проведение  акций «Чистая зона», «Экологический десант». Малыши активно принимали участие в конкурсах рисунков и плакатов на экологические темы, старшеклассники совместно со студентами ВолГУ выезжали оценивать состояние городской свалки в городе Волжском, проводили оценку захламленности улиц города. Работа в этом направлении в данном учебном году приобрела  позитивный деятельностный  подход.  Реализуя проект про инфраструктуру, мы приняли участие в операциях СЮН «Посади дерево» и «Город-сад», в работе городской олимпиады по школьному  краеведению, где в общем зачете заняли второе место и были приглашены во второй раз для участия в областной олимпиаде.

 Вся работа была направлена на социализацию обучающихся в образовательном пространстве  школы и  города, на развитие умений реализовывать свой научный потенциал, представлять образовательное учреждение на городском и областном уровне. Погружаясь в проектные технологии обучения ты, как учитель, и твои ученики осваиваешь новые грани информационно-коммуникационных технологий. В этом году мы с ребятами впервые  приняли участие в конкурсе видеоклипов экологической тематики. Процесс создания видеоклипа «Зимний Волжский» был одинаково интересен педагогам и обучающимся. Ребята сделали и обработали фотографии в программе Photoshop, работали с программой с Windows Movie Maker, Sony Vegas, записывали звук, подбирали музыку.

Таким образом, проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе формируют рефлексивные и коммуникативные умения, навыки оценочной самостоятельности,  поисковые (исследовательские) способности у обучающихся.  Интегративные знания, полученные при подготовке межпредметных проектов по географии и биологии, способствуют самоопределению и самореализации личности школьника, служат основой для её дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Статья раскрывает основные положения интеграционных процессов в основной школе, дан краткий обзор интегрированного урока "Сергей Есенин - певец русской природы"...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях.

Статья  по  теме:"«Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях»...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...

Презентация "Использование инновационных технологии, приемов и форм для повышения качества образования в современной школе"

Использование инновационных технологии, приемов и форм для повышения качества образования в современной школе...

Информационные технологии как средство повышения качества образования в современной школе.

Данныя статья о важности компьютерных технологий в современной школе....