ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
план-конспект урока по литературе по теме

Никифорова Наталья Григорьевна

Статья раскрывает основные положения интеграционных процессов в основной школе, дан краткий обзор интегрированного урока "Сергей Есенин - певец русской природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/node/add/book-s63 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

И УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

  Никифорова Н.Г.,

 Учитель русского языка и литературы

РЦДО КС(К)ОУ «Чебоксарская С(К)ОШ № 2»

     Одним из продуктивных путей преобразования современной школы, устранения противоречия между быстро растущим объемом знаний и возможностью их усвоения является интеграция. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей. В условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенный комплекс, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.. Цель таких уроков - приобретение системы знаний и ценностей, "погружение" в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.
    Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.
    Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах классиков педагогической мысли. Так, еще Я.А. Коменский разработал курс "Космография", который содержал в себе материал из разных областей знания: астрономии, географии, политики, истории. При этом отец педагогики объединяющую роль всех образовательных предметов видел в
"пансофии" - всеобщей мудрости, устремленной к гармонии и мировому порядку.
    Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека.

     В той или иной мере после Ушинского все ведущие педагоги стремились выделить интегрирующий дидактический способ деятельности: у Дж. Дьюи -  это узкопрактическая деятельность, у Г. Фрезинга и Е. Хофмана - проектная деятельность, у А.С. Макаренко и Н.К. Крупской - трудовая деятельность, у В.А. Сухомлинского - творчески-созидательная деятельность, у Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - теоретическое мышление, мыследеятельность.
    Интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в отечественной школе, начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х гг., осуществлялись через систему межпредметных связей. В 70-80 гг. им уделялось огромное значение, даже в учебных программах появился специальный раздел "Межпредметные связи". В нем выделялись опорные понятия, факты, указывались темы, которые предполагали межпредметную связь данного предмета с материалом других, чаще всего смежных учебных дисциплин. К сожалению, этот ценный опыт в последнее время стал все меньше использоваться, но в начале 90-х гг. в связи с общенаучными интеграционными поисками в педагогике на новом качественном уровне заговорили о содержательной и дидактической интеграции.

  Применительно к литературным курсам можно говорить о трех видах интеграции

Первый представляет собой разработку единых универсальных курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла, как литература, русский язык, логика, этика, мировая художественная культура.

    Второй тип интеграции - установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами (русским языком, историей, мировой художественной культурой, философией) посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета.
   
Третий тип интеграции представлен в программе по литературе для учащихся 9-го класса, завершающих образование. В ней литературные темы представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся представление о разных способах изображения в искусстве человека и мира, расширяют знания о художественных школах и направлениях.     Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения "деятельных сил" (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.

     Закономерности интегрированного урока: весь урок подчинен авторскому замыслу; урок объединяется основной мыслью (стержень урока); урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

Рассмотрим один творческих интегрированных уроков литературы на тему «Сергей Есенин – певец русской природы»

Сергей  Есенин – певец русской природы

 Цели и задачи: 

- активизация интеллектуальной, эстетической мыслительной деятельности учащихся

- формирование общекультурных компетенций современного школьника

- умение анализировать, сопоставлять поэтические творения с жизненными установками,     менталитетом, собственным опытом на основе знаний по литературе, русскому языку, мировой художественной культуры, естествознанию, окружающему миру, истории, музыке

- умение  декламировать стихи и высказывать свою точку зрения  на манеру чтения

- формирование стойкого культурного отношения к поэзии как особому виду творчества

 Вид урока: интегрированный –литература+история+биология+киноискусство+музыка

 Ход урока: урок проходит в формате полилога: учителя и ученики, составлена презентация

     Сергей Есенин – самый национальный русский поэт, по мнению пользователей Интернета. Жизнь его – это судьба русской души, его стихи  вобрали наши жизни, опыт. Не знать Есенина в 20 веке считалось позором!

Времена меняются, но отношение к этому художнику остается востребованным. Есть замечательные стихи Евгения Евтушенко:

Поэты русские! Друг друга мы браним

Парнас Российский дрязгами заселен

Но все мы чем-то связаны родным,

Любой из нас хоть чуточку Есенин

……..

Спасенье - ты, российская Земля,

Спасенье - твоя искренность, Есенин

И русская поэзия идет

Вперед сквозь подозренья и нападки

и хваткою есенинской кладет

Европу ,как Поддубный, на лопатки.

     Говорить о Есенине надо и современным школьникам, так как они не научены воспринимать истинно народную, колоритную поэзию.

 Далее даются основные моменты урока.

1. «В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов» - строчки из автобиографии поэта 1924 года.

Как трогательно Есенин вспоминает детство, в котором сразу  ощущается особе отношение к природе, ее истинная жизнь волнует юного поэта.

 2. Мы сегодня с Есениным С.А. Каков он, наш русский поэт? О чем писал, думал? Его жизнь – судьба русской души, которая не мыслит себя без природы. Как много слухов и легенд вокруг его имени. Эти истории содержат и сплетни и восторженные воспоминания. Есенин писал: «Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать!»

3. Природа в нашей жизни обыденна, мы ходим по земле, дышим воздухом,

любуемся деревьями, замечаем птиц и слышим их пение. Не каждому из нас дано глубоко чувствовать природу, замечать ее особые краски. Что вы представляете, какое первое слово приходим на ум, когда слышите слово – природа? ( ответы учащихся)

 Варианты ответов: чистота, гармония, свежесть, отдых, шашлыки, красота, загрязнение, уважение и др.

4. Познакомимся с воспоминанием А.М.Горького, который метко определил суть мировоззрения Есенина: «Сергей  Есенин   не столько человек, сколько орган, созданный  природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире»

5. чтение стихотворения «Матушка в Купальницу» учителем. Почему Есенин не мог не воспевать природу? Ответ можно найти в его биографии: Есенины  не были крестьянами, но  Сергей любил проводить время с крестьянскими детьми, жил у бабки и деда со стороны матери, дядья научили кататься на лошади, лазить по деревьям, плавать за дичью. Детское восприятие жизни легло в основу первых стихотворений, которые были мелодичны, искренни, без всяких прикрас.


* * * 

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,

Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

1912

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва: Детская литература, 1971.

6. чтение стихотворения ученицей «Черёмуха душистая». Пейзаж завораживает, околдовывает, человек настолько вписался в природу, что веришь этому безоговорочно. Картина дана яркими, колоритными словами. А сколько эпитетов и олицетворений!

7. вспомним творческий урок учителя биологии., где вы узнали, что люди Запада и люди Востока по-разному смотрят на мир: люди Запада – люди слуха – цари природы; восточные люди – люди зрения – ощущение себя части природы. Выступление учителя биологии.

8. А Есенин? Кто он? Славянин. Но славяне – это синтез Запада и Востока, поэтому Есенин по-своему с этой точки зрения писал стихи о природе. По-моему, больше склоняясь к Востоку. Недаром Блок, современник Есенина, восклицал:

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

9. просмотр эпизода из фильма «Есенин» - «К Вам поэт Есеня!»

Данный отрывок в полной мере отражает живую душу поэта посредством кинематографического искусства: естественность, простоту, гармоничность и истинно природный талант!

10. чтение ученицей стихотворения «Не напрасно дули ветры»

Восприятие Есениным мира природы как части самого себя ощущается в этом стихотворении. Как человек, природа растет, отвечая на вопросы человека.

 11. Посмотри, как выглядел поэт. Он сам истинный сын природы: кудрявые волосы, одухотворенное  милое лицо. А его стиль в одежде! Косоворотки, лапти, гармоника…

12.  чтение с комментированием стихотворений «Корова», «Лисица», «Я обманывать себя не стану», «Мы теперь уходим понемногу». Особая любовь-страсть у поэта была к животным, он их называл «Братья наши меньшие».

13.  Любовь к животным позволяет раздвинуть границы творчества и перейти к любовной лирике, которая тоже не обходится без них. Просмотр мини-презентации, подготовленной ученицей 10 класса на стихотворение «Собаке Качалова».

14. Природа Есенина  непременно связана с Родиной, с Россией. Чтение стихотворения «Спит ковыль…»

15. Поэт всей душой любил свою Русь, свою природу, и не  мог не задумываться об изменениях окружающей страны, беспокоился о состоянии русских деревень, переживал за судьбы русского крестьянства. Чтение стихотворения учителем «Мир таинственный, мир мой древний»

16. стихи о природе – соединение человеческих чувств и картин природы, что явно прослеживается в известном романсе «Отговорила роща золотая» ( прослушивание)

17. рассказ об образном мире Есенина – обожал животных, любил воспевать деревья, небо, звезды, создал особый цветовой поэтический мир звуков

18. Есенин был не только поэтом, но и исследователем природы. У него есть потрясающая статья об отношении к природе «Ключи Марии» о древе мира и святой воде, омывающей нашу жизнь. «     Древо – жизнь. Каждое утро, встав  от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя дня нового. Вытирая

лицо свое о холст с изображением древа, …человек помнит себя семенем надмирного дерева…»

19. рассматривание схемы «Есенин и природа», комментирование учащимися.

20. итог урока:

 - мир природы и мир человека тождественны

 - не зная пейзажной лирики Есенина, невозможно постичь суть русской природы

- природа – самодостаточная единица Вселенной

- время человека быстротечно, а природа вечна

- трагическое нарушение законов природы ведет к искажению самого человека

- напутствие поэта -

Живите так,

как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин

Данный тип интегративного урока, хотя и нередкое явление в школьной практике, но он может быть реализован со школьниками с высоким уровнем ответственности и самостоятельности, так как свободные ассоциации в рамках определенной литературно-культурной темы предполагают высокую мотивированность обучения, широту кругозора учащихся, овладение умениями самостоятельной интерпретации произведений искусств, формирование в конечном счете общекультурных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.

В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс...

Материалы к методическому семинару Возможности интегративного обучения в современной школе Дискуссия

Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.О...

Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе

В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...

Модернизация учебного процесса в современной школе. Сборник научно-методических трудов. Выпуск 3.

В сборнике опубликована статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего образовательного учреждения"...

Модернизация учебного процесса в современной школе. Сборник научно-методических трудов. Выпуск 3.

В сборнике опубликована статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего образовательного учреждения"...

Управление инновационными процессами в современной школе

В условиях кардинальных изменений, происходящих в социально-экономической, политической и культурной сферах российского общества, современная школа ищет различные пути реализации своих функций, ...

Интегративный подход: его реализация на уроках литературы .

Интеграция - высшая форма межпредметных связей, которая становится востребованной в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий....