Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
статья по теме

Печников Алексей Сергеевич
В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в реализации общешкольных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Происходящие в общественной жизни государства изменения требуют развития новых, педагогических технологий, требующих творческой инициативы, навыка самостоятельного движении в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности. Одним из способов формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности, организации  смыслопоисковой деятельности личности является внедрение проектной деятельности обучающихся в       образовательный и воспитательный процесс.

               Проектная  деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

            Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:  

            • рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы;

            • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

            • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблем проекта);

            • представлению результатов своей деятельности и хода работы;

            • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео,  аудио и сценических представлений и др.).

             Учебный проект или исследование – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе. Попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

             Руководителю проектной деятельности важно понимать:

            • Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?

            • Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

            • Как научить учителей руководить работой учащихся?

            • Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?

            • Как разработать программу  работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?

             Конечно же, завучу необходимо решить следующие задачи:

            • Составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых);

            • Согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование?

            • Организовать мониторинг формирования ЗУН, необходимых для выполнения учебного проекта или исследования;

            • Подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП;

            • Организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования;

            • Выстроить серию проектов или исследований оного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности.

             Безусловно, проекты очень разнообразны по своей тематике, методологии, по характеру контактов, по своей продолжительности.

             

             В работе нашей школы используются исследовательские, игровые, творческие, информационные проекты. Но доминирующую роль в учебно-воспитательном процессе играют социально-ориентированные проекты.

             Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы общества, интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

             Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария своей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечно продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

              Среди социально-ориентируемых проектов, реализуемых в нашей школе хотелось бы назвать следующие:

            • «900 этих дней и ночей»

            • «Этот День Победы»

            • «Кадеты Петербурга»

            • «История пожарной охраны Петербурга»

            • «Аэродром «Сосновка» в годы Великой Отечественной войны»

            • «Великие ученые великого города»

            • «Петербург – культурная столица»

            •  «Смех и радость мы приносим людям» (организация массовых праздников для жителей микрорайона, концерты к знаменательным датам и событиям, новогодние елки для воспитанников детских садов и т. д.).

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная деятельность как форма организации учебно-воспитательной работы в школе.

Статья и презентация выступления на школьном методическом обединении....

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Публикация "Организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно -деятельностного подхода»

Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию. Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в ...

Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...

2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса на основе психологической диагностики

Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса на   основе психологической диагностики...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...