Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»
статья по алгебре на тему

Черевиченко Лариса Александровна

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать вам свое видение того, как можно организовать учебную деятельность в соответствии с новыми требованиями в российском образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Системно - деятельностный подход  как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»

Автор:  Черевиченко Лариса Александровна, учитель математики

1 категории, учитель ЮНЕСКО, МБОУ Гимназии №3 г.о. Самара

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг

В наше время, когда стремительно меняется всё вокруг, система образования не может оставаться неизменной. Об этом говорят многие, создавая различные модели будущей школы, идеальной школы, реализуя на практике идею возможности управлять будущим. Ведь от того, каким  мы сделаем наше сегодня, зависит наше спокойное стабильное завтра. Именно они – эти современные малыши, приходящие в школу, в недалеком будущем станут хозяевами страны и мира.

Учитывая  государственные, социальные, личностные потребности и интересы  на данном этапе развития современного общества осуществляется  модернизация российской системы образования, в том числе разрабатываются и вводятся новые образовательные стандарты второго поколения.

В сборнике  «Федеральный государственный стандарт общего образования» автора Е. Пойда  сказано, что «принципиально необходимой  чертой образовательной политики является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса: учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами».

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию,
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся,
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Для того  чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Сейчас можно найти достаточное количество пособий для учителей, в которых раскрываются ключевые положения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Но, пожалуй, еще мало  советов, методических разработок, позволяющих педагогам разобраться в применении теоретических основ на практике, разобраться в том, что должно измениться в деятельности учителя-предметника в соответствии с требованиями  стандартов второго поколения. На мой  взгляд, учителей пугает именно эта неизвестность.

Надо сказать, что сам предмет математика – достаточно многогранный, емкий предмет,  и овладение практическими навыками по математике не возможно без формирования универсальных учебных действий у всех участников образовательного процесса по математике.

А, следовательно, мы  – учителя математики, и ранее, и сейчас уже работаем над формированием универсальных учебных действий в том числе. Только это не являлось нашей основной целью. Теперь для нас становится важным и формирование специальных учебных действий, и универсальных учебных действий.

Основной  задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении  преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Я хотела бы  продемонстрировать вам свое  видение того, как можно организовать учебную  деятельность в соответствии с новыми требованиями в российском образовании.

Как я  организую учебный процесс в соответствии с новыми стандартами?

Я работаю над созданием    такой модели системы обучения учащихся, которая  позволила бы учащимся  повысить мотивацию к обучению математике, создать условия для развития математических способностей детей, приобрести специальные учебные навыки с учетом индивидуальных желаний и способностей в рамках деятельности учебного заведения гуманитарного профиля, а также сформировать универсальные учебные действия у учащихся.

Мною  был разработан педагогический проект для МБОУ Гимназии №3 г.о. Самара.

Тема проекта: «Допрофильная подготовка учащихся 5-6 классов по математике в условиях гуманитарного профиля учебного заведения»

Цель проекта: создание благоприятных условий для развития личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий в рамках деятельности по предмету математика для учащихся 5-6 классов в условиях гуманитарного профиля учебного заведения

Я реализовывала  этот проект два  года, поэтому можно говорить о  результатах реализации этого проекта.        

Реализация проекта осуществлялась  по трем направлениям:

1. Организация учебно-воспитательного  процесса в рамках урочной деятельности по предмету на основе  рабочей программы по математике для  5-6 классов. Рабочая программа получила положительную рецензию и рекомендована к использованию заведующим кафедрой физико-математического образования СИПКРО, к.п.н. А.А. Максютиным.

Организация учебно-воспитательного процесса по указанной рабочей программе позволяет учащимся при усиленном лингвистическом образовании успешно овладеть и учебным материалом по математике благодаря цикличности изучения основополагающих тем, способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и учителя.

2. Организация учебно-воспитательного  процесса в рамках урочной деятельности по предмету с применением  современных образовательных технологий. Следует отметить, что мною разработаны свои методы проведения устного счета, индивидуальной работы у доски, я работаю над созданием сборника дидактических материалов, соответствующего нашей программе.

При организации домашней работы учащихся практикую домашние творческие задания, которые  не являются обязательными, их могут выполнять все ученики с разным уровнем способностей, в том числе и  желающих дополнительно заниматься математикой, но не обладающие способностями  решать олимпиадные задания. В своей деятельности использую материалы на цифровых носителях, в том числе интернет ресурсов (образовательный  сайт МОиН РФ  www.fcior.edu.ru, образовательный  сайт МОиН РФ  www.school-collection.edu.ru, цифровые материалы издательства «Первое сентября», получаемые мною в рамках  Общероссийского проекта «Школа цифрового века»), соответствующие требованиям ФГОС ООО второго поколения.

Успешность овладения и учебным материалом по математике моими учащимися подтверждается результатами мониторинга, проводимым администрацией гимназии.

3.Организация учебно-воспитательного процесса в рамках  внеурочной деятельности с учащимися по решению нестандартных заданий и активизации познавательной деятельности учащихся, а также организации научно-практической работы учащихся. При планировании моей работы с учащимися гимназии №3 г.о. Самара было  взято за основу  методическое пособие «Математический кружок», автором которого является «Почетный работник общего и среднего образования РФ» А.А.Гусев.

Получены первые положительные результаты: учащиеся стали призерами олимпиад и  научных конференций различного уровня.

        

        Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

  • Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?
  • Какие методы и средства обучения выбрать?
  • Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?
  • Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций? Безусловно, структура урока математики может варьироваться в зависимости от  типа урока, изучаемой темы, места урока в учебном процессе и т.д., но в целом составляющие урока таковы
  • Устный счет.
  • Индивидуальная работа учащихся.
  • Знакомство с темой урока, постановка целей урока
  • Объяснение нового материала.
  • Отработка практических навыков у учащихся
  • Мониторинг.
  • Домашнее задание.

Не буду подробно останавливаться на всех составляющих урока. Хочу подробнее остановиться лишь на некоторых.

При объяснении нового материала применяю  теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) и технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова.                Пример объяснения нового материала и первичного закрепления материала по теме «Сложение целых чисел с разными знаками».

Технология проведения

Учащимся на доске предоставляется такая запись:

5+ (-10)=

10+(-6)=

 -11+7=

-7+13 =

Учащиеся переписывают эти записи в свои тетради.

Задание:

  1. Вычислите устно с помощью координатной прямой.

/Учитывая тот факт, что дети уже знакомы с темами: «Координаты на  координатной прямой», «Изменение величин», «Сложение целых чисел с помощью координатной прямой», у учащихся не вызывает никаких затруднений при ответе на поставленный вопрос, а запись на доске видоизменится учителем следующим образом/:

5+ (-10)=                                = -5

10+(-6)=                                = 4        

-11+7=                                = -4

-7+13 =                                 = 6

  1. Сформулируйте правило, с помощью которого можно получить эти результаты.

/При выполнении этого задания осуществляется тесное общение учащихся с учителем, а так же с учениками, в ходе которого приходим к верной формулировке двух основных правил. С последующей корректировкой записи на доске:

5+ (-10) = -(10-5) =-5

10+(-6) = +(10-6) =4

-11+7 = -(11-7) =-4

-7+13 = +(13-7) = 6

После чего учащиеся дописывают полное решение и ответы, затем  находят текст правила в учебнике, читают его самостоятельно/.

Затем осуществляются рефлексия освоения нового теоретического материала с помощью тетради с печатной основой, а именно:

«Вставьте пропущенные слова так, чтобы получилось верное высказывание.

  1. Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
  1. из ________________  модуля слагаемых вычесть меньший,
  2. поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого ________________.
  1. Сумма двух чисел с разными знаками имеет знак числа с ____________ модулем.
  2. Модуль суммы чисел с разными знаками равен ___________________ модулей этих чисел».

Затем осуществляется первичное закрепление материала по следующим заданиям из рабочей тетради с печатной основой, имеющейся у каждого ученика, а именно:

1.Укажите стрелкой знак суммы.

10+6

47+(-14)

-4+5

28+(-40)

18+9                

        

-27+(-6)

-49+60

-14+5

        2. Укажите стрелкой действие, с помощью которого можно вычислить модуль суммы.

3+8

14+(-18)

-6+(-9)

-25+(-1)

-6+7                

        

6+(-7)

-24+13

19+(-30)

        Затем проводится  самостоятельная  работа обучающего характера. Получив задание, учащиеся работают самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта и проводит индивидуальные консультации на рабочих местах учащихся.

        По мере выполнения учащимися задания, учитель проверяет ход решения у каждого ученика, указывая  его ошибки, если они у него есть.

        Для успешно справившихся учеников предлагается самостоятельно выполнить следующее задание. По итогам указанного вида деятельности учащиеся, успешно справившиеся с заданиями, получают оценки.

        Следует отметить, что при такой работе у педагога всегда должен быть достаточный запас заданий, для полноценной работы учащихся с учетом их математических способностей.

Надо сказать, что при объяснении нового материала я часто практикую первоначальную самостоятельную работу с текстом. С последующей рефлексией освоения нового теоретического материала. Например, вот таким образом.

Технология изучения нового материала по направлению геометрия в 5 классе.

  1. Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом теоретического материала, а затем самостоятельно заполнить бланк .
  2. Затем осуществляется обсуждение по заполненному бланку.

Бланк

Прямоугольный параллелепипед состоит из:

Наименование

Определение

Количество

Грань

                 граней

Ребро

                  ребер

Вершина

                 вершин

2) Какие измерения имеет прямоугольный  параллелепипед?

__________________________________________________________________

3) Куб – это __________________________________________________________________

4) Свойство граней прямоугольного  параллелепипеда:

__________________________________________________________________

5) Свойство граней куба:

__________________________________________________________________

Вывод: такое преподнесение нового материала  позволяет учащимся повысить мотивацию к учению, осознанно овладеть материалом по новой теме, освоить практические навыки с учетом их индивидуальных способностей, создать условия для формирования у  учащихся универсальных учебных действий (познавательных и коммуникативных).

При отработке практических навыков у учащихся применяется технология уровневой дифференциации.

Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.

В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации  технологии дифференцированного обучения, т. к. сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер.

Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребёнка. Между фронтальными изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным учеником.

Я использую уровневый дифференцированный подход в обучении именно при отработке практических навыков путем  самостоятельных работ учащихся обучающего и  контролирующего характера.

Вывод:  при таком подходе к организации учебного процесса:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).

Хотелось бы вернуться к словам эпиграфа:

«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».

На мой взгляд на своих уроках я «учу не тому, что учащиеся  должны думать, а тому, как они должны думать».

Список литературы

Дидактические материалы

Рабочая тетрадь по математике: 6 класс: к  учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 6 класс»/ Т.М. Ерина. – 4-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 205 с.  (Серия «учебно-методический комплект»),

Электронные ресурсы

Митрофанова Г.А. Системно-деятельностный подход в обучении математике [Электронный ресурс] // Издательский дом «1 сентября» . URL: http://festival.1september.ru/articles/613816/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно -деятельностного подхода»

Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию. Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в ...

Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе

В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...

Презентация "Организация учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)

На данный момент образование в России претерпевает кардинальные изменения. В презентации я попыталась скомпелировать свое видение того, как можно организовать учебную деятельность учащихся в соответст...

Статья «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода....

Презентация к педсовету "Системно-деятельностный подход в воспитании и образовательной деятельности в рамках ФГОС"

В презентации описываются основные этапы технологии системно-деятельностного метода при организации работы на уроке...

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»...