Материалы к методическому семинару Возможности интегративного обучения в современной школе Дискуссия
методическая разработка по теме

Шурыгина Любовь Николаевна

 

Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.
Основная цель обучения на интегративной основе - дать целостное представление об окружающем мире - связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития в детстве основных мыслительных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5. Интегрированный урок.

         Одно из новых направлений совершенствования обучения в школе -организация и проведение интегрированных уроков.

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплин.

(из Интернета)

Савина Лариса Николаевна,

доктор филологических наук,

профессор кафедры филологических дисциплин

и методики их преподавания   ВГАПК РО.

В отличие от урока с использованием межпредметных связей интегрированный урок представляет собой иное по содержанию, постановке целей и структуре занятие. На интегрированных уроках сведения из разных наук не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимся предмета в целом.

Любой интегрированный урок начинается с раскрытия понятий, усвоение которых возможно только тогда, когда они представлены в разных знаково-символических системах. Интегрированный урок требует сочетания разнообразных видов человеческой деятельности (мыслительной, речевой, коммуникативной), сочетания научного и художественного. Центральное место в процессе подготовки и проведения интегрированного урока отводится умению учителя так сформулировать проблему (тему) исследования, цели и вопросы для обсуждения, чтобы вывести учащихся на определенный уровень понимания языка различных предметов.

По своей организации и содержанию интегрированные уроки имеют четыре уровня:

  1. первый уровень, когда учителя стремятся сформировать единые подходы к определенным событиям, явлениям, научить школьников на основе этих подходов правильно строить устные ответы. В этом случае учителями вырабатываются единые цели и задачи, определяются общие понятия. Урок каждым учителем проводился самостоятельно. К первому уровню интеграции относится урок по составлению интервью или газетного репортажа «Социалистический идеал' на пути к человеку нового типа» (история); «Социалистический идеал: на пути к герою нового типа» (литература);

второй уровень, когда работа проводится в понятийно-информационном поле, где понятийный аппарат и информация очень близки. В этом случае учителя строго отбирают понятия, без которых невозможно изучение школьных дисциплин, согласуют предлагаемую информацию. При втором уровне учителя работают каждый на своем уроке или же вместе, согласовав свои функции. Ко второму уровню интеграции относятся: а) объединенная лекция «Социально-экономическое и культурное развитие России на рубеже веков: русская идея и социалистический идеал в русском общественном сознании»; б) круглый стол «"Хождение по мукам" русской интеллигенции в эпоху революции и гражданской войны» (история, литература отдельно); в) историко-литературная композиция «Бьется в тесной печурке огонь»;

третий уровень, когда необходимо провести сравнительно-обобщающее изучение материала. В этом случае педагогами ставится задача научить старшеклассников сравнивать и противопоставлять явления, события, характеры, причины. Целесообразно проводить объединенный урок, увеличив время за счет обоих предметов. На уроке работают оба учителя. К третьему уровню относится интегрированный урок-семинар «"Демоны" буржуазной цивилизации и "ангелы" социальной революции в литературной и исторической жизни страны»);

• четвёртый уровень, когда основная тяжесть работы ложится на учащихся, которые могут работать группами, парами. Школьники самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, героях. Учащимся предлагается установить связи, закономерности, тенденции между изучаемыми событиями, явлениями, историческими личностями. На этом уровне интеграции оба учителя работают в классе одновременно. К четвертому уровню относятся литературно-исторический салон «Исторические и литературные портреты эпохи буржуазных революций»,  регламентированная дискуссия «Правда и ложь о коллективизации», составление киносценария «Реабилитирован посмертно», личностно-ролевая игра «Нравственный выбор и его последствия».

На третьем и четвёртом уровнях интеграции особое место занимает рассмотрение в едином контексте философии истории и философии литературы, вопросов соотношения исторической и художественной памяти, ментальности человека как социально-генетического кода истории и объекта художественного осмысления.

Интегрированные уроки могут, а на третьем и четвертом уровнях должны проводиться совместно двумя или несколькими учителями. Это гарантирует выявление не только общности взглядов, но и различия позиций в оценке одних и тех же событий, явлений, исторических личностей. Отсюда возникает необходимость диалога учитель-учитель (как правило, отсутствующего на традиционном уроке с использованием межпредметных связей), учитель-ученик, ученик-ученик. В то же время надо помнить, что интеграционные процессы не исключают процессов дифференциации.

Привлекая в ходе интегрированного занятия исторические документы и тексты художественных произведений, следует помнить слова Л. Н. Толстого, сказанные им по поводу «Войны и мира»: «Историк и художник, описывая эпоху, имеют два совершенно различных предмета. ...Для историка, в смысле содействия, оказанного лицом какой-нибудь цели, есть герои; для художника, в смысле соответственности этого лица всем сторонам жизни, не может и не должно быть героев, а должны быть люди. Историк обязан, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это лицо. Художник, напротив, ...старается только понять и показать не известного деятеля, а человека».

Разумеется, интеграция не может быть панацеей от всех бед, связанных с несовершенством методики преподавания литературы и истории. Этот диалектический процесс не должен уничтожить своеобразия и суверенности каждой отдельно взятой научной и учебной дисциплины. С учётом вышесказанного необходимо разработать такие итерированные программы, которые обеспечили бы разгрузку содержания обучения, рационально распределили бы учебное время, что позволит сформировать у учащихся целостную картину мира.

(приложение № 37      2006 г.,

выпуск 2 к журналу «Учебный год» )

Любовь ПРОКОФЬЕВА,

учитель года Мурманской области-2001, учитель истории, обществознания и МХК, СШ N 19, г.Заполярный   Мурманская область

Но что такое интегрированный урок? Чем он отличается от традиционного урока с использованием межпредметных связей?

Есть две точки зрения:

1. Интеграция должна осуществлятья по "содержательному" принципу.

2. В основе интегративного урока должен быть способ действия, а не какой-то конкретный материал.

На мой взгляд, оба эти подхода не противоречат друг другу, если исходить из того, что в основе интеграции лежит необходимость решения тех проблем, которые не могут быть решены в рамках отдельного курса. Тогда на уроке гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из различных областей науки, а школьники наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, то есть занимаются исследовательской деятельностью.

Американский философ Р.Эмерсон писал: "Отличие взрослых исследований от детских в том и состоит, что взрослые изучают предмет, а дети строят самих себя". Поэтому предлагаемые для решения проблемы не должны навязываться извне, а формироваться на основе личного опыта, ценностей, пристрастий, потребностей ученика. Ведь еще древние говорили: "Истина всегда дороже, если вы ее "открыли", пришли к ней "сами".

Примером такого урока может служить семинарское занятие по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение".

1-й вариант - семинар-"круглый стол" с приглашением "специалистов" - правоведов, обществоведов, биологов, в роли которых выступают сами учащиеся. Гости раскрывают проблему девиантного поведения с разных позиций. Так, обществоведы рассматривают последствия алкоголизма и наркомании для самого человека, для общества, для семьи; биологи рассказывают о влиянии алкоголизма и наркотиков на развитие организма и здоровья человека; правоведы характеризуют криминогенную обстановку и т.д.

2-й вариант - семинар-исследование, исходной проблемой которого может стать взаимосвязь физического и нравственного здоровья.

3-й вариант - семинар с элементами дискуссии (для классов с продвинутым обучением), где учащимся для обсуждения может быть предложена проблема "Алкоголизм и наркомания: поиск смысла жизни или уход от реальной жизни?".

Таким образом, основой интегративного метода должен стать человек, общечеловеческая, гуманистическая проблематика. В итоге знания становятся живыми, очеловеченными, близкими и интересными каждому человеку. Он уже не просто субъект учебной деятельности, он включается в состав этого "живого знания", узнает себя в нем. Оно не выступает в качестве чуждой для него реальности или силы. В результате происходит то, о чем мечтал С.Соловейчик: "Познание становится этическим".

(Из Интернета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.

В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни...

Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".

План семинара "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления". 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащ...

Методический семинар «Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций».

Практико – ориентированные занятия. В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведен...

Методический семинар «Возможности и перспективы использования электронных интерактивных заданий на уроках английского языка»

Методический семинар «Возможности и перспективы использования электронных интерактивных заданий на уроках английского языка»...