Главные вкладки

    Методический семинар «Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций».
    методическая разработка на тему

    Мякишева Наталья Геннадьевна
    Практико – ориентированные занятия. В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена. Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod.seminar_myakisheva.docx25.14 КБ
    Office presentation icon prezent._metod.semin_.ppt1.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    Методический семинар

    мастера производственного обучения

    Мякишевой Натальи Геннадьевны

    «Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций».

    На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

    Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

    ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

    Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.

    Создание практико-ориентированной  образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

    Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.

     Существует три подхода в системе практико-ориентированного обучения.

    Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики.

    Второй подход, при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально - ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

    Третий, наиболее широкий подход,  в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

    Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.

    В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у студентов практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.

    Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников  и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

    Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами  определенной области.

    При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

    В основу реализации данных принципов должны быть положены:

    • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
    • специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
    • интеграция знаний, методов различных областей науки и  практики.

    Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.

    Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, которые я использую, являются:

    • метод проблемно-ориентированного обучения;
    • метод проектов;
    • технология педагогического сотрудничества;
    • технологии коллективного взаимообучения;
    • технология проблемного обучения;
    • информационные технологии.

    Практико – ориентированные занятия.

    В связи с требованиями ФГОС и  современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.

    Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.

    Практико-ориентированные занятия можно разделить на два этапа:

    1. экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за производством, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости.
    2. выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций  будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия.

                           Практико-ориентированное обучение в данный момент в нашем колледже достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии «Продавец, контролер-кассир» на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения,  знакомятся со структурой предприятия.

    С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов  программный продукт для решения небольших по объему  задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

     На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника),  происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности. Задачи:  формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности.

             Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания конкретных дисциплин, затем – рабочих и учебных программ.

    Таким образом, практико - ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый максимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методический семинар: «Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций Подготовила мастер производственного обучения ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж отделение п. Коммунар Мякишева Наталья Геннадьевна

    Слайд 2

    На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

    Слайд 3

    Традиционная триада Приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у студентов практических умений и навыков. При деятельностно - компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

    Слайд 4

    Целью моей концепции является создание эффективной практико-ориентированной среды, которая способствует развитию конкурентоспособного профессионала, при этом сохраняя высоко нравственные, личностные качества.

    Слайд 5

    Актуальность концепции определяется тем, что с внедрением стандартов ФГОС третьего поколения осуществляется изменение в среднем профессиональном образовании. Целью СПО является: -формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования с – другой .

    Слайд 6

    Реализуемая мною практика направлена на решение следующих педагогических задач: Организация образовательного процесса на основе деятельно-компетентностного подхода; Внедрение практико-ориентированного обучения; Создание условий для повышения мотивации студентов к самореализации, самовоспитанию, развитию личностных качеств. Повышение творческой инициативы, профессиональной компетентности преподавателя как основного разработчика и пользователя инновационных технологий.

    Слайд 7

    В нашем колледже придерживаемся мнения, что для построения практико-ориентированного образования необходим деятельностно-компетентностный подход .

    Слайд 8

    Трудно осуществлять действительно практико-ориентированное обучение студентов без участия в этом процессе и активной поддержке профессионального сообщества специалистов-практиков, т.е. работодателей.

    Слайд 9

    Наши работодатели ООО «ТриО» Швецова Алёна Анатольевна ООО «Для Вас» Кряжева Светлана Ивановна ИП «Плотникова В.И.» Плотникова Валентина Ивановна ИП «Афонечкина Н.П.» Афонечкина Наталья Павловна

    Слайд 10

    Работодатели ООО «Для Вас» ИП «Афонечкина Н.П» ООО «Трио»

    Слайд 11

    Особое место в профессиональном обучении занимает учебная и производственная практики, призванные обеспечить: комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессии СПО, формирование у них общих и профессиональных компетенций, приобретение ими опыта практической работы по профессии .

    Слайд 13

    Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. метод проблемно-ориентированного обучения; метод проектов; технология педагогического сотрудничества; технологии коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения; информационные технологии. интеграцию учебных предметов как "способ приближения" учебной (аудиторной) ситуации к реальной, фактической, способ задания целостного представления о будущей профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;

    Слайд 14

    Качественному проведению модулей способствует совместная работа мастера и преподавателя, большая часть практических работ проводится в лаборатории, где студенты от теории переходят к практике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися

    Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации  исследовательской деятельности с учащимися  1-11 классов...

    Формирование профессиональных компетенций студентов ГБОУ СПО КО «ИПК» в области финансовой грамотности

    В статье рассматриваются вопросы, связанные с формирование профессиональных компетенций студентов по финансовой грамотности через организацию работу студенческого научного сообществаКлючевые сло...

    Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.

    В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни...

    Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".

    План семинара "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления". 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащ...

    Проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    Формирование профессиональных компетенций студентов на основе-проектно-исследовательской деятельности...

    Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

    Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

    Доклад "Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя"

    В докладе рассматриваются понятия компетенций и компетентности учителя, особенности их формирования, критерии определения компетенций и компетентности, основные пути развития компетентности педагога....