Главные вкладки

    Доклад "Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя"
    методическая разработка на тему

    Артемова Галина Пантелеевна

    В докладе рассматриваются понятия компетенций и компетентности учителя, особенности их формирования, критерии определения компетенций и компетентности, основные пути развития компетентности педагога.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompetentnostnyy_podhod_v_obrazovanii.docx27.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя

    Доклад Артемовой Г.П.

    В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX–XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.

    Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

    Профессиональная компетентность учителя.

    В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности.

    Профессиональная компетентность  - "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности"  - словарь В. И. Даля.

    Профессиональная педагогическая компетентность  - "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания". - психологический словарь.

        Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: “владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания” (Коджаспирова Г. М.).

    В психолого-педагогической литературе определение понятий “компетентность” и “компетенция” получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

    Распространена точка зрения доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского “ компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним”.

    Критерии определения компетентности и компетенции учителя.

    Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).

    Формирование перечисленных компетентностей и на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

    В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
    – повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
    – быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
    – самостоятельно учиться;
    – принимать решения и нести за них ответственность;
    – адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
    – нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

    Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.)

    Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

    В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

    Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества ,т.е. реализовывать ключевые компетенции ?

    Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?

    При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?

    Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков.

    В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

    Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т.е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».

    Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических компетенций.(Соловова Е.Н.) Компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

    Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

    Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

    Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

    Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

    Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

    Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

    Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

    Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

    Общепредметные (базовые) компетенции учителя.

    Компетенции по русскому языку и литературе:

    • психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая);
    • личностная;
    • самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный, профессионально-прикладной компоненты).

    Компетенция учителя иностранных языков как структурное образование предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций:

    • коммуникативный (языковая, речевая, социокультурная компетенции);
    • дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);
    • рефлексивный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

    Как оценить профессионализм учителя и уровень его профессиональной компетентности?

    Педагогическая диагностика до недавнего времени сводилась к фиксации некоторых показателей обучаемости, обученности и воспитанности.

    При использовании субъективных методов в отличии от объективных , при которых труд учителя оценивается по показателям уровня обученности и воспитанности учеников, диагностика осуществляется на основе того, что думает, представляет и сообщает учитель сам о себе. Главная задача диагностики успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать: успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.

    Учитель, который стремиться к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.
    Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

    Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
    2. Исследовательская деятельность;
    3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
    4. Различные формы педагогической поддержки;
    5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
    6. Трансляция собственного педагогического опыта;
    7. Использование ИКТ и др.

    Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

    В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности.

    Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя, определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

    • владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
    • знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
    • *умение представить информацию в Интернет;
    • владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий;
    • умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
    • владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

    Заключение
    Достижение эффективности своего труда и умение ее оценить характеризуют профессиональную компетентность учителя.
    Результативность в труде учителя – это наличие качественных изменений (позитивных, прогрессивных и негативных) в психическом развитии учащихся и самого учителя. Эффективность же есть соответствие полученного результата поставленным задачам (здесь близким по содержанию является понятие «успешность»). Педагогическая эффективность есть степень реализации учебных целей с заданными или возможными при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достижение поставленных целей.
    Эффективность – это достижение запланированных положительных результатов.
    Итак, если мы хотим оценивать эффективность труда учителя, то надо оценивать не сам результат, а брать его в соотношении с поставленными целями.

    Список использованной литературы:

    1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – с. 25-30.
    2. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2006. – с. 43.
    3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. – 2005. – с. 44-46.
    4. Карпенко О.М., Луквяненко О.И., Денисович Л.И., Беригодская М.Д. К вопросу о компетентностном подходе в Российском образовании // Инновации в образовании. - 2009. - № 6.
    5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.
    6. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2005 г.). – М, 2005. – с. 17-23.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    школьная программа повышения квалификации как ключевое звено формирования профессиональных компетенций учителя

    Формирование профессиональных компетенций учителя осуществляется различными управленческими и психолого-педагогическими средствами, включающими реализа...

    Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

    В статье описано использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

    Экологическое образование как основа формирования культурологической компетенции учащихся

    « Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение челове...

    Методический семинар «Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций».

    Практико – ориентированные занятия. В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведен...

    Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

    Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

    Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования

    Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...

    Формирование профессиональных компетенций учителя, как фактор повышения качества образования

    Выступление на РМОФормирование профессиональных компетенций учителя, как фактор повышения качества образования...