школьная программа повышения квалификации как ключевое звено формирования профессиональных компетенций учителя
статья по теме

         Формирование профессиональных компетенций учителя осуществляется различными управленческими и психолого-педагогическими средствами, включающими реализацию определенных принципов, форм, методов и приемов организации образовательной среды, осуществления учебно-воспитательного процесса.

Завершая второй год работы школы в рамках городской экспериментальной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагога,    направленных на   деятельностное, метапредметное и личностное образование», подводя итоги и обобщая наработанный материал, мы представляем Вашему вниманию продукт нашей экспериментальной деятельности -  школьную программу повышения квалификации педагогических работников.

Необходимость в создании такой внутришкольной программы вызвана еще и тем, что одним из требований федерального государственного образовательного стандарта, например, к стандартам  начального общего образования является требование к кадровым условиям реализации основной образовательной программы: это  

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
  • уровень квалификации педагогических и иных работников ОУ;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников ОУ. Как же обеспечить эту непрерывность?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная программа повышения квалификации как ключевое звено в формировании профессиональных компетенций учителя

        Формирование профессиональных компетенций учителя осуществляется различными управленческими и психолого-педагогическими средствами, включающими реализацию определенных принципов, форм, методов и приемов организации образовательной среды, осуществления учебно-воспитательного процесса. Завершая второй год работы школы в рамках городской экспериментальной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагога,    направленных на   деятельностное, метапредметное и личностное образование», подводя итоги и обобщая наработанный материал, мы представляем Вашему вниманию продукт нашей экспериментальной деятельности -  школьную программу повышения квалификации педагогических работников.

Необходимость в создании такой внутришкольной программы вызвана еще и тем, что одним из требований федерального государственного образовательного стандарта, например, к стандартам  начального общего образования является требование к кадровым условиям реализации основной образовательной программы: это  

  1. укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
  2. уровень квалификации педагогических и иных работников ОУ;
  3. непрерывность профессионального развития педагогических работников ОУ. Как же обеспечить эту непрерывность?

Необходимые системные изменения процесса обучения, обусловленные ФГОС, требуют изменений и в профессионально-педагогической деятельности учителя:

  1. создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении;
  2. создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения этого опыта;
  3. инициативность, творчество и корпоративная культура учителя.

        На пути к разработке программы администрацией школы и руководителями М/О были проделаны следующие технологические шаги:

1) проведено выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей через диагностику и проектирование индивидуальной методической работы (диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, дана оценка профессиональных затруднений учителей, изучение трудностей в работе учителя (организация опытно-экспериментальной работы в ОУ)

(по А.С.Красикову)

2)  Определение уровня профессиональной подготовки и способности к активной методической работе, творческой педагогической деятельности (по В.А.Беляевой, А.А.Петренко)

3) анкетирование молодых специалистов.

        На основании полученных результатов разработано Положение, которое определяет виды, формы и правила повышения квалификации педагогическими работниками ОУ. Оно включает:

а) краткосрочные курсы (1-2,3-х дневные), семинары, практикумы, единый методический день;

б) накопительную систему повышения квалификации (вводится с целью создания условий для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, позволяет учителю самостоятельно выбирать маршрут образования и наиболее приемлемые для себя сроки его прохождения);

в) плановые (1 раз в пять лет) курсы повышения квалификации.

         Были  выявлены основные проблемы, на решение которых направлена и в том числе данная программа:

А) проблема мотивации обучения и изменения учебных технологий;

Б) проблема отношений ученика и учителя как гуманизации отношений, необходимости поддержки учителем обучающихся при решении жизненно важных проблем, помощь в социализации в современном обществе.

        Таким образом, определены цели и задачи программы

Цель: 

  1. совершенствование системы повышения квалификации;
  2. стимулирование и поддержка педагогических работников школы;
  3. повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников.

Задачи:

  1. обеспечение образовательного учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами;
  2. создание правовых, организационных условий для развития профессиональной культуры работников образования;
  3. подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания;
  4. создание системы стимулирования деятельности работников школы;
  5. развитие коллектива единомышленников.

Сроки реализации программы: сентябрь 2012-сентябрь 2015

        Программа представлена как совокупность подпрограмм повышения квалификации. В ее состав включены два инвариантных блока, состоящих из:

- учебных программ, посвященных фундаментальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории, информационным технологиям в образовании (далее – «Общепрофессиональные дисциплины»);

- учебной программы, посвященной фундаментальным проблемам предмета профессиональной деятельности (далее – «Специальные дисциплины»)           и вариативного блока.

             Учебные программы  первого инвариантного блока представлены            инвариантными модулями:

  1. Общество и образование;
  2. Современные технологии образования;
  3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
  4. Информационные технологии в образовании.

        Учебная программа второго инвариантного блока «Специальные дисциплины»  предполагает построение учителем своего индивидуального образовательного маршрута (ИОМ),         направлена  на развитие компонентов профессионализма педагога и может проводиться в различных организационных формах или их сочетаниях (очная, заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий; курсы, мастерские, семинарские занятия, тренинги, мастер-классы, видеоуроки, конференции регионального уровня, дискуссионные клубы и т.д.), обеспечивая таким образом индивидуализацию обучения.

        Для первого года обучения определен  перечень актуальных вопросов, требующих рассмотрения в рамках программы:  например, актуальные проблемы модернизации российского образования, вопросы подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта, применение ИКТ на уроках в школе, дистанционное обучение. Вопросы психологического блока будут подготовлены преподавателями кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН (завкафедрой Кудинов Сергей Иванович, д.псих. н., проф.)

         Для второго года обучения нами разрабатывается ряд подпрограмм, позволяющих развивать различного рода компетентности педагога (ключевые, базовые, специальные).

        Программа реализуется также через работу методических объединений, непрерывное образование и самообразование педагогов, работу творческих групп. Система обязательно должна быть связана с качеством знаний учащихся, которые являются стержнем оценки её эффективности.

В основу самостоятельной работы учителя по своему профессиональному росту положена технология самоменеджмента (умение управлять собой, своим развитием).

Инновационный характер методической деятельности на современном этапе заключается в целенаправленной поддержке конкретного учителя через определение его собственных целей профессионального развития. Именно поэтому наряду с традиционно организованной методической работой все большее значение приобретает ее составная часть - методическая поддержка. Это работа по индивидуальному запросу педагога, по его подготовке, направленного на опережение образовательной практики и вызывающего интерес у учителя.

        Огромную роль в формировании, запуске и дальнейшем развитии внутришкольной системы повышения квалификации играют стимулирующие мотивы.

        План  мероприятий по реализации Программы повышения квалификации педагогов включает в себя также следующие направления:

1) Развитие и совершенствование сложившейся модели методической службы школы, направленной на повышение педагогической компетентности учителя, его социальной мобильности.

2) Формирование творческих групп учителей, ориентированных на работу по следующим направлениям  (планирование их деятельности):

А) формирование профессиональной компетентности и социальной мобильности учителей-предметников;

Б) метод проектов в формировании ключевых образовательных компетентностей; 

В) интеграция урочной и внеурочной деятельности в достижении нового качества образования.

3) Изучение и обобщение педагогического опыта учителя, его педагогического мастерства

4) Создание модели личности педагога.

5) анализ  эффективности взаимодействия «учитель-ученик» в учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты по итогам реализации программы

  1. Повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе.
  2. Положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом.
  3. Закрепление и успешная деятельность молодых педагогов.
  4. Создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции «урокодателя» на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.

Оценка эффективности программы

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  1. количество повысивших квалификацию педагогов;
  2. качество преподавания и воспитания;
  3. количество педагогов школы, принимавших участие в различных конкурсах педагогического мастерства,
  4. количество педагогов школы, пожелавших представить и обобщить свой опыт работы.

        Безусловно, программа будет апробироваться и подвергаться изменениям, дополнениям, переработке, но мы думаем, что сам факт появления в школах таких программ и их реализация будут способствовать преодолению имеющейся сегодня инертности традиционных форм повышения квалификации и системы профессиональной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

В статье описано использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

В презентации представлео использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.

Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.Показателями её сформированности является готовность к осуществлению професс...

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования

Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...

Формирование профессиональных компетенций учителя, как фактор повышения качества образования

Выступление на РМОФормирование профессиональных компетенций учителя, как фактор повышения качества образования...