Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.
статья по английскому языку на тему

Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.

Показателями её сформированности является готовность к осуществлению профессионально- педагогической деятельности.

Объект исследования –профессиональная  деятельность специалиста по иностранному языку.

Предмет исследования – педагогические активные техники обучения (специфика, формы, технология) в контексте овладения иноязычной речевой деятельностью;

психолого-педагогической и методической подготовки учителя.

Каждая форма обучения может быть реализована с использованием определённой педагогической техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_professionalnoy_kompetentsii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной компетенции

учителя через использование активных техник обучения

Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка, что обеспечивает повышенный уровень обучения, мотивацию интеллектуального развития и формирования профессиональной компетентности, которая состоит из:

а) ключевых профессиональных компетенций;

б) базовых компетенций учителя;

в) специальных компетенций учителя иностранного языка.

Показателями её сформированности является готовность к осуществлению профессионально- педагогической деятельности.

Поэтому, важно понять необходимость профессионально-педагогической направленности деятельности, целенаправленного и непрерывного формирования у учителя основ профессионального мастерства. Согласитесь, творческий учитель сегодня – веление времени. Объект исследования –профессиональная  подготовка специалиста по иностранному языку.

Предмет исследования – педагогические активные техники обучения (специфика, формы, технология) в контексте овладения иноязычной речевой деятельностью; психолого-педагогической и методической подготовки учителя.

Каждая форма обучения может быть реализована с использованием определённой педагогической техники.

  Педагогические техники – это совокупность приемов управления процессом взаимодействия субъектов образования в процессе решения педагогических задач.  

        Практически все техники реализуются эвристическим или исследовательским методом, т.е. степень познавательной активности учащихся предполагается достаточно высокая.

Каждую конкретную технику целесообразно использовать на определённом этапе проведения урока (занятия), а также во внеклассной деятельности.

1.Этап знакомства. Личное дело.

Цель – знакомство слушателей. Ученики берут интервью у своего соседа, опираясь на составленный преподавателем список ключевых слов или формализованный бланк опроса и  фиксируют полученную в ходе интервью информацию в письменном виде. С помощью таких «личных дел» каждый ученик представляет своего партнера всем собравшимся. Затем все «личные дела» вывешиваются на видное место на стене, с тем, чтобы в случае необходимости ученики могли легко воспользоваться нужной им информацией.

2. Этап актуализации знаний. Кластеры

«Кластери» (от английского clustery – растущий пучками, кистями или гроздьями) – относительно новая американская технология.

Американские коллеги утверждают: чтобы изучить что-то, надо в этом сначала «повариться», построить свою модель, а уж потом приводить ее в порядок. Допустим, на курсах приступают к изучению темы «Образовательная технология». Учитель раздает чистые листы, просит посередине верхней строки написать слова «School life », затем во второй строке – слова, которые приходят на ум в связи с этими двумя, далее в следующей строке – слова, ассоциирующиеся со словами второй строки, и так далее. Время на всю работу ограничено. Через некоторое время преподаватель раздает тексты, относящихся к рассматриваемой теме, и предлагает внимательно изучить их содержание. Итогом этой работы должно стать подчеркивание написанных вами тех слов, которые вам встретились в этих текстах.

3. Этап планирования деятельности. Снежный ком.

 Учитель просит учащихся написать по предложенной теме наиболее важные, с их точки зрения, проблемы (идеи, пожелания). Затем предлагается выбрать из них 5 наиболее важных проблем и записать их на листе бумаги белого цвета.

После этого учащиеся получают задание разбиться на пары. Партнеры в каждой паре объединяют выбранные каждым на предыдущем этапе 5 важных проблем и, посредством выработки общего мнения, выбирают из 10 проблем шесть наиболее важных. Эти 6 проблем записывают на листе бумаги желтого цвета.

На следующем этапе общее мнение и выбор шести наиболее значимых проблем осуществляют две пары слушателей, которые фиксируют составленный ими список на этот раз на синем картоне.

Результаты вывешиваются на общее обозрение и систематизируются согласно их тематической направленности. В ходе последующей дискуссии учащиеся могут решить, какие из затронутых проблем заслуживают особого внимания.

4. Этап структурирования деятельности. «Мыслительные шапки»

 В центре этой методики находится дискуссия по актуальной теме. Пять шапок различных цветов символизируют пять различных подходов к анализу проблемы, поиску решений и аргументации.

- белый: призывает «нейтральные» факты, цифры и информацию, аргументирует «весом фактов».

- красный: означает эмоции и чувства, наполнен интуицией и догадками (позитивными и негативными).

- черный:  все видит «в черном цвете», несет трудности, невозможность решения, негативные оценки, т.е. выполняет роль «адвоката дьявола».

- голубой:  означает холодную удаленность, контроль над собой и над другими «шапками» (держит внутренний стержень дискуссии).

- желтый:  определяется светом, оптимизмом, радостью жизни, ожиданием будущего, позитивен и конструктивен.

 Пятеро участников выбирают себе шапки, надевают их и тем самым обозначают свою позицию в разговоре. Они проводят первый раунд дискуссии. Через десять минут участники меняются шапками и, таким образом, линией аргументации (два раза по кругу). Остальные ученики наблюдают за дискуссией из внешнего круга. Для них возможны следующие задания: язык тела, качество аргументации, воздействие смены шапок на отдельных актеров.

По окончании слово имеют непосредственные участники, а затем наблюдатели.

Эта методика может иллюстрировать смену перспектив и множественность точек зрения и способов мышления.

5. Информационный этап. Взаимообучение.

На занятии рассматриваются 4-6 актуальных вопроса темы, но каждый обучаемый предварительно тщательно изучает лишь один из вопросов. По знаку преподавателя слушатели в указанное время должны пересказать друг другу содержание, обсудить спорные моменты, прийти к общему мнению.

Затем четный или нечетный ряд сдвигается на одно место: например 4-й занимает место 2-го, 6-й – место 4-го и т.д. 1-й слушатель объясняет 4-му содержание первого вопроса, уточнение и расширение в беседе со 2-м слушателем, 4-й объясняет 1-му содержание 2-го вопроса и т.д. за полный круг все слушатели могут обменяться мнениями по всем вопросам.

Преподаватель дает короткие консультации тем, кто обращается к нему.

Достоинство этого приема – в повышении вербальной активности слушателей и в неоднократном обсуждении одной и той же проблемы предварительно тщательно изучает лишь один из вопросов.

6. Этап применения знаний. Вопросы по кругу.

Участники семинара обдумывают вопрос по теме, записывает его на листок бумаги. Каждый листок передается по кругу от одного участника к другому. Кто знает ответ, записывает его. Вслед за этим вопросы и ответы зачитываются вслух и закрепляются на плакате. Группы должна состоять не больше, чем из 6 человек, что позволяет организовать действительный обмен информацией.

7. Этап рефлексии. Письмо к самому себе.

В конце семинара все участники пишут письмо к самому себе. Очень коротко они описывают то, что они узнали на этом семинаре и что хотели бы применить на практике. Письмо кладется в конверт с адресом, слушатели обмениваются конвертами. По приезде домой они отправляют эти письма.

Это письмо – форма «трудового контракта» с самим собой.

8. Этап эмоциональной разрядки.

Расшифровываем по буквам.

Какое-либо содержательное понятие из области повышения квалификации пишем большими печатными буквами на доске сверху вниз. Слушатели пишут слова, которые начинаются с букв, образующих данное слово. Карточки с написанными словами вывешиваются или раскладываются, слушатели разыскивают свои слова и сравнивают с тем, что нашли другие.

Эта методика может применяться в новой группе для создания теплой атмосферы. Но и для длительно работающих групп эта методика применима, например, при смене содержания занятий.

           Ещё одной разновидностью активных техник является – мнемотехника.

Мнемотехника – искусственные приёмы (различного рода специальные схемы, условные знаки), используемые как вспомогательные средства для запоминания множества не связанных между собой данных.

            Педагог осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что выражается в индивидуализации, диалоговом взаимодействии, создании ситуации успеха, рефлексии. Использование данной техники повышает мотивацию изучения лексики, активизирует познавательную деятельность, релаксацию, эмоциональный настрой, уровень обученности.  

Современный педагог всегда находится в творческом поиске, инициативен, креативен. Профессионализм учителя предусматривает постоянное развитие профессионально-педагогических способностей, повышение информационной культуры, самосовершенствование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций

Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки  к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...

Профессиональная компетенция учителя иностранного языка

Профессионализм педагога рассматривается сегодня  как условие достижения  современного качества образования }  В общеевропейских компетенциях владения иностранным языком, на основе...

Профессиональная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО

Эссе по теме "Профессионалная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО"...

Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...

Статья на тему: "Профессиональные компетенции учителя иностранного языка".

Повышение профессионального уровня педагогов является одним из необходимых условий модернизции системы образования России. В современных условиях педагоги должны легко и быстро овладевть новыми востре...