Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.
методическая разработка по теме

В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни всей планеты в целом. Проблемы, которые раньше считались местными, региональными (экологические, политические, социальные)сегодня охватывают всю планету, приобретают глобальный характер. Все более очевидной становится необходимость изменения установившегося взгляда на мир и место человека в этом мире. Поэтому данные проблемы должны осмысливаться и решаться совместно всеми людьми, и в первую очередь подрастающим поколением. Одной из фундаментальных проблем современной школы становится проблема формирования у учащихся понимания современного изменяющегося мира, развития глобального мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как средство формирования глобального мышления.

Методический семинар

«Компетентностное обучение».

Ермакова Ю.Ю., методист МБОУ СОШ №22.

«Все видят тактику,

при помощи которой я вершу свои завоевания,

но никто не замечает стратегию,

из которой возникает победа».

 Сунь–Цзы

Вступительное слово.

        В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни.  Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни всей планеты в целом. Проблемы, которые раньше считались местными, региональными (экологические, политические, социальные)сегодня охватывают всю планету, приобретают глобальный характер.

Все более очевидной становится необходимость изменения установившегося взгляда на мир и место человека в этом мире.  Поэтому данные проблемы должны осмысливаться и решаться совместно всеми людьми, и в первую очередь подрастающим поколением.  

Одной из фундаментальных проблем современной школы становится проблема формирования у учащихся понимания современного изменяющегося мира, развития глобального мышления.  

Основными параметрами глобального мышления, наполняющими содержание и определяющими содержание современного образования становятся:  (Слайд 5).

 - целостное восприятие окружающего мира

 - познание мира во взаимодействии всех его сторон

 - утверждение в сознании подрастающего поколения приоритета общечеловеческих, общекультурных ценностей

 - признание ценности,  уникальности и неприкосновенности человеческой жизни

 - отрицание принуждения как способа решения проблем

 - открытость личности к новому, мобильность, преодоление стереотипов

 - критичность  и гибкость мышления

 - толерантность

        Таким образом, одной из ведущих педагогических идей  в учебно-воспитательном процессе должна стать ориентация жизнедеятельности школы на выработку у учащихся позиции самостоятельного и ответственного принятия решения в условиях свободы выбора.(Слайд 6)

Основными путями формирования глобального мышления в современном школьном образовательном процессе можно назвать  (Слайд 7).

1) углубление, расширение знаний по мировой истории, географии, политике, культуре, экономике, экологии

2) расширение понимания учащимися разнообразия национальных культур, знакомство с мировыми культурами и цивилизациями через содержание предметов истории, мировой художественной культуры, изучении иностранных языков

3) системное изучение основных дисциплин школьного курса во взаимосвязи идей, понятий, явлений – установление межпредметных связей

4) участие в кросс-культурных проектах

5) применение в обучении развивающих проблемно-ориентированных технологий.

(Справка: Что такое кросс-культура? Перед тем, как рассмотреть понятие «кросс-культура», необходимо вспомнить о том, что в силу своего глубокого смысла понятие «культура» имеет около 300 определений. И это общеизвестный факт. Сегодня среди ученых и исследователей популярно следующее понимание культуры: 1) это информационная программа деятельности, система «архетипов», в соответствии с которой осуществляется и воссоздается весь организованный процесс жизни; 2) сценарий деятельности, поведения и общения, представленный разнообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентаций, и т.п.; 3) картина мира и способ восприятия действительности.

Словосочетание «кросс-культура» состоит из двух слов: «сross» и «сulture»; в переводе с английского языка - «пересечение культур». Сегодня в России у социальных психологов, социологов, маркетологов, экспертов по межнациональным коммуникациям складываются разнообразные трактовки словосочетания «кросс-культура» - это общение, взаимодействие представителей различных культур, сотрудничество и коммуникация «на стыке культур», «на пересечении культур», «на столкновении культур». Это многообразие показывает деликатность, проблематичность темы. Сложность кросс-культурного взаимодействия ещё обуславливается частой неосознанностью своей культурной специфики многих вступающих в него людей. Аксиомы кросс-культурного взаимодействия гласят: культура видна в сравнении; плохих культур не бывает, бывают просто разные культуры; все культуры разные, но равные).

Наш сегодняшний семинар призван ответить на вопрос какие формы работы в современной школе актуально использовать для формирования и развития основных характеристик глобального мышления личности?

2.Дискуссия (императивный тип).

Подготовительный этап.

Объявление темы дискуссии.

Тезис: «Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов являются средством формирования глобального мышления».

Антитезис: «Традиционные формы обучения в современной школе являются средством формирования и развития глобального мышления».

Деление аудитории на группы.

Ход дискуссии.

Обсуждение в группах, выступление.

Постепенное подведение дискуссии к общей точке зрения. Дискуссия должна завершиться положительным результатом, то есть все или большинство участников должны встать на единую или близкую к ней точку зрения.

Данный этап семинара предполагает соблюдение ряда правил (на семинаре следует говорить, а не читать материал подготовленного ответа; слушать и оценивать ответы коллег; быстро включаться в обсуждение поднятых вопросов и т. д.)

Подведение итогов:

•  формулируется   основная   точка   зрения,   к   которой   пришли   участники семинара;

• определяются  практические  занятия  с  целью  реализации теоретических наработок;

Большинство традиционных методов, форм обучения направлены на сообщение истины, констатацию проблемы или метода её решения и  не отводят должной роли отстаиванию мнения субъекта обучения.  Вместе с тем, наиболее полное раскрытие личности учащегося, его взглядов и понимания проблем достигается именно через полемику, обсуждение в дружеских спорах и дискуссиях на уроках и во внеурочное время.

Поэтому сегодняшний наш разговор будет посвящен применению дискуссионных форм обучения.

Я предлагаю вам вспомнить что же такое дискуссия

3. Из теории вопроса. Технололгия дискуссии.

Итак, что же такое дискуссия? (Слайд 8)

(Справка: ДИСКУССИЯ

дискуссии, ж. (латин. discussio) (книжн.). Обсуждение какого-н. спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики.)

        Синонимы  к слову «дискуссия» - Спор, Дебаты, Диспут, Полемика, Прения,  Обсуждение, Обмен мнениями, Беседа. Все названные   понятия характеризуют дискуссию как форму общения.

В педагогическом смысле – это  метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.  

В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров.

Каковы же характеристики учебной дискуссии?

Основными характеристиками учебной дискуссии являются: (Слайд 9)

1)      – проблемность, противоречивость

2)      – актуальность, мотив

3)      - целенаправленность

4)      - диалогичность

5)      - рефлексивность

6)      - самостоятельность

        В основу любой дискуссии должна быть положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Поэтому основными ориентирами при выборе темы дискуссии должны стать: (Слайд 10)

 - соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам

 - значение, своевременность, значимость для всех членов общества

 - подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая) участников дискуссии.

        Проблемная же ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться, дабы возник мотив дискуссии.

        Формулировка проблемы, её анализ и поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.

        Процесс общения в ходе учебной дискуссии направлен так или иначе на достижение учебных целей: (Слайд 11)

1)      ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление  и даже контроль усвоения знаний

2)   обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности

3)      освоение мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умения перерабатывать информацию для изложения)

В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:  (Слайд 12)

– симпозиум / конференция –   формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса);

– круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса);

– заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме  или по разным проблемам, выделенным из одной общей.

–  форум – обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы, в ходе котором эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);. На форуме обычно обсуждается одна проблема.

– судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» какой-то одной точки зрения  

–  дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны. По окончании обсуждения происходит деление аудитории («болота») на стороны «за» и «против» в зависимости от перевеса аргументов, таким образом определяется результат дискуссии .

Я привела наиболее подробный перечень различных видов обсуждения, хотя в практике они нередко обозначаются одним и тем же словом - «дискуссия».

Любая дискуссия имеет три этапа: (Слайд 13)

1 – подготовительный,  в ходе которого  происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал.

2 – ход дискуссии

3 – этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы.  

Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы: (Слайд 14)

- изложение проблемы или описание конкретного случая;

 - ролевая игра;

 - демонстрация кинофрагмента;

 - обсуждение представленного   наглядного материала (объекты, иллюстрации);

  - обсуждение текущих новостей.

        Обычно руководство ходом дискуссии берет на себя учитель. Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии:  (Слайд 15)

1)  воздерживаться от собственных суждений

2)  стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов

3)  менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений

4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования

5)  не игнорировать ни одного вопроса и ответа

6) давать время для обдумывания ответов

7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии

(Слайд 16)

– Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.

– Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.

– Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены.

– В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.

Распределение ролей-функций в дискуссионной группе (Слайд 17)

– «Ведущий» (организатор) – его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь в него всех членов группы.

– «Аналитик» – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки.

– «Протоколист» – фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы.

– «Наблюдатель» – в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.  

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИСКУССИИ  (Слайд 18)

  • Достижение поставленной цели
  • Получение новых знаний
  • Удовлетворенность учащихся результатами дискуссии
  • Умение правильно, логично изложить свое и чужое мнение
  • Умение пользоваться приемами доказательства и опровержения
  • Активность, инициативность при обмене мнениями
  • Коммуникативная культура
  • Доля участия, роль каждого учащегося в дискуссии
  • Соблюдение правил, регламента  

Памятка учащемуся (Слайд 19)

«Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии»

А) прочитай предложенный учителем текст

Б) определи противоречия

В) выдели позицию автора по данному вопросу

Г) определи свою позицию

Д) сопоставь свою оценку с точкой зрения автора

Е) если изучаешь несколько  текстов, выполни шаги А-Д, затем сравни различные позиции

Ж) подумай и реши какую позицию будешь отстаивать ты

З) подбери аргументы, поддерживающие твою точку зрения в прочитанных текстах или в другой литературе  

В современной школе, например, при изучении ряда тем гуманитарных и обществоведческих дисциплин возможно специальное обращение к обсуждению актуальных спорных проблем.

Дискуссионные формы активно применяются не только в процессе обучения и воспитания. Дополняя и развивая существующие технологии обучения, они становятся неотъемлемой составной частью глобального образования.  Они становятся популярным видом соревнования, интеллектуального время провождения, формой обсуждения глобальных проблем.

(Справка: В отечественной практике существует укоренившееся мнение, что дискуссия — элемент демократии, результаты дискуссии — общие, а учитель — проводник демократических идей и ценностей.

Основное в современном понимании дискуссии — не столько поиск решения проблемы, сколько сам факт ее разностороннего обсуждения, вовлечения в дискуссию всех участников. Цель применения подхода заключается в смене социальных установок, проявлении активной гражданской позиции. И в этом случае его применение оправдано.

Но как остановить непродуктивную дискуссию, скажем по нынешним временам вещь крамольную? Дискуссия — это не возможность высказаться всем желающим. Дискуссия — это инструмент для того, чтобы внести исправления в текст, реальный проект, программу, концепцию. При этом надо понимать, что в рамках дискуссии концепция вряд ли будет переработана полностью. Поэтому, приглашая к участию в дискуссии всех, вы на деле приглашаете только тех, кто может высказаться по существу вопроса. Мнение «вольных слушателей» неинтересно  (См. также:Памятка для умных Докладчиков - Прим. Редактора портала).

        Если эту простую правду не понимать, учитель легко становится жертвой провокационных вопросов и реплик, основанных на псевдодемократических ценностях в жанре «дайте мне сказать, я тоже человек». И второй момент, наверное, самый важный для понимания вопроса о дискуссии. Это миф о том, что учитель, как организатор дискуссии только собирает мнения, не навязывает своего, тем самым обеспечивая площадку для высказываний различных точек зрения. Если в этой связи вспомнить про передачу Владимира Познера, то там дискуссия так и происходит. Если говорить про интенсивное обучение, точно здесь совсем иная ситуация. Задача учителя состоит и в том, чтобы видеть тупиковые моменты в развитии дискуссии, пресекать их и аргументирование объяснять свою позицию.

Учитель должен понимать, что является результатом дискуссии, на какой именно результат он ведет группу, и что способствует достижению результата, а что наоборот.

        Поэтому в обязанности ведущего дискуссии входит не только акцентирование внимания на теме, регламенте работы и на предоставлении слова выступающим. Он имеет полное право предоставлять или отказывать в слове, руководствуясь логикой дискуссии, может и должен давать собственные комментарии по теме, задавать дополнительные вопросы, особенно если видит отсутствие понимания участников. Подчеркну, организатор дискуссии просто обязан иметь свое мнение и собственное видение проблемы. Более того, быть готовым высказать его в виде комментария или ответа на вопрос участника.)

4. Рефлексия: «Мухомор "

 Время: 10 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; 1-3 мин. каждому участнику.

 Материал: листы большого формата, фломастеры или самоклеющиеся маркеры.

Проведение:

 На большом листе рисуется круг, который разделяется на секторы по числу предлагаемых вопросов. Вне круга записываются вопросы. Задаются вопросы:

 - Актуальна ли данная технология?

- Достигнуты ли цели и задачи семинара?

 - Удовлетворены ли Вы передачей содержания?

 - Удовлетворены ли Вы психологической атмосферой в группе

 - Используете ли Вы данную технологию в своей работе?

 - Осталось ли что-то непонятным?

        До начала работы участникам предоставляется возможность обозначить свою оценку по данным вопросам с помощью наклеиваемых или наносимых фломастером значков в соответствующих секторах круга. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки ( ассоциация - попадание в цель).        

        

        

        Общий вид "Мухомора", который представляет собой очень наглядную картину, выявляет основные тенденции при оценке работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением и конкретизацией отдельных моментов.

Использованная литература:

Толковый словарь С.И. Ожегова (на сайте www.vseslova.ru - онлайн словари)

Сайт Уроки психологии в школе (psylesson.ru›node/30)

elenashutkova.ru›publ4.htm

Чуркина М.А., Жадько Н.В., Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения, М., «Альпина Бизнес Букс», 2005 г., с. 131-132.

Приложение

Тема урока: Правила ведения дискуссии.

Цель: научиться грамотно дискутировать.

Задачи:

— выявить отличительные черты спора и дискуссии;

 — усвоить правила ведения дискуссии;

 — на практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.

Ход урока

Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.

Обсуждение. Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?

Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.

Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет («Начали за здравие — кончили за упокой»). В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.

Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.

Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Все хохлы — жадины», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.

Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

Практическая часть.

Пусть каждый из вас на отдельном листке напишет тему, которая могла бы быть интересной для одноклассников, спорной, неоднозначной, — то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Затем сдайте их учителю. Обсуждению самых интересных из них мы посвятим следующее занятие. А сегодня мы попробуем потренироваться грамотно дискутировать.

Разбейтесь на группы по 10-12 чел. Каждая группа разделится пополам — сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выберите тему для обсуждения и в ходе обсуждения попытайтесь прийти к какому-либо решению по данному вопросу. Применяйте правила ведения дискуссии!

(Примеры тем для дискуссии:

 — Где лучше жить: у нас или за границей?

 — Правильно ли воспитывают нас наши родители, и как мы будем воспитывать наших собственных детей?

 — Может ли народ влиять на политику?

 — Когда жизнь была лучше: раньше или сейчас?

— Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?).

Вывод:

Знание правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения.

Вопросы:

1. В чем разница между спором и дискуссией?

 2. Что такое дискуссия?

 3. Каковы правила ведения дискуссии?

 4.Как вы относитесь к дискуссиям (считаете безрезультатными или эффективными)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков

Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...

Мастер-класс Дискуссионные формы обучения:технология дебатов

Цель данного  мастер-класс: научить приемам организации и проведения дебатов в рамках уроков и внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме. В рамках мастер к...

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Концепция нашей гимназии направлена на формирование у учащихся плнетарного мировоспиятия. Особая роль в этом принадлежит иностранным языкам. В данной статье говорится о формировании глобального мышлен...

Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".

План семинара "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления". 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащ...

Методический семинар «Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций».

Практико – ориентированные занятия. В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведен...