Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по теме

Зорина Анна Владимировна

Концепция нашей гимназии направлена на формирование у учащихся плнетарного мировоспиятия. Особая роль в этом принадлежит иностранным языкам. В данной статье говорится о формировании глобального мышления на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Главная задача глобального образования - формирование глобального мышления у учащихся, т.е. формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты и своей причастности к жизни планеты в целом, кросс-культурной грамотности, знания глобальной динамики, понимание того, что Земля - наш общий дом, существование которого зависит от решения глобальных проблем. Итак, таким образом создается целостная картина мира, гуманистическое сознание, приоритет человеческих ценностей, утверждение идеи ценности и уникальности человеческой личности.

Иностранный язык сам по себе является глобальным предметом, идеально подходящим для формирования у учащихся глобального мышления. Об этом свидетельствуют характеристики предмета:

1 . Открытость для разнообразных проблем человеческого бытия. Урок можно наполнить глобальным содержанием, тематикой, обсуждая глобальные проблемы или глобализированно рассматривать любую тему, т.е. принимая во внимание различные точки зрения, взаимосвязи.

Кроме того, предмету "Иностранный язык" присуща такая черта, как интегрированность. Для обсуждения проблем на иностранном языке требуются знания по истории, литературе, мировой художественной культуре, экономике, биологии, математике.

Таким образом, каждый урок иностранного языка в плане его содержания может быть глобальным или глобально-ориентированным.

2. Коммуникативность.

В предмете "Иностранный язык", коммуникация выступает  целью и средством обучения. Следовательно, имеет место становление коммуникативных умений: получение, переработка и передача информации. Воспитывается культура общения - уважение  к собеседнику, его точке зрения, терпимость, умение найти компромиссное решение, умение слушать и бесконфликтное решение проблем, активная позиция. Этому способствует организация работы учащихся: работа в группах /в микрогруппах, в парах/, дискуссии, ролевые игры и т.д.

Таким образом, можно создать на  уроке атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и творчества. А это очень важно, т.к. класс - это модель общества, будущих общественных отношений, которые моделируются на уроках.

           3. Развитие аналитического мышления, мыслительных операций. На уроках иностранного языка часто выполняются упражнения, развивающие аналитическое мышление.

 -  операция набора: Назовите предметы, которые есть и в классе и дома.

 -  операция абстрагирования: Выбросите слово, не принадлежащее к ряду.

 -  операция обобщения: прочитайте слова и догадайтесь, что они описывают:

 -  операции, классификации, комбинирования, построения по аналогии,
сопоставления по сходству и различию и т.д.

В этих заданиях нет собственно глобального содержания, но дети
начинают понимать, что предмет и явления можно анализировать с разныx точек зрения. Развивается гибкость мышления, способствующая видению явлений во взаимосвязи. На уроках иностранного языка очень эффективно используется метод "Брейн-строминг", с помощью которого разрабатывается проблема, тема урока, понятие; можно просмотреть взаимосвязи, найти определяющие факторыи т.д.

Аналитическое мышление позволяет мыслить свободно, использовать известную информацию в новых ситуациях, выдвигать гипотезы, обобщать.

4. .Внутренний глобальный потенциал предмета, помогает увидеть особенности, восприятия мира присущие носителям языка, формирует кросс-культурную грамотность. /этимология слов, юмор, поэтическая и разговорная речь, пословицы и поговорки/.

В грамматической системе - иное восприятие времени, аналитический строй языка и т.д. Например, при изучении пословиц и поговорок можно отметить, как те же постулаты в родном и иностранном языке выражаются по разному:

"убить двух, зайцев" /р.яз./ - "убить двух птиц одним камнем"

/англ.яз./

"старо как мир" /р.яз./ - "старо как горы" /англ.яз./

Это сопоставление мироощущения двух поэтов, писателей, народов помогает проникнуть в особенности иной, культуры, прийти к выводу о многообразии и единстве мира  и его красоте в этом многообразии.

Таким образом, на уроке иностранного языка могут вырабатываться свойства личности, важные для глобального сообщества, нравственные категории, интеллектуальные свойства, искусство общения; а глобальная тематика уроков будет способствовать получению учащимися знаний, необходимых для активного существования в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.

Понятие коммуникативная компетенция.Упражнения, рекомендуемые для формирования коммуниктивной компетенции...

Развитие критического мышления учащихся на уроках иностранного языка

Доклад на заседание ШМО учителей иностранного языка...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроке иностранного языка посредством чтения сказок

В данной статье рассматривается проблема формирования УУД на уроке иностранного (и, в частности, немецкого и французского) языка посредством чтения сказок на изучаемом языке. Актуальность проблемы обу...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...