Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»
статья

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий развивающего обучения и проблемно-поискового обучения всегда показывает хороший результат: дети "говорящие", свободно мыслящие, владеющие навыками ораторского мастерства. Отметки у детей разные, но посыл на коммуникативность, желание быть услышанным одинаковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvivayushchego_obucheniya.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развивающего обучения

                Еще в начале 30-х гг. выдающийся русский психолог-гуманист Л.С.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на непосредственную основную цель. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Разумеется, Л.С.Выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Именно развивающее обучение способно обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющемуся субъекту учения. Ребенок, становясь субъектом учения, постепенно формирует потребность в самоизменении и становится способным удовлетворить эту потребность посредством учения, то есть он хочет, любит и умеет учиться. Роль ученика в учебно-поисковой деятельности состоит не в точном исполнении указаний учителя, а в возможно более полной реализации создаваемых им предпосылок для осуществления поиска.

 Например, еще в начальной школе ученик получает знания по написанию безударных гласных, проверяемых ударением. Если следовать традициям, то после изучения правила, его «выучивания», ожидаем немедленного результата, т.е. ученик не должен больше допускать ошибок в этой орфограмме. К сожалению, этого нет. Пока ученик не уяснит для себя общий принцип, определяющий способы проверки орфограмм, связанных с обозначением звуков в слабых позициях, результатов не будет. Если же учитель помог ему понять, что звуковой состав слова не является постоянным, что звуки чередуются друг с другом, что по своим свойствам позиция звука в слове может быть сильной и слабой; что буквой в русском языке обозначается не изолированный звук, а ряд фонем, что выбор букв для обозначения этого ряда определяется тем, каким звуком он представлен в сильной позиции. Иными словами, понимание общего принципа орфограмм даже пятого класса предполагает выяснение содержания целой системы лингвистических понятий, определяющих фонемный принцип русского письма. Именно эта система понятий, а не правила правописания безударных гласных, сомнительных согласных и т.п., составляют содержание обучения русскому языку, в рамках которого ученик получает возможность реализовать себя как субъекта обучения. Ученик осуществляет поиск собственными силами, пытаясь понять сам принцип написания того или иного слова; именно такая поисковая активность обеспечивает возможность усвоения той системы научных понятий, которая позволяет в дальнейшем уверенно чувствовать себя в образовательном процессе в целом.

.  Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одаренных детей, отсутствие конкретных методик подготовки одаренных детей к олимпиадам  различного уровня, за основу мною взята развивающая система обучения. Ведь главное в системе развивающего обучение – личностное развитие ученика, реализация ребенка на максимальном для него уровне.  Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы: обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп изучения программного материала; осознанное обучение; наличие основательной базы теоретических знаний; систематическая работа над развитием практических навыков и умений. Предполагая общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых,  система развивающего обучения срабатывает, на мой взгляд,  как раз на сильных, одаренных учащихся. Именно у них стремление к развитию формирует в личности особые свойства, даже новообразования в психике, способности, которые становятся неотъемлемыми качествами данных учащихся. При создании особых условий (систематические индивидуальные занятия, проблемно- поисковое  обучение, работа со словарями и справочниками, творческие задания и т.д.) способности учащихся только развиваются, наращиваются с течением времени.  Хочется отметить, что основная работа проводится на уроках, то есть сильные учащиеся  работают по индивидуальной программе. Например, если  «обычные» дети выполняют морфемный разбор слова,   то одаренные – и морфемный, и  словообразовательный, и морфологический разборы;  «обычные» - разбор по членам предложения, а одаренные – полный синтаксический разбор с графическим объяснением пунктуации в предложении плюс анализ языковых средств художественной выразительности.  Приемы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания,  дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одаренный ученик возьмет на себя роль лидера: руководителя, контролера, критика. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. В творческом тандеме с одаренными учащимися разработаны памятки для подготовки к олимпиадам.

Важным элементом развивающего обучения является креативность, которая развивается благодаря формированию нового типа мышления школьника: «поискового мышления». Мышление, направленное на поиск новых свойств предмета, явления, события, оказывается мощным стимулом для развития творческого восприятия учебного материала. Поэтому я считаю, что применение нестандартных заданий на уроках русского языка и литературы обязательно.  Даже очень «тусклые» дети, если с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет, но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть  создаталем нового. Дети приобретают опыт творчества и умения. Ниже предлагаю варианты нестандартных заданий, которые использую в своей работе.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, например, привычные темы сочинений «Как я провел лето» или «Моя комната» можно заменить темами «Моя комната в 2025 году» или «Как я провел день», написанное от имени кота, собаки, мухи. Такое образное восприятие очень важно для мышления. Одно условие: дети должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом.

Другим методом, развивающим образное мышление, можно назвать «лингвистические угадайки», в которых ребята должны восстановить первоисточник или по отдельным признакам, или по толкованию слова. Это почти кроссворд, но без заполнения клеточек. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, грамматический строй речи.

 Неожиданные вопросы служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на них, ребята делают маленькие лингвистические открытия и убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку. Например, вопрос: «Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика за их сына?» или «Почему в приведенных парах слов оба написания правильные? Чем они отличаются? СТУКНЕТЕ – СТУКНИТЕ, В ПЕСНЕ – В ПЕСНИ, РАСТОЧКА – РОСТОЧКА и т.п». Языковые факты учащиеся должны объяснить научным языком, следовательно, у них формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

Или задания по типу микроисследования, которые формируют умение работать со справочниками  и словарями. Например, вопрос: «Верно ли утверждение, что слова ЗЛО, ДОБРО, ПЕЧЬ, ЗНАТЬ, МОЙ, ЛАЙ, КЛЕЙ, ТРИ могут быть разными частями речи?» К нестандартным заданиям отношу и предметные диктанты, которые заменяют привычные словарные. Записываем одним словом «наука о языке – это…», «часть слова перед корнем – это…», «окончание, не выраженное звуком – это…», « неопределенная форма глагола называется …  и т.п.»

Одна из важнейших составляющих креативности – изобретательность. Можно взять три никак не связанных по смыслу слова и за 2-3 минуты составить с ними разные фразы, связанные между собой. При этом приветствуются самые  необычные. Например, слова «фотография, урок, облако». Получилось, что облако пришло на урок, отучилось и захотело на память сделать фотографию. Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают на обычные вещи смотреть под новым, непривычным углом зрения. Количество слов можно увеличить до 10 и уже объявить конкурс на лучший рассказ.

Вместо привычного сочинения по репродукции иногда пишем сочинения по фотографиям из журналов или меняемся фотографиями, принесенными из дома. Придумываем историю, иллюстрацией к которой могла бы быть фотография. Дети пишут не что положено, а что в голову взбредет. Ведь учебу творчеством не испортишь. А при изучении некоторых орфографических правил используем прием рисования. Рисунок на заданную тему сочетает в себе осмысление темы и эмоционально-личностное самовыражение ребенка. Он осознает тему без назидания. А при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» предлагается оформить рецепт какого-нибудь блюда, использовав все возможные глагольные формы в форме повелительного наклонения: (разотрите, испечь, смешайте-ка, нужно бы добавить) т.е. это не механическое списывание рецепта, а грамматическое задание.

Уроки литературы – это поле для фантазии. Через нестандартные задания ребенок приобщается к миру литературного творчества. Учебный год в 6 классе мы начинаем с открытия «Летней галереи книг», на которой помимо читательских дневников представлена творческая защита любимых страниц. При знакомстве со стихотворением В.Брюсова «Хвала человеку» пишем сочинение о человеке, ставшем самым главным в жизни ребят. Чаще всего пишут о маме. При чтении отрывков из произведений пробуем их дописать сами, потом все читается вслух. Дети учатся слушать друг друга, рецензировать. При изучении тем по УНТ сочиняем сказки сами, кто не способен, тот создает иллюстрации, книжные обложки. Сочиняем истории, которые заканчиваются пословицей, поговоркой, знакомим одноклассников с семейными песнями, а это уже получается урок-концерт. Гадаем и заговариваем,  знакомимся с христианскими праздниками и оформляем книжки для детей младшего школьного возраста.

А если о более серьезном, то, например, при изучении  в 8 классе произведений о ВОв, учащиеся сами занимаются интервьюированием, уроки оживляются воспоминаниями о близких людях. В старших классах иногда вместо сочинений на поэтические темы составляем сборник стихотворений с комментариями. Идет отбор текстов, следовательно, ученик думает, размышляет, развивается. И появляются «альбомы уездных барышень», «мой Есенин, Пушкин, Тютчев» и т.п. А на одном из последних уроков учебного года предлагается тема «Остался в памяти характер», которая обнажает не только знание текстового материала, но и внутренний мир ученика. О внутреннем мире ребенка расскажут и уроки-ассоциации. При чтении рассказа И.Бунина «Цифры» в 7 классе мы играем в «психолога». Дети, читая дома рассказ, пишут карточки со словами – названиями состояния героев. На уроке меняемся карточками, и учащийся, как психолог, определяет, о чем идет речь. Здесь и устная речь развивается, и самостоятельное мышление, и образность, и знание психологии человека. А главное – не скучно, интересно, познавательно.

Поэтому в работе я стараюсь придерживаться слов Буслаева: «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов

“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление.  Есть все основания полагать,  что роль обучения...

Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активност...

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало  с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления лич...