Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»
материал

Агасбекова Мадина Салимовна

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.

Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс на тему:

«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся  на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.

Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие гости! Я, Агасбекова Мадина Салимовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №10 им. Б.М. Карданова г. Баксана» рада приветствовать вас и представить свой мастер-класс.

Как известно, на сегодняшний  день к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением ученика не только  ориентироваться в потоке информации, но и творчески решать возникающие вопросы, применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое  мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.

Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

     При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать учеников?  Как развивать нестандартное мышление и креативность? Как сделать так, чтобы образы, возникающие перед глазами учащихся , вызывали определенные знания детей и помогали в учебе и жизни. Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее.

СЛАЙДЫ 1-2 Тема моего мастер-класса – «Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления на уроках русского языка и литературы».

СЛАЙД 3. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

- Уважаемые коллеги, с чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.) 

СЛАЙД 4. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.) 

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

СЛАЙД 5. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.         Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Сказки А.С. Пушкина.)

СЛАЙД 6. На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

СЛАЙД 7. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

СЛАЙД 8. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном  квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.   Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.  Попробуем?

СЛАЙД 9.

 А сейчас я предлагаю поработать над разгадкой следующего кроссенса.

 Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему  кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.  

Итак, какая связь между короной и сорокой? орона сделана из золота и блести, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше... («Соловей» и «Огниво» - это сказки  Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)

А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».) 

СЛАЙД 10. В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа,  не нужно  устанавливать  единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

СЛАЙД 11. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…

- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

- Найти связи между элементами, определить последовательность.

- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

СЛАЙД 12. Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

- на стадии определения темы занятия,

- для определения и постановки проблемы,

- для закрепления материала,

- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

- как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.

Слайды 13, 14, 15 листаем

Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей.    

Работа с данным приёмом  способствует развитию и формированию следующих образовательных результатов:

     Личностные: принятие новых ценностей и нравственных норм; мотивация к изучению предмета; умение взаимодействовать с окружающими.

     Метапредметные: освоение новых способов деятельности, развитие способностей к самоорганизации и самовыражению; приобретение навыков работы с информацией разных видов; умение осознанно и произвольно строить высказывания; умение сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи; оценивание своей и общей деятельности.

    Предметные: приобретение знаний и умений;  развитие умения понимать   обучающимися глубину изучаемой темы.

Свой мастер-класс хочу закончить словами Сократа: «Я не могу  научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников. И это того стоит». 

     Желаю всем участникам конкурса профессиональных успехов, пусть всё задуманное обязательно исполнится, и всем присутствующим  самого главного в жизни – ЗДОРОВЬЯ!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности

19.12.2012, 01:30Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личностиТворчество - это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Мастер-класс «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».

В чём же специфика технологии  развитие критического мышления  на  уроках русского языка и литературы?...

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно  использовать  как на уроках,  ...

Мастер -класс :"Использование метода кроссенс, как средство развития логического и творческого мышления на уроках географии».

Познакомить с понятием  кроссенс, раскрыть особенности  его построения и прочтения, рассказать о возможностях  применения, способствовать повышению мотивации участников мастер класса в ...