Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
материал на тему

Чернова Ирина Валентиновна
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ) • помочь осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе; • помочь приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ Задачи мастер-класса: - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; - распространение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._doc.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

 «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Цель:  

  • познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • помочь осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе;
  • помочь приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

Задачи мастер-класса:

-   создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования  роста                     творческого потенциала педагогов;
-    распространение педагогического опыта.


Ход занятия

1. Подготовительно-организационный момент

А) Вступительное слово: - Добрый день, уважаемые коллеги! После напряжённого трудового дня вам хочется немного расслабиться, восстановить свои силы. Т.к., по словам учёных, мысль материальна,  предлагаю вам пожелать друг другу здоровья на разных языках: кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке. Я начну на русском
-
Здравствуйте!
- Нихао ! (Китай)
- Гомар Джоба ! (Грузия)
- Хэллоу! (Англия)
- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)
- Здоровэньки булы! (Украина)
- Норуон норгуй! (Якутия)
- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)

Б)  Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

 - Верите ли вы, что устанете работать во время  мастер – класса?

-Верите ли вы, что по окончании мастер – класса  вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

Я тоже в это верю, итак, начнём!

2. Краткая характеристика основных этапов технологии.

Тема моего мастер-класса «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» (слайд 1).

В качестве эпиграфа я взяла строчки из стихотворения нашей коллеги из Ставропольского края Гуляевой Людмилы Ивановны, они очень точно, на мой взгляд, определяют идею, которая раскрывает суть Технологии развития критического мышления через чтение и письмо – это объединение мысли, а точнее, мышления и чувства. (слайд 2)

Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?

(слайд 3)
ТРКМ - американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на любых уроках, а также во внеурочной деятельности. Самое главное, что данная технология незаменима при внедрении ФГОС.

Чтобы правильно построить  урок по данной технологии, надо соблюдать 3 стадии. (слайд 4 )

Каждая из них имеет свои цели и задачи:

  • Вызов

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить интерес, активизировать обучаемого;

-структурировать последующий процесс изучения материала

  • Осмысление

- получение новой информации; ее осмысление

- соотнесение новой информации с собственными знаниями;

-поддержание активности, интереса.

  • Рефлексия

-выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем

Для каждой стадии характерны свои приёмы, вот некоторые из них (слайд 5)

Стадия «Вызов»:

  • «Корзина» идей, понятий, имён  
  • Кластер
  • Мозговой штурм
  • Ассоциации
  • «Карта познания»
  • «Дерево предсказаний»
  • Перепутанные логические цепочки
  • Верные и неверные утверждения (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);
  •  «Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения темы)

Стадия «Осмысление»: (слайд 6)

  • Маркировочная таблица

«Знаю - Хочу знать -Узнал»

  • Чтение с остановками (лекция с остановками) (чтение текста осуществляется по частям, каждая из них анализируется,  и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы,  дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет,  и объясняют свои ответы);
  • «Зигзаг» (члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга).
  • «Бортовой журнал»
  • Кластер
  • Чтение с пометами Инсерт (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);
  • Игра «Как вы думаете?» (обучение сообща)
  • «Карусель»

Стадия «Рефлексия»: (слайд 7)

  • Кластер
  • Составление маркировочной таблицы

 (Знаю – Хочу узнать - Узнал)

  • Синквейн
  • Стратегия «Галерея»
  • Эссе
  • «Толстые» и «тонкие» вопросы (демонстрация понимания пройденного)

Вот суть некоторых приёмов ТРКМ:

Приём «Корзина идей» (слайд 8): Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и

        знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно учащимся по той или иной теме.

2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

Приём «тонкие и толстые» вопросы (слайд 9): «тонкие» – вопросы, требующие однословного ответа, «толстые» – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

Приём «Карусель» (слайд 10): Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь

Приём «Галерея» (слайд 11): После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ

Приём «Инсерт» (слайд 12): Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

«  » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

Приём «Зигзаг» (слайд 13): члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга.

Приём «Кластер» (слайд 14): В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется

 Приём «Синквейн» (слайд 15): 1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в группах, парах

Образовательные результаты технологии (слайд 16):

Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

3. Практическое занятие

Итак, друзья, сегодня мы поговорим о самой загадочной в русском языке части речи, но чтобы назвать её, нужно отгадать шараду . (междометие)

1)    Один из слогов существительного метеор.

2)     Корень глагола ждать.

3)    Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4)    Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного числа настоящего времени.

5)   Суффикс и окончание существительного величие.

  1. Стадия вызов. Приём «Корзина идей».  Соберите «корзину»  идей. Выскажите своё мнение по теме «Междометие»: что вы знаете или предполагаете о междометии, о правописании, о знаках препинания при нём. В конце занятия мы вернёмся к нашей «корзине» и посмотрим, какие мысли были верными, а какие – нет.

2. Стадия «Осмысление». Приём «Зигзаг»: каждый участник вашей группы имеет свой номер, теперь объединитесь участники под одинаковыми номерами и прочитайте необходимую вам информацию, которую вы расскажите, вернувшись в свою группу, предварительно заполнив пропуски

1 участник группы -  «Морфологические признаки междометий»

Морфологические признаки междометия

 Междометие — часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет их. Междометие не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи. Междометия не изменяются.

К междометиям не относятся:

  • слова, обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлёп;
  • слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц, так называемые звукоподражания: тра-та-та, бум-бум, мяу-мяу, гав-гав и подобные.

Морфологические признаки междометия

 Междометие — часть речи, которая выражает _________________ и _______________ , но не называет их. Междометие не входит ни в ____________________,  ни в _____________  части речи. Оно является ______________ частью речи.

Междометия не ___________________.

К междометиям не относятся:

  • слова, __________________________________: бах, хлоп, шлёп;
  • слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц, так называемые ___________________________: тра-та-та, бум-бум, мяу-мяу, гав-гав и подобные.

2 участник – «Классификация междометий»

Классификация междометий

 1. По происхождению:

  • непроизводные (первородные): ай, ой и другие;
  • производные (образованные от других частей речи и синтаксических конструкций): дудки (от существительного), подумаешь (от глагола), полно (от наречия), скажите на милость (от словосочетания) и другие;
  • отдельную группу составляют заимствованные междометия: караул, браво и другие.

2. По составу:

  • простые (из одного слова): ай, ой и другие;
  • сложные (два корня): ой-ой-ой, ай-яй-яй и другие;
  • составные (из нескольких слов): скажите на милость, ух ты, вот те раз и другие.

3. По значению:

  • эмоциональные: ух, здорово, браво и другие;
  • побудительные: эй, ну, тс, баста, цыц, стоп, тпррр, бай-бай и другие;
  • этикетные: спасибо, здравствуйте, до свидания, будьте добры и другие.

Классификация междометий

 1. По происхождению:

  • ________________ (первородные): ай, ой и другие;
  • ________________ (образованные от других частей речи и синтаксических конструкций): дудки (от существительного), подумаешь (от глагола), полно (от наречия), скажите на милость (от словосочетания) и другие;
  • отдельную группу составляют _____________ междометия: караул, браво и другие.

2. По составу:

  • _________________ (из одного слова): ай, ой и другие;
  • _________________ (два корня): ой-ой-ой, ай-яй-яй и другие;
  • _________________ (из нескольких слов): скажите на милость, ух ты, вот те раз и другие.

3. По значению:

  • _________________: ух, здорово, браво и другие;
  • _________________: эй, ну, тс, баста, цыц, стоп, тпррр, бай-бай и другие;
  • _________________: спасибо, здравствуйте, до свидания, будьте добры и другие.

3 участник  –  «Синтаксическая роль междометий»

Синтаксическая роль междометий

Междометия не являются членами предложений.

Иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения:

  • Ай да мёд! (мёд (какой?) ай да — определение);
  • Вот раздалось «ау» вдалеке (ау —  подлежащее).

Синтаксическая роль междометий

Междометия ____________________ членами предложений.

Иногда междометия употребляются в значении __________________ речи. При этом междометие принимает конкретное __________________ значение и становится ____________________________:

  • Ай да мёд! (мёд (какой?) ай да — _________________);
  • Вот раздалось «ау» вдалеке (ау —  ________________).

4 участник - «Знаки препинания при междометии»

Знаки препинания при междометиях

 1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации: Ох, пошлите за доктором! Чу, сверчок за печкой затрещал... чу, вздохнул кто-то.

 2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения): Ага! Сам сознаешься, что ты глуп; Эй! Садись ко мне, дружок.

 3. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить!; Стоп, машина!; Цып, цып! Гуль, гуль, гуль! —  ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку.

 4. Отделяются или выделяются запятыми некоторые междометные выражения: Слава богу, этого не случилось. До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам. Но выражение черт знает: 1) в значении «неизвестно» и 2) о чем-либо очень плохом или, наоборот, хорошем — запятыми не выделяется: Сегодня черт знает сколько выпил; Врачи там написали обо мне черт знает что; Черт знает до чего хороши эти цветы!

 5. Частицы о, ну, ах, ох и другие, употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличие от междометий запятыми не отделяются

Знаки препинания при междометиях

 1. Междометия отделяются или выделяются __________, если произносятся без ____________интонации: Ох, пошлите за доктором! Чу, сверчок за печкой затрещал... чу, вздохнул кто-то.

 2. Если междометие произносится с _______________ интонацией, то после него ставится ________________________ (как в начале, так и в середине предложения): Ага! Сам сознаешься, что ты глуп; Эй! Садись ко мне, дружок.

 3. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются ___________или _______________знаком: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить!; Стоп, машина!; Цып, цып! Гуль, гуль, гуль! —  ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку.

 4. Отделяются или выделяются___________________ некоторые междометные выражения: Слава богу, этого не случилось. До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам. Но выражение черт знает: 1) в значении «неизвестно» и 2) о чем-либо очень плохом или, наоборот, хорошем — запятыми ____________________: Сегодня черт знает сколько выпил; Врачи там написали обо мне черт знает что; Черт знает до чего хороши эти цветы!

 5. Частицы о, ну, ах, ох и другие, употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличие от междометий запятыми ______________________.

3. Стадия «Рефлексия»: задания для групп

1 гр. - Создать рекламу междометия

2гр.- Написать синквейн о междометии

3гр. – Создать  кластер по данной теме

4 гр.- Вернуться к «корзине»  идей и выявить верные и неверные предположения о междометии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование методов критического мышления на уроках русского языка позволяет формировать у учеников  такую   междисиплинарную   компетентность, как коммуникативная...

Статья "Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данная статья познакомит с некоторыми приёмами ТРКМ, поможет учителю по-новому организовать  учебный процесс, а ученику - осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, ...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно  использовать  как на уроках,  ...