Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал на тему

Шабаркина Марина Евгеньевна

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Теоретико-методологическая база исследования

технологии развития критического мышления.

“Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

Бернард Шоу

      Одной из проблем современного цивилизованного общества является потеря интереса к слову не только как к способу передачи информации, но и как к форме самовыражения. Действительно, мы порой «разбрасываем»  слова, не задумываясь о последствиях сказанного, не осознавая значения их. Современные психологи печально констатируют тот факт, что постоянно работающий в доме телевизор снижает интерес подростка к общению со сверстниками на 40%. Живое слово девальвируется, теряет позиции на фоне визуализации информации. Потому перед учителем русского языка сегодня прежде всего стоит задача вернуть утраченный интерес к слову как к культурологическому явлению посредством воспитания у обучающихся читательской культуры и ,соответственно, интереса к процессу чтения.

Для реализации поставленных образовательных задач я использую в работе технологию развития критического мышления. Этот метод обучения на сегодняшний день является инновационным.    

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:

 А. Адамского (раскрепощение личности ученика);

 В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);

 А. Тубельского (превращение школы в сообщество, в школу

развития);

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

 соответствие концепции гуманизации образования;

 преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

 использование личностно ориентированного обучения;

 поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

 соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

 формирование личностных качеств учащихся;

 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 развитие различных типов мышления;

 формирование качественных знаний, умений и навыков.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

 развивающее обучение;

 проблемное обучение;

 развитие критического мышления;

 дифференцированный подход к обучению;

 создание ситуации успеха на уроке .

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

 ассоциативный ряд;

 опорный конспект;

 мозговая атака;

 групповая дискуссия;

 чтение с остановками и Вопросы Блума;

 кластеры;

 синквейн;

 «Продвинутая лекция» ;

 эссе;

 ключевые термины;

 перепутанные логические цепочки;

 медиапроектроекты ;

 дидактическая игра;

 лингвистические карты;

 лингвистическая аллюзия (намек) ;

 исследование текста;

 работа с тестами;

 нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего образования в 29 странах мира.

Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются идеи гуманизации образования:

(Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

  1.  Основные приёмы практической реализации

технологии развития критического мышления

в условиях средней общеобразовательной школы.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

 актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

 побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

 получить новую информацию;

 осмыслить ее;

 соотнести с уже имеющимися знаниями;

 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

 целостное осмысление, обобщение полученной информации;

 присвоение нового знания, новой информации учеником;

 формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

 обмен первичной информацией;

 выявление противоречий;

 переосмысления полученных сведений;

 сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

 уважение к различным точкам зрения ее участников;

 совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста ( их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

 посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

 вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

 по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

 не бояться записывать все, что приходит на ум;

 дать волю воображению и интуиции;

 продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

 постараться построить как можно больше связей;

 не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно:

 определить цель исследовательской, практической, творческой деятельности;

 обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

 выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения проблемы;

 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

 опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

 осуществить практическое выполнение плана проекта;

 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

Урок - семинар

Урок - лекция

Урок – беседа

Урок – практикум

Урок – экскурсия

Урок – исследование

Урок – игра

Урок - КВН

Урок - защита проекта

Урок – диспут

Урок - конференция

Урок - театрализованное представление

Урок - маскарад

Урок – путешествие

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

 ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара;

 осмысление и выбор микротем;

 создание творческих групп;

 подбор материала к семинару;

 консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);

 систематизация и обобщение материала;

 выступление творческих групп на семинаре;

 конспектирование дат, определений, важных моментов сообщений;

 выполнение практического задания;

 обсуждение выступлений творческих групп;

 подведение итогов;

 оценивание работы;

 объяснение домашнего задания.

Так в 10-ом классе в качестве заключительного урока по творчеству И. С. Тургенева я проводила семинар по теме «И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе». /Открытый урок для методического объединения/. Цель урока: познакомить учащихся с новыми литературными жанрами, особенностями тургеневского мировосприятия в последние годы жизни, отразившегося в его «закатных» работах. Вследствие того, что урок был итоговым, заключительным по теме, в начале урока ребятам была предоставлена возможность поделиться впечатлениями о творчестве, рассказать о «своем» Тургеневе. В дальнейшем ученики работали по группам: ребята готовили сообщение о последних годах жизни великого русского писателя, останавливаясь подробнее на тех обстоятельствах его жизни, которые способствовали обращению к столь необычному жанру; другие познакомили класс со стихотворениями в прозе как жанром литературы, отметив его особенности, сравнив с такими «близкими» жанрами как верлибр, афоризм, белый стих. Тут же ребятам было предложено практическое задание - определить жанр прозвучавших произведений, которые подбирались учениками, работающими в этой группе, и на основе сделанных записей обосновать свой выбор. Ребята, работающие в остальных группах, познакомили с историей создания, художественными особенностями нескольких стихотворений И. С. Тургенева («Старуха», «Стой», «Как хороши, как свежи были розы...»). Задачей этих учащихся было не только художественное исполнение маленьких шедевров Тургенева (последнее стихотворение в прозе исполнялось на фоне музыки), анализ лирических произведений, но и определение их места в жизни автора, мотивов, послуживших их созданию, показать, что волновало писателя в последние годы жизни, как это отразилось в его «лирическом дневнике».

На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.

Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

 выбор текстов;

 составление плана анализа текста;

 предварительная работа с произведением;

 создание творческих групп;

 дифференцированное распределение отрывков;

 исследование художественного текста под

«лингвистическим микроскопом»;

 подготовка группы к «защите» исследования;

 представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

 лингвистический анализ отрывка;

 обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

 подведение итогов урока;

 оценивание работы учащихся;

 объяснение домашнего задания.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе. Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

 экскурсия, наблюдения за природой;

 знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;

 обсуждение увиденного;

 творческая работа учащихся;

 чтение сочинений (по желанию);

 обсуждение и рецензирование творческих работ;

 исправление и доработка сочинений;

 объяснение домашнего задания. (Как правило,

художественное оформление творческих работ).

Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати, эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.

За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 5-6 класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей.

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставлю задачу - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи работы понравились классу, высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры". Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством языка.

В шестом классе при описании осени знакомимся и с метафорой. Какие яркие метафоры используют ребята в своих сочинениях, создавая образ осени: и "янтарное колье", и "золотой дождь", и "шуршащий ковёр'' и «златогривые листочки» . Работы, как всегда, читаем вслух. Задание слушающим — выписать метафоры. Ребята, которые не смогли сразу справиться с работой, выполняют её дома, пользуясь составленными на уроке "словариками".

Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.

Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.

Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.

Эта работа имеет ещё один, важный, на мой взгляд, плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехристоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения - самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это - письменное или устное изложение своих мыслей, и направлена вся работа по развитию речи учащихся, потому что человек, не владеющий свободно родным языком, похож на рыбу, выброшенную на берег. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. И если несвободное дыхание - угроза жизни, то несвободное владение языком - угроза личности. Поэтому владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, и в школах любой страны родной язык - самый важный предмет.

Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал (как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора (на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

 лингвистическое исследование текста;

 рисование обложек к литературным произведениям;

 художественное чтение;

 инсценировка художественного произведения;

 создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 продолжение неоконченных произведений;

 наблюдение за природой;

 подготовка словарных диктантов;

 составление вопросника к зачету по теме;

 составление конспекта, опорных таблиц;

 письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

  1. Распространение педагогического опыта.

Данный педагогический опыт является усовершенствованием теоретико-методической базы технологии развития критического мышления, применимым на базе средней общеобразовательной школы. Рассматриваемый педагогический опыт был представлен на заседании школьного методического объединения гуманитарного цикла 14 сентября 2011 года, где было принято решение внедрять отдельные методические находки (уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-исследования, медиапроекты, групповые дискуссии и т.д.) как инновационные элементы в педагогическую практику учителей данной школы. Эти приемы успешно используют на своих уроках Л.А. Кокинова, И.В. Гудкова, И.В. Жилина, Н.В. Суркова. Данная методика позволяет им повысить не только лингвистическую и коммуникативную компетенцию обучающихся, но и развить их творческие способности, выработать умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность обучающихся, развивать различные типы мышления. Нужно отметить, что данная технология помогает в работе с одаренными детьми. Так, на протяжении пяти лет Ермолаева Анна, ныне учащаяся 11 класса МБОУ СОШ №3, неизменно становилась победителем районных олимпиад по русскому языку и литературе (2007-2011 гг.). Я считаю, что достичь такого высокого результата помогло применение в работе нетрадиционных уроков, в подборе таких заданий, такого дидактического материала, которые своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. В марте 2012 года запланировано мое выступление на районном методическом объединении учителей гуманитарного цикла, целью его является распространение данного педагогического опыта.

Я убеждена, что данная методика способствует повышению профессионализма учителя, улучшению качества педагогического процесса, и, как следствие, достижению высоких результатов обучения.

Список литературы

 1. Адамский А.Н. Идеи манифеста. Четверть века спустя/Газета «Первое сентября» № 15/2011

 2. Леонтьева О.А. Интернет – стихийная школа сотрудничества/ XV Соловейчиковские чтения, 2011

 3. Русаков А.А. Педагогическая классика. Новые открытия/Газета «Первое сентября» № 15/2011

4. Тубельский А.С. Школа будущего, придуманная вместе с детьми/Газета «Первое сентября» № 15/2011

5. Шулешко Е.Е.  Понимание грамотности. Книга вторая. Метод обучения, - М.: Речь, 2011. – 416 с.  ID товара: 306847 ISBN: 978-5-98368-080-7

6. Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики (Минимальные затраты, максимальные результаты.) Пособие для учителей/ Е.В. Яновицкая. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Баласс, 2011. – 480 с. ISBN 978-5-85939-859-15.

Источники Интернета

  1. Педагогическая поддержка, статья Википедии:

http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...