Методический семинар на тему:"Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы".
учебно-методический материал по теме

Любовина Наталья Алексеевна

Методический семинар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_teoriya.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

С внедрением новых стандартов образования повышается значимость инновационной активности и учителя и ученика в образовательном процессе.

Слайд2.

Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать.

Слайд3

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления.

А ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

Слайд4 Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Что же такое критическое мышление? Приведу цитату авторов данной технологии (Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл): «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов…   Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами».

Слайд 5

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.»

Слайд6

Суть технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я  запомню, вовлеки меня – я пойму».

Слайд7

 Технология ориентирована на развитие личности учащихся, на формирование необходимости самостоятельного познания и творческого подхода к обучению.

В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:

  • умение видеть свои «знания» и «незнания»;
  • умение работать в группах;
  • графически оформлять материал;
  • умение обобщать и систематизировать полученные знания;

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
  • метапредметных (овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
  • предметных (новые знания по  предмету)

Слайд8

 И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Слайд9. Трёхфазовая структура.

Напомню, базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и  рефлексия.

Слайд10.   Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.

Слайд11.

Первая стадия – вызов.

Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).

 Некоторые приемы стадии «Вызова»: , «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.

Слайд12.

2 стадия – Осмысление.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

Приемы стадии, которые используются мной в работе:

-«Инсерт» (чтение с пометками);

- «Сводная таблица»;

-«Чтение с остановками»;

-«Совместный поиск»

-«Таблица синтез»

Слайд13.

3 стадия – Рефлексия.

На этой стадии учащиеся должны попробовать выразить новую идею информации собственными доводами. Лучше всего усваивается то, что самими усвоено  и выражено своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.

Хочу подробнее остановиться на тех приёмах, которые чаще всего  использую в своей практике.

Слайд14(фото «Дерево предсказаний»  «Вызов»

  Этот прием может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы. Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

Слайд16.

Например, на уроке русского языка тема Имя существительное. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие правила на эту тему они  будут изучать.

« Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и

        знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по

        обсуждаемой теме урока.        

В корзину идей можно

        «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

        Осмысление.

Слайд17. Приём « Таблица -синтез»(фото с урока по Шолохову)

      Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

(Ключевые слова - выписки из текста, связанные с ключевыми словами - почему эта цитата важна для меня)или приём «Совместный поиск» . Обязательным этапом работы над любым художественным или нехудожественным текстом является читательская реакция, обмен мнениями. -Что тебе запомнилось большего всего? Как вы думаете почему? Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать именно такие приёмы, которые направлены на осмысления и понимания текста.

Слайд18.

Прием «Зигзаг» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

   Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

   Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать её другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает  формирования всех видов УУД.

Слайд 19

«Взаимоопрос»

Он направлен на то, что учащемуся легче ответить своему товарищу, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

Слайд 20

Прием “Диаграммы сравнения” 

Цель: развитие умения сравнивать и обобщать

Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Пример. Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь

Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.

Такие приёмы  помогают формировать собственное мнение,совершать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить,ценить совместную работу, в которой возникает общее решение, уметь ценить чужую точку зрения, таким образом формируя регулятивные и познавательные УУД.

Слайд20

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн., диаманта, кластер, рафт.

Р – роль (любой человек)

А – аудитория (кому вы будете писать)

Ф – форма (рассказ, сказка)

Т – тема

Учитель предлагает ученикам написать небольшой рассказ, монолог, диалог от имени героя произведения.

Здесь ребятам открывается огромное поле деятельности для творческой работы, которое в дальнейшем поможет им при написании экзаменационных сочинений.

Интеграция выше названных приёмов  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете,   повысить качество знаний по предмету

Последние слайды.  грамоты, конкурсы, ЕГЭ

В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...