Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tekhnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления
на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии "вызова", целью которой является активизация работы, задаю вопросы обучающимся: "Что характерно для правильной речи?", "Что нужно избегать в своей речи?", "Что вы еще хотели бы узнать по данной теме.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На "стадии осмысления" учащиеся знакомятся с содержанием текста методом ИНСЕРТ (чтение с пометками): ставят на полях: "?" (непонятно), "+" (согла "-" (вызывает сомнение), "!" (это главное, это удивило..) Для исследования на уроке был выбран текст Д.Лихачёва о культуре речи. В беседе по прочитанному тексту происходит осмысление содержания. Вначале предлагаю учащимся самим задать вопросы по тексту: используя приём "толстых" (требующих размышления) и "тонких" (требующие однословного ответа) вопросов. Учащиеся обсуждают, какие из предложенных им вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора. В применяемое технологии большое внимание уделяется приёмам и методам визуальной организации материала, поэтому на данном этапе урока можно заполнить таблицу. Данная таблица состоит из двух частей: 1) " Что мне известно по данной теме" (афоризмы о языке); "Что нового я узнал из текста? " (эта часть заполняется на уроке). На уроке звучит запись текста И.С.Тургенева "Русский язык", а учитель зачитывает текст Н.Рериха по проблеме урока. На следующем этапе урока используются опоры-схемы, опорные инструкции. Так учащиеся работают с опорной инструкцией "Определение типа речи". Проанализировав содержание отрывка, учащиеся приходят к выводу, что они познакомились с текстом-рассуждением. Расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности позволяет составить опорную схему (клайстер.) Затем составляется логическая схема текста.
тезис
аргументы
вывод
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На "этапе рефлексии" учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором текста проблеме. Анализ текста завершается написанием творческой работы. Например, синквейна. Так на уроках был создан синквейн:
речь
неряшливая, грубая,
портит, губит, калечит
данное нам в наследство богатство
язык.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется
индивидуально, в парах или группах.
Используя некоторые методы и приемы данной технологии, я смогла добиться следующих результатов:
- внимание на уроке;
- снижение утомляемости, перенапряжения;
- самовыражение;
- творчество;
- социальная адаптация
- изменение у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над текстом;
-изменение отношения детей как к урокам русского языка, так и к урокам литературы;
- создание атмосферы доверия, сотрудничества в системе "учитель-ученик-класс".
Такую технологию развития критического мышления можно использовать и на уроке, и в процессе выполнения учащимися домашнего задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....
Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)
Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
В условиях внедрения ФГОС неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...