Методический семинар " Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
материал

Конкурсное задание «Методический семинар»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.32 КБ
PDF icon metodicheskiy_seminar.pdf973.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

Соловьева О.А., учитель русского языка

 и литературы МОУ СОШ с. Донгуз

Использование технологии развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Ольга Александровна, я учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Донгуз. Сегодня в рамках методического семинара я представлю вам опыт своей педагогической работы.

XXI век… Век появление Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска  в интернете – и он  тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет!

Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы.  Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать   условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.

Итак, тема моего выступления «Использование технологии развития критического мышления на  уроках русского языка и литературы».

. Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: ученики неохотно  читают тексты по  литературе или не читают  вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих  низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интереса к своим предметам и выработки навыков устной и письменной речи учеников я выбрала технологию критического мышления.

Для своей работы я выбираю наиболее эффективные  приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.

  • Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
  • Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.
  • Цель технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.

    Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
    В основе технологии лежит следование трём фазам: вызов,  осмысление содержания, рефлексия.

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данном этапе мои ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.

На данном этапе я использую следующие приёмы:

  • «Кластер»
  • «Ключевые слова»
  • «Корзина идей»
  • «Верные – неверные утверждения»
  • «Дерево предсказаний»

Приведу несколько примеров.

  • Прием «Кластер»
  • Информация, касающаяся какого – либо понятия, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 
  • Повторение темы «Имя прилагательное» . Дети вспоминаю всё, что знают по теме, и составляют кластер.
  • Прием «Верные и неверные утверждения»

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил.

Например, в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:

  • а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;
  • б) все предлоги пишутся в одно слово;
  • в) правописание производных предлогов надо запомнить;
  • г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;
  • д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе я предлагаю ученикам познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм.

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии  «Осмысление содержания» 

«Инсерт» (чтение с пометками)

«Чтение с остановками»

«Совместный поиск»

Прием «Ромашка Блума» 

«Корзина идей»

  Прием «Корзина идей» 

Пример работы с данными приемами на уроке русского языка в 8 классе по теме «Репортаж – жанр публицистики».

В центре листа записывается тема «Публицистика», затем в течение 1-2 минут записывается в тетрадь все, что известно по этой теме. Затем предлагается обсудить записанное  в группе и обменяться мнениями в паре(2 – 3 минуты). Далее в форме аукциона знаний называются записанные сведения, факты(правильные и неправильные). Так составляется список идей. Далее идеи компонуются по категориям (сфера речи, задача речи, стилевые черты, средства выразительности, жанры)

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии. Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.

        На этом этапе я использую следующие приёмы:

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии  «Рефлексия» 

  • «Синквейн»
  • «Прием «Общее - уникальное»
  • «Кластер»
  • «Ключевые слова»
  • «Тонкие и толстые вопросы»

Прием “Синквейн”

В первой строчке тема называется одним существительным. Вторая строчка-это описание темы в двумя прилагательными. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.  Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»  в 7 классе

  • Тарас Бульба
  • Великий, могучий
  •  Борется, преодолевает, страдает
  • Им гордится всё Запорожье
  • Отец!
  • Технология критического мышления дает учителю:
  • - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
  • Технология критического мышления дает ученику:
  • - повышение эффективности восприятия информации;
  • - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • - умение критически мыслить;
  • - умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • - умение работать в сотрудничестве с другими;
  • - повышение качества образования учеников;
  • - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь!А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!»- писал древнегреческий философ Плутарх. Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.

Когда они научатся мыслить самостоятельно, они поймут, что мир намного шире того, что они видят на своей ладони!

Благодарю за внимание!

Литература

  • 1. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
  • 2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
  • 3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  • 4. Загашев И.О., Заир – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс ―Дельта‖, 2003.
  • 5. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.
  • 6. Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. ―Русский язык‖, 2009, №7.
  • 7. Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., 1997
  • 8. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
  • 9. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html
  • 10. http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современные социально-экономические и общественно-политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью развивать у своих учеников способность критически мыслить. Критическое мышление ...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...