Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья ( класс) на тему

Макарова Юлия Анатольевна

Современные социально-экономические и общественно-политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью развивать у своих учеников способность критически мыслить. Критическое мышление позволит им успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что они изучают и делают.

Один из идеологов этой программы, преподаватель американской литературы профессор Дэвид Клустер (США), который являлся добровольцем РКМЧП в Чехии и Армении, определил 5 особенностей критического мышления.

Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка [2, с. 3].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarova_statya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Юлия Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы,

МКОУ «СОШ №8», с. Елизаветинское,

Благодарненский район, Ставропольский край

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

Современные социально-экономические и общественно-политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью развивать у своих учеников способность критически мыслить. Критическое мышление позволит им успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что они изучают и делают.

Один из идеологов этой программы, преподаватель американской литературы профессор Дэвид Клустер (США), который являлся добровольцем РКМЧП в Чехии и Армении, определил 5 особенностей критического мышления.

Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка [2, с. 3].

Во-первых, критическое мышление самостоятельно, поскольку мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, то есть каждый ученик формулирует свои идеи и убеждения, дает свои оценки фактам и событиям, высказывает свое мнение. При этом собственное мнение не обязательно должно быть совершенно оригинальным: критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.

Во-вторых, информация становится отправным пунктом критического мышления и не является его конечной целью. Ведь чтобы дать собственную оценку чему-то, необходимо сначала накопить знания, факты, идеи, теории, гипотезы, связанные с данным вопросом.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов или определения проблем, которые необходимо решить. Конечно, было бы очень неплохо, если бы это многообразие проблем и вопросов ученики могли «разглядеть» самостоятельно, но чаще учеников этому приходится учить. Поэтому при подготовке к занятиям учитель сначала сам определяет круг рассматриваемых проблем, а когда дети готовы к самостоятельной деятельности, помогает им четко их сформулировать.

В-четвертых, любое, даже самое оригинальное, мнение не должно быть голословным, то есть критическое мышление стремится к убедительной и веской аргументации. Здесь уместны и личный или чужой опыт, и литературные реминисценции, и контраргументы, и признание иных точек зрения. «Критически мыслящий человек, – утверждает Д. Клустер, – вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать» [2, с. 3].

В-пятых, критическое мышление социально. Несомненно, что всякая мысль, идея проверяются и оттачиваются, если ими поделиться с другими. Когда мы обмениваемся мнениями, спорим, обсуждаем, мы уточняем и углубляем собственную позицию или понимаем и признаем её ошибочность. Как сказал один философ, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-либо присутствии» [7, с. 23].

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, «что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить»[8, с. 47] .

Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры», «что я знаю», «свободное письмо», «ассоциация», «перепутанные логические цепочки».

Прием №1 «верные - неверные утверждения»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению,  оно не верно.

Тема «Местоимение»

                Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

                В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

                В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.

                Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

                Местоимения изменяются по падежам и числам.

                В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Приём №7 «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;

2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка

 Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».

Наиболее приемлемым на уроках русского языка  считаю такой прием, как чтение с пометами  - «инсерт», «взаимоопрос», «взаимообучение» и маркировочная таблица.

Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

При изучении  в 8 классе темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

V При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.

V Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них, например: 1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи (Г.) — обобщающее слово — подлежащее всё стоит перед однородными подлежащими и леса, и пруды, и степи; 2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли — ничего не было видно (Арс.) — обобщающее слово ничего стоит после однородных членов ни гор, ни неба, ни земли и является, как и они, дополнением.

V  Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие, например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. (Сол.)

[О: О, О, О].

+ Примечание. В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этил слов ставится двоеточие, а перед ними запятая, например:

V  Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.

[О, а именно: О, О и О].

Третья стадия – «стадия  рефлексии».

На стадии рефлексии  использую такие  приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер, «диаграммы сравнения», «самоанализ», «эссе».

Приём №2 «Синквейн»

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

 Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

•        В первой строчке тема называется одним словом.

•        Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

•        Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

•        Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.

•        Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й класс

Настя

Добрая, трудолюбивая

Хозяйничает, ласкает, заботится

«Золотая курочка на высоких ножках»

Хозяйка

Митраша

Самостоятельный, упрямый

Мастерит, намекает, хорохорится

«Мужичок в мешочке»

Хозяин

На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального  подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика  к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную,  эмоциональную и волевую сферы обучаемых. И сегодня целью моей педагогической деятельности стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование технологии развития критического мышления. Все это актуально и в рамках проведения экзаменов в 9,11 классах в формате ОГЭ и ЕГЭ, и в рамках  решения задач «Стандартов второго поколения». Нельзя забывать и о том, что учебный процесс  строится в первую очередь на отношениях  учитель – ученик. Сегодня должна измениться роль педагога: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий [1, с. 69].

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся.

Будет ли востребована критическая теория в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.

Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют  интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только  частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач[6, с. 23-24].

После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса  состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии.

Список литературы.

  1.  Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Русский язык. 2002. № 29. С. 3.
  3. Лернер И.Я. Проблемное обучении. М.: Знание, 1974. 64 с.
  4. Матюшкин А.М. Мышление как продуктивный процесс совместного решения проблемных ситуаций // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 124-129.
  5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  6. Тягло А.В. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХI века // Постметодика. 2001. № 3 (35). С. 19-26.
  7. Успенский Л. Слово о словах. Лениздат, 1962г. С. 23
  8. Халперн Дайана.  Психология критического мышления. «Питер», СПб, 2000. С. 47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Предлагаемая работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и  литературы. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности ...