Мастер-класс «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».
статья по русскому языку

Коновалова Наталья Валериевна

В чём же специфика технологии  развитие критического мышления  на  уроках русского языка и литературы?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МКОУ ТАЛОВСКАЯ СОШ

Мастер-класс

«Технология  развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».

 

 

 

                                             Подготовил учитель русского языка и литературы

                                                      Коновалова Наталья Валериевна

                                           Таловая

                                                                          «Единственный путь, ведущий к

                                                                               знаниям, - это деятельность».

                                                  Б.Шоу (Бернард Шоу   Ирландский драматург)

Я полностью согласна с высказыванием ирландского драматурга.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди!  Такой подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

 В этом, я считаю, может помочь ТРКМ.

В чём же специфика технологии  развитие критического мышления  на  уроках русского языка и литературы?  

В основу ТРКМ я взяла трёхфазную структуру урока: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

           актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
  •  вывести знания на уровень понимания и применения.

Благодаря ТРКМ , я на уроках направляю усилия учеников в определённое русло, создаю условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, даю учащимся возможность самостоятельно делать выводы, сталкиваю различные суждения, подготавливаю новые познавательные ситуации внутри существующих.

 Некоторые приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы:

 Приём «Кластер»

 Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

   Приём «Глухие» интеллект-карты

Ученикам раздаются интеллект-карты с отсутствующими связями. Дети заполняют. Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде  структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Приём «Кроссенс»

Кроссенс – методический приём, который позволяет  создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Кроссенс» – это и головоломка, и интеллектуальная игра, и задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей. Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна.    

  Приём «6 шляп мышления»

Метод «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на любом этапе урока  любой предметной области. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.

Приём «Шесть шляп мышления» привлекателен тем, что он позволяет более рационально организовать мыслительный процесс. Данный метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Технология универсальна - её используютна уроках, совещаниях, тренингах, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. Она применяется и индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Фактически её можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.

Автор технологии «Шесть шляп мышления», известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель, Эдвард де Боно. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

     В основе данного метода лежит идея параллельного мышления.  Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

    Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

   Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами.  

Белая шляпа  Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа.   Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа.   Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Черная шляпа.     Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа.   Расцвет новых идей.

Синяя шляпа.  . Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

  Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию.  

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно – человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Сейчас я покажу мастер-класс, используя приём «6 шляп мышления». Тема «Педсовет. За или против?»  Предлагаю разделиться на 6 групп и получить инструкцию-описание для выполнения работы.

1)Статистическая. Участники   в белой шляпе будут искать      только факты. Никаких эмоций и чувств, событие оценивается на основе данных статистики..

2)Эмоциональная.  В красной шляпе – проанализируют  тему с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства  от увиденного.

3) Негативная. Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. Отрицательная оценка.

4) Позитивная. Участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание   с позиции оптимиста.

5) Творческая. Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

6) Аналитическая.  Почему? Зачем? Необходимость.

Выполнение работы 10 минут.  Выступление коллег от каждой группы. 1-2 минуты.

Любая опытно-экспериментальная деятельность предполагает определение качественных параметров результатов. Отслеживая этапы внедрения элементов технологии критического мышления в свою педагогическую деятельность и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, я пришла к выводу, что использование приемов и стратегий технологии РКМ  активизирует познавательную деятельность обучающихся. Вся проведенная работа показала, что необходимо использовать приемы тех нологии критического мышления в учебном процессе.

 Благодаря данной технологии   мои ученики научились:

-эффективно воспринимать информацию

-повысился интерес к изучаемому материалу

- научились работать в сотрудничестве с другими

- научились слушать и слышать друг друга

Мне, как учителю,  использование ТРКМ  даёт:

- в классе создалась атмосфера открытости и сотрудничества

- дети научились грамотно анализировать свою деятельность

- этот метод стал источником ценной информацией не только в учёбе , но и в  

Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем успехов и профессионального оптимизма, а главное здоровья.