Проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
методическая разработка на тему

Формирование профессиональных компетенций студентов на основе-проектно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx351.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Филиал Санкт-Петербургского государственного бюджетного

Образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж» в г. Сургуте

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(ФИЛИАЛ СПбГБОУ СПО «ПЭК» )

ПРОЕКТ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сургут , 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение………………………………………...…….………………………...…3

  1. Реферативная часть……………………………………………………….6
  2. Проектная часть…………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………..24

Список  литературы………………………..…………………………………26

Приложение

Введение

В последние годы в  профессиональном образовании происходит постепенный отход от традиционных способов оценки профпригодности. Формальные свидетельства о наличии профессиональных знаний и навыков работы (свидетельства, аттестаты, дипломы, и т.д.) перестают являться главными показателями профессиональной состоятельности специалиста.

Исходя из этого, главным признаком, квалифицирующим профессионала, становится его готовность к реальной трудовой деятельности, к демонстрации на практике тех знаний и умений, владение которыми обозначается понятием профессионализм. Именно с этой целью в образовательный процесс все чаще внедряются игровые педагогические технологии.

Важнейшим компонентом миссии любого профессионального учебного заведения является  выпуск конкурентоспособного специалиста.  

Современный рынок труда, связан  с научно-техническим прогрессом, с внедрением современных информационных технологий требуют высококвалифицированных специалистов среднего звена. В то же время низкая конкурентоспособность выпускников учреждений среднего профессионального образования из-за отсутствия у большинства из них необходимых для производства компетенций, отсталость кадровой политики современных предприятий, ориентированных на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие  бизнеса, негативно влияет на трудоустройство выпускников ссузов, повышая уровень безработицы среди молодых специалистов.

Обществу нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи, готовые к самостоятельному включению в производственные процессы, что во многом зависит не только от полученных при обучении знаний, умений, навыков, но и от дополнительных качеств выпускника, для обозначения которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность.

Средние профессиональные заведения переходят на компетентностно-ориентированное обучение, что потребовало обновления содержательно-технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Актуальность обусловлена тем,  что современная парадигма образования требует  формирование востребованных современным рынком труда компетентных специалистов, это подтверждается тем, что новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников.

Но, если теоретические основы формирования компетенций разработаны достаточно полно, то учебно-воспитательный процесс нуждается в содержательно-технологическом обосновании.

Теоретический анализ проблемы формирования профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования, требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и работодателей, изучение состояния учебно-воспитательного процесса и практики работы колледжей по реализации компетентностного подхода позволили выявить ряд противоречий между:

– необходимостью формирования профессиональных компетенций, отраженных в ФГОС нового поколения в системе среднего профессионального образования, требованиями работодателей и ограниченными возможностями традиционной модели обучения студентов;

– необходимостью проектно-деятельностного обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций и недостаточностью его научно-теоретического обоснования.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и деятельностного обеспечения организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций студентов.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов.

Предмет исследования: процесс формирования профессиональных компетенций студентов.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему работы преподавателя, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студентов на основе использования проектно- деятельностного подхода.  Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

- изучить содержание и сущность профессиональных компетенций студентов;

-   определить структуру и компоненты профессиональной компетентности;

- изучить и апробировать модель формирования профессиональных компетенций   студентов в рамках проектно-деятельностного подхода;

- проанализировать подходы к развитию профессиональной компетентности;

- конкретизировать понятие метода проектов в современной педагогике;

- проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности;

- выявить условия эффективного применения метода проектов в процессе развития профессиональной  компетентности.

Решение поставленных в работе задач осуществлялась с помощью следующих методов:

– теоретический анализ: изучение философской, педагогической, психологической, социологической, научно-методической, нормативной, справочной литературы; материалов диссертационных исследований, учебных программ, пособий и методических рекомендаций для  ссузов по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование, моделирование учебных и производственных ситуаций, статистическая обработка экспериментальных данных.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций у студентов  будет эффективным, если:

– совокупность профессиональных компетенций рассматривается как личностное новообразование, формирующееся в процессе обучения и обеспечивающее условия для будущей успешной профессиональной  деятельности студентов;

– разработано содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций студентов.

Этапы реализации проекта:   

 Подготовительный -  2012-2013 учебный год: теоретический анализ проблемы на основе изучения литературы, экспериментальных исследований по данной проблеме. Оценка современного состояния проблемы формирования профессиональных компетенций. Определение исходных параметров исследования: цели, объекта, предмета исследования. Разработка аппарата исследования. Формулировка рабочей гипотезы исследования. Основными результатами данного этапа стали определение и уточнение цели, гипотезы, задач исследования, составление плана исследования, разработка методики проведения эксперимента.  

Поисково-экспериментальный - 2013-2014 учебный год: апробирование модели; проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов. В этот период были разработаны и апробированы модель формирования профессиональных компетенций. Обоснованы и описаны критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных компетенций.

Заключительный – 2014-2015 учебный год:  обобщающий, включающий осмысление результатов исследования, уточнение теоретических положений и выводов исследования, внедрение результатов исследования в практику профессиональной подготовки студентов колледжа.


Реферативная часть

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентации, адаптированных возможностей опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.

О.Е. Лебедев отмечает, что применительно к компетентностному подходу[1]. 

✓        смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

✓        содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

✓        организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

✓        образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Следует отметить, что понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, не имеет однозначного определения. В психолого-педагогической литературе к настоящему времени определены разные подходы к определению понятий «компетентность» и «компетенция».

Под компетенцией С.Е. Шишов и И.Г. Агапов понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на её успешное включение в трудовую деятельность[2].

Б.Д. Эльконин определяет компетентность как квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность[3].

Б.И. Хасан отмечает, что компетенции - это цели (поставленные перед человеком), а компетентности - это результаты[4].

И.Д. Фрумин выделяет, что «понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определённых знаний и умений, но также определённых стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений…»[5].

Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению».

И.Я. Зимняя выделяет компетенции, относящиеся к деятельности человека[6]:

✓        компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

✓        компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.

Таким образом, приведённый анализ психолого-педагогической литературы позволил определить компоненты компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности и выделить критерии её развития:

✓        понимание смысла информационного подхода при исследовании различных объектов;

✓        владение основными операциями интеллектуальной (мыслительной) деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.;

✓        овладение высоким уровнем системно-аналитического, логического и алгоритмического стилей мышления;

✓        решение познавательных задач, нахождение нестандартных решений, разрешение проблемных ситуаций.

Компетентность определяется как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда студенты, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Ядром компетентности являются проектно-деятельностные способности - совокупность способов действий. Важный компонент - опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приёмов решения задач.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения[7]. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Для студента проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для преподавателя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В результате анализа различных определений понятия «компетенция», «профессиональная компетентность», «проектно- исследовательская деятельность» является совместной деятельностью преподавателя и студента по организации учебного процесса, в результате которой осуществляется формирование исследовательской позиции, мировоззрения и профессиональных компетентностей преподавателя и студента.

В соответствии с требованиями работодателей, на основе деятельностного и личностного подходов была разработана модель формирования  профессиональной компетентности студентов, включающая четыре блока: целевой, содержательный, организационный и результативный. Результатом внедрения данной модели является формирование у студентов профессиональной компетентности (рис. 1).

Социальный заказ формируется в зависимости от потребностей производства. Одним из требований к содержанию профессионального образования является его сопряженность с основными требованиями, предъявляемыми работодателями к молодым специалистам в той или иной области.

Цель – формирование  профессиональной компетентности студентов.

Содержательный блок предложенной в работе модели формирования  профессиональной компетентности студентов представлен содержанием понятия профессиональной компетентности.

В основе организационного блока модели лежит учебная исследовательская деятельность студентов.

При организации учебной исследовательской деятельности  преподавателю нужно владеть теоретическим аппаратом построения исследовательской деятельности, концепцией организации исследовательской деятельности, принципами построения исследовательской деятельности  которые основываются на:

  • положении Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития в осуществлении педагогического процесса на основе зон ближайшего развития[8];
  • принципах построения деятельностного содержания образования, разработанных В. В. Давыдовым[9].

Психологические особенности студентов, наличие знаний в той или иной области, а также форма и средства организации учебного процесса, предлагаемые преподавателем, определяют специфику учебной исследовательской деятельности при изучении той или иной дисциплины.

В качестве основных этапов учебной исследовательской деятельности студентов выступают:

  • осознание цели исследования;
  • установление объекта исследования;
  • изучение теоретического материала, связанного с выбранной темой, анализ предметной области;
  • построение плана исследования и осуществление этапов исследования;
  • реализация исследования;
  • анализ результатов исследования;
  • определение сфер и границ применения  результатов исследования.

В соответствии с целевым и содержательным блоком модели, выделены и описаны показатели сформированности профессиональной компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.

Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности студентов


По своей сути проектный метод и проблемный метод обучения близки: проектный метод  предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение - проектно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом студент, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

        Для дальнейшего исследовани, воспользуюсь глоссарием, предложенным М.Ю. Бухаркиной[10] в таблице 1. 

        С  внедрением компетентностного (деятельностного) подхода изменяется и сама традиционная деятельность преподавателя.

        Для преподавателя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития студентов. Студенты в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, преподаватель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.


Таблица 1

Таблица терминов словарного и педагогического значения

Термин

Словарное значение

Педагогическое значение

Проект

План, замысел, предварительный текст документа

Метод проектов

Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему

Проблема

Задача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации.

Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации

Проблемная ситуация

Обстоятельства и условия деятельности, содержащие противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы

Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения

Учебный проект

Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

        Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью студента в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки студентов. Например, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется практико- ориентированный проект. Преподаватель может заказать своим студентам разработку сценария экономико-математической игры, раздаточного материала по своему предмету, словаря экономических терминов, историю развития предмета и т.п. В ходе работы над созданием проектного продукта студенты освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя проектно-деятельностную компетентность.

Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет студенту проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в группе, повысить самооценку, способствовать  развитию творческих способностей студента. Любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией, поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.

Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики в решение проблемы проекта. Для этого необходимо, не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно организовать деятельность других людей, вовлекать их в работу, сделать ее интересной для всех.

В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, компьютерные презентации.

Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.

Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.

Проектный продукт должен полностью соответствовать требованиям качества, то есть быть эстетичным, удобным в использовании; соответствовать целям. При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает этот продукт не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект. Обобщим все вышеизложенное в виде таблицы 2.


Таблица 2

Типы построения проектов в рамках компетентностного подхода

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико- ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно- предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятия (деловая игра, состязание, викторина, экскурсия)

Деятельность, связанная с группой коммуникаций

Коммуникативная

Стратегической целью проектной деятельности как технологии обучения является освоение учащимися целого ряда специфических проектных умений, общеучебных навыков и предметных знаний, формирование у них универсальных компетентностей. Эта цель находит свое отражение в критериях оценивания проектов учащихся:

Перечень критериев оценивания проектов

  1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
  2. Планирование путей ее достижения.
  3. Глубина раскрытия темы проекта.
  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
  6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
  7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
  9. Качество проведения презентации.
  10. Качество проектного продукта.

Сами названия этих критериев показывают студенту, чему он должен и может научиться, в ходе и в результате работы над проектом.

С помощью данных критериев можно описать и эталон работы, учитывая при этом  возможности студентов.

Так  эталонным проектом считается работа, в которой:

  • цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;
  • развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;
  • тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки  программы;
  • работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
  • способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты;
  • представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;
  • работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
  • работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;
  • на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;
  • проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Обобщая рассмотренные выше варианты, обратимся к работе И.Д. Фрумин, уделяя особое внимание групповой работе студентов, как необходимому условию для развития профессиональной  компетентности. Так как, учебное сотрудничество признается ведущим для развития личности учащегося, а также неоспоримыми преимуществами групповой работы являются: повышение уровня осмысления материала, рост числа нестандартных решений, позитивное отношение к изучаемому материалу, умение играть различные профессиональные роли и работать в команде.

Тем не менее, в выборе наиболее оптимального способа развития профессиональной компетентности можно обратиться к одному из названных методов – методу проектов, учитывая уникальное сочетание в этом методе (как в особой педагогической технологии) наибольшего количества указанных выше преимуществ: умение работать в команде, практическая направленность и др.


Проектная часть

   В связи с вышеизложенным мы понимаем, что необходимо совместное движение преподавателя и студента к поставленным целям. Поэтому избираемые нами формы, методы и технологии направлены на повышение качественного уровня сотрудничества, партнерства.

Опытно – экспериментальная работа по отслеживанию эффективности сформированности  профессиональных компетенций у студентов прослеживается через теоретический курс «Экономических дисциплин».

Курс преследует достижение двух групп целей:

- когнитивные, образовательные, познавательные;

-  социально-ориентированные цели.

Исходя из этих целей,  был апробирован способ теоретического обучения студентов в рамках курса, путем активного взаимодействия в групповой и коллективной деятельности, обмена информации, создания ситуации сотрудничества и общения. Были определены уровни сформированности  профессиональных компетентностей. В своих исследовательских работах Г. К. Селевко выделяет уровни компетентностей: «от полной некомпетентности, то есть неспособности справиться с появляющимися проблемами и требованиями, до высокой компетентности – конкурентоспособности изложены в таблице 3[11].  

Дадим качественную характеристику содержательных уровней сформированности  профессиональной компетентности.

В контрольной группе организация теоретического курса не отличалась от традиционной и была ориентирована на применение, усвоение знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения.

В экспериментальной группе принципом организации явился ее компетентностный подход, обеспечивающий формирование профессиональных компетентностей студентов. При помощи педагогических технологий, направленных на расширение знаний по экономическим дисциплинам (эвристические беседы, проблемные задания, дискуссии, методы исследования, построение гипотез, ролевые и деловые игры).


Уровни

Критерии

Низкий недопустимый

учебно-профессиональные специальные и базовые компетенции (знания, навыки, умения и обобщенные способы действий) неадекватны будущей профессиональной деятельности, носят бессистемный характер, способы решения учебно-профессиональных задач не обобщены, личностные и профессионально-важные качества разрознены, обучающийся не способен и не готов выполнять профессиональную деятельность, неконкурентоспособен и немобилен, необходимо продолжение профессионального образования и развития 

Низкий допустимый

учебно-профессиональные специальные и базовые компетенции адекватны будущей профессиональной деятельности частично, находятся в процессе систематизации, способы решения учебно-профессиональных задач частично обобщены, личностные и профессионально-важные качества разрознены, обучающийся способен и готов самостоятельно, но неэффективно выполнять профессиональную деятельность, конкурентоспособен, и немобилен; возможен переход на стадию профессиональной адаптации 

Средний

учебно-профессиональные специальные и базовые компетенции доминирующих видов (знания, навыки, умения и обобщенные способы действий) систематизированы и адекватны будущей профессиональной деятельности, а остальных (недоминирующих) частично систематизированы и частично адекватны; способы решения учебно-профессиональных задач обобщены, личностные и профессионально важные качества систематизированы, обучающийся способен и готов самостоятельно и эффективно выполнять доминирующие виды профессиональной деятельности и мене эффективно все остальные, конкурентоспособен, мобилен в пределах профессии; рекомендован переход на стадию профессиональной адаптации – возможен переход к началу профессиональной деятельности

Высокий

учебно-профессиональные специальные и базовые компетенции доминирующих видов (знания, навыки, умения и обобщенные способы действий) систематизированы и адекватны будущей профессиональной деятельности, а остальных (недоминирующих) частично систематизированы и частично адекватны; способы решения учебно-профессиональных задач обобщены, личностные и профессионально важные качества систематизированы, частично сформированы метапрофессиональные качества, обучающийся способен и готов самостоятельно и высокоэффективно выполнять доминирующие виды профессиональной деятельности и эффективно все остальные, конкурентоспособен и профессионально-социально мобилен; рекомендовано завершение стадии профессиональной адаптации – необходим переход к профессиональной деятельности 

Таблица 3

Критерии уровня компетентностей студентов

При этом изменился подход к оценке результатов освоения теоретического курса: введение диагностики профессиональных качеств личности студентов, в частности, оценке уровня сформированности профессиональной компетентности, которая основывалась на результатах тестирования, наблюдений, анализе творческих работ, эссе, индивидуальных заданий, самостоятельной работы. Наблюдения проводились с целью определения показателей уровня сформированности  профессиональных компетентностей, таких как: владение профессиональной лексикой, владение основами гуманитарных наук, инновационными и креативными методами профессиональной деятельности, умение правильно организовать свой труд, готовность к творческой реализации профессиональных функций, готовность к взаимодействию с коллегами. Такие свойства личности трудно поддаются количественной оценке, поэтому в эксперименте указывалась только положительная и отрицательная динамика.

В результате у всех студентов экспериментальной группы отметают стремление к владению профессиональной лексикой, инновационным и креативным подходом к профессиональной деятельности, творческая реализация идей, готовность к взаимодействию в коллективе, четкая организация своего труда.

Был использован тест КОС-2 Батаршева А. С..  Всего в тестировании участвовало в контрольной группе 15 человек, в экспериментальной группе – 15 человек. Первоначально тестирование выявило примерно одинаковое распределение уровней сформированности профессиональных компетенций в контрольной и экспериментальной группах (расхождение составило не более 1,5 – 1,8%).

Результаты входного контроля тестирования контрольных и экспериментальных групп сформированности профессиональных компетенций представлены в таблице 4, таблице 5:

Таблица 4

Сравнение показателей уровней сформированности профессиональных компетентностей студентов контрольной группы

нулевой срез

Уровни

         

             

               Компе-                                            т             тенции

Владение  инновационными и креативными методами профессиональной деятельности

Владение основами гуманитарных наук

Взаимодействие с коллегами

Умение правильно организовать свой труд

Высокий

12,6

10,0

22,5

5,2

Средний

34,6

33,1

13,3

26,4

Низкий допустимый

45,7

46,2

44,5

52,3

Низкий недопустимый

7,1

10,7

19,7

16,1

% сформиро-ванности

29,9

27,3

22,7

20,1

        

        Диаграмма нулевого среза сравнения показателей уровней сформированности профессиональных компетентностей  контрольной группы студентов показана на рис.2.

       

Рис.2 Диаграмма нулевого среза сравнения показателей уровней контрольной группы студентов

Таблица 5

Сравнение показателей уровней сформированности профессиональных компетентностей студентов экспериментальной группы  

нулевой срез

Владение  инновационными и креативными методами профессиональной деятельности

Владение основами гуманитарных наук

Взаимодействие с коллегами

Умение правильно организовать свой труд

Высокий

13,6

11,2

24,5

6,2

Средний

34,6

31,1

14,0

25,4

Низкий допустимый

44,7

47,2

46,5

50,3

Низкий недопустимый

7,1

10,5

15

18,1

% сформиро-ванности

48,2%

42,3%

38,5%

31,6%

        Диаграмма нулевого среза сравнения показателей уровней сформированности профессиональных компетентностей  экспериментальной группы студентов показана на рис.3

 

Рис.3 Диаграмма нулевого среза сравнения показателей уровней экспериментальной студентов

Результаты итогового контроля тестирования контрольных и экспериментальных групп сформированности профессиональных компетенций представлены в таблице 6, таблице 7:

Таблица 6

Сравнение показателей уровней сформированности профессиональных компетентностей студентов контрольной группы

Уровни

         

             

               Компе-                                            т             тенции

Владение  инновационными и креативными методами профессиональной деятельности

Владение основами гуманитарных наук

Взаимодействие с коллегами

Умение правильно организовать свой труд

Высокий

20,3

40,8

73,8

24,8

Средний

38,5

38,8

18,1

34,9

Низкий допустимый

41,2

20,4

8,1

40,3

Низкий недопустимый

-

-

-

-

% сформиро-ванности

58,8%

79,6%

91,1%

59,7%

        

Диаграмма заключительного этапа эксперимента сравнения показателей уровней сформированности профессиональных компетентностей  контрольной группы студентов показана на рис.4

Рис.4 Диаграмма заключительного этапа  сравнения показателей уровней контрольной группы студентов

Таблица 7

Сравнение показателей уровней сформированности профессиональных компетентностей студентов экспериментальной группы  

заключительный этап эксперимента

Уровни

         

             

               Компе-                                            т             тенции

Владение  инновационными и креативными методами профессиональной деятельности

Владение основами гуманитарных наук

Взаимодействие с коллегами

Умение правильно организовать свой труд

Высокий

38,9

43,3

77,8

27,8

Средний

38,9

37,8

16,7

33,3

Низкий допустимый

22,2

18,9

5,5

38,9

Низкий недопустимый

-

-

-

-

% сформиро-ванности

77,8%

81,1%

94,4%

61,15%

                Диаграмма заключительного этапа эксперимента сравнения показателей уровней сформированности профессиональных компетентностей  экспериментальной группы студентов показана на рис.5

Рис.5 Диаграмма заключительного этапа  сравнения показателей уровней экспериментальной группы студентов

Исследование показало, что в ходе эксперимента увеличилось число студентов, имеющих высокие показатели в формировании профессиональных компетентностей как экспериментальной, так и контрольной групп, об этом свидетельствуют показатели в таблицах и диаграммы.

Формирование профессиональных компетентностей через систему целенаправленных проблемно-эвристических технологий педагогического процесса в рамках курса, является перспективным направлением в подготовке студентов.

 Новизна результатов исследования:

– выделены группы профессиональных компетенций (производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектно-технологическая), способствующие обеспечению необходимого уровня готовности выпускников  к осуществлению многофункциональной профессиональной деятельности на основе анализа государственных образовательных стандартов второго поколения;

– конкретизировано понятие «профессиональные компетенции студентов», которые рассматриваются как личностное новообразование, возникающее в процессе обучения, составляют ядро профессионализма выпускника, находясь в тесной взаимосвязи со всеми структурами личности, и являются основой для успешной профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями рынка труда;

– разработана модель формирования профессиональных компетенций студентов.

Эффективность проекта:

Полученные результаты говорят об эффективности данного педагогического опыта. Студенты, имеющие достаточный уровень сформированности  профессиональных компетенций активно принимали участие во Всероссийской олимпиаде школьников и студентов, внутриколледжных мероприятиях.  В 2014 учебном году  Алиева Руфана, Халилова Джамиля  приняли  участие   во Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «НАУКА 2.0». Студенты Морозова Евгения и Наибова Хеда со статьей «Проблемы неравенства доходов населения и пути их решения», Халилова Джамиля и Алиева Руфана со статьей  «Рост безработицы и ее последствия для экономики России» учавствуют в VII Международной студенческой  электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2015.

Подводя определённые итоги работы, хочется обратить внимание на следующее: вся деятельность преподавателя направлена на развитие сформированности профессиональных компетенций, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

Планомерная работа с обучающимися над данным средством оценивания предполагается в 2014-2015 г.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта складываются из задач, поставленных и частично реализованных. В перспективе возможно расширение территории, контингента участников, развития содержания.

Педагогический опыт распространялся в рамках педагогического совета по теме «Проектирование эффективности урока с использованием  методов проектного  обучения», 2014 г.

  Вышеизложенные  образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.

     Разработанные теоретические положения и данные опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие вывод.

Теоретический анализ позволил раскрыть теоретическую и практическую сущность и содержание процесса формирования профессиональной компетентности в условиях проектно-исследовательской деятельности, определить особенности, компоненты и функции, реализуемые  при формировании профессиональной компетентности будущих специалистов.

Заключение

Среднее профессиональное образование становится в нашей стране все более востребованным в связи с вхождением России в Болонский процесс. Присоединение России к Болонскому процессу также определяет необходимость перехода на общий язык и терминологию, опираясь на которую можно было бы описать образовательный процесс, оценить его эффективность. В современном мировом образовательном пространстве в качестве узловых категорий используются понятия «компетентности» и «компетенции» будущих специалистов, которые выступают как цель образования. Тенденции перестройки профессионального образования отражены и в нормативно-правовых документах: «Концепция модернизации российского образования до 2017 года». Социально-экономическое развитие России требует компетентных специалистов, готовых включиться в дальнейшую жизнедеятельность, способных практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Решение проблемы перестройки среднего профессионального образования на компетентностной основе является остро актуальной.

В ходе проведенного нами теоретического анализа был проанализирован процесс формирования профессиональных компетенций, что позволило раскрыть их сущность и содержание в современных условиях применительно к студентам, определить основные критерии уровня их сформированности, разработать и теоретически обосновать модель формирования профессиональных компетенций у студентов, проверить эффективность модели в ходе опытно-экспериментальной работы.

Список  литературы

  1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 7-е изд., доп. и перераб. – М. : Институт новой экономики, 2008. – 1472 с.
  2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: учебник / А.Б.  Воронцов– М .: Альпина Бизнес Букс. 2010. – 270
  3. Выготский Л. С. Психология профессионализма.  Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт: Учебник / Л. С. Выготский  М. : КНОРУС, 2011. – с.273
  4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации: Г.Б.Голуб, О.В.  Чуракова //Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара. Юрайт- 2012г. - 144 с.
  5. Гузеев В. В, Ксензова Г. Метод проектов как частный случай интегративной компоненты: учеб.пособие / В. В Гузеев, Г.Ксензова М.: Эксмо. 2011. – 420 с.
  6. Давыдов В. В. Проектирование в обучении: дидактические принципы [Текст] / В. В. Давыдов.  // Учитель. – 2008. – №6. – С. 11–15
  7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А.  Зимняя // Высшее образование сегодня. -2006. -N 5. –с.34
  8. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В.Краевский, А. В.  Хуторской // Педагогика. – 2008. – №2.-с.135
  9. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения / Л.М.  Кузнецова // Образование в современной школе. 2011. № 9.-с.27
  10. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев  // Школьные технологии.- 2008. -  № 5-.с.34-36
  11. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт: Учебник / А.В.  Леонтович 7-е изд., перераб. и доп. -СПб.: СПбГИЭУ, 2010 – с. 89.
  12. От идеи бизнеса к эффективной Бизнес-Технологии (часть 1) // http://www.lexgroup.ru/spravka/best_publications/publications_invest_consulting/business-plan-04/
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие Г.К. Селевко // – М.: Форум, Инфра-М- 2011. – с.240  
  14. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами: учеб.пособие // М.А. Ступницкая– Ярославль: Академия развития. 2008.-с.-67
  15. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. // Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России - М.: Препринт WP5/2002/04 Серия WP5 Новая экономика - Новое общество - Новое государство, 2012. С.-45
  16. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры: Учебник / Б.И.Хасан, П.А. Сергоманов М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2010.-с.154
  17. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // Интернет-журнал  «Эйдос». – 2007// http://www. eidos. ru/journal/2007/0705-4.htm.
  18. Шишов C.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?/ C.Е.Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2009, - №4 - С.58–62.
  19. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. / Б.Д.  Эльконин //Тезисы доклада  конференции /Введение в современные социальные проблемы/-  2008.- С.105-108


[1] Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев  // Школьные технологии.- 2008. -  № 5-.с.34-36

[2] Шишов C.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?/ C.Е.Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2009, - №4 - С.58–62.

[3] Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. / Б.Д.  Эльконин //Тезисы доклада  конференции /Введение в современные социальные проблемы/-  2008.- С.105-108

[4] Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры: Учебник / Б.И.Хасан, П.А. Сергоманов М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.-с.154

[5] Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. // Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России - М.: Препринт WP5/2002/04 Серия WP5 Новая экономика - Новое общество - Новое государство, 2012. С.-45

[6] Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А.  Зимняя // Высшее образование сегодня, -2006. -N 5. –с.34

[7] Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт: Учебник / А.В.  Леонтович 7-е изд., перераб. и доп. -СПб.: СПбГИЭУ, 2010 – с. 89..

[8] Выготский Л. С. Психология профессионализма.  Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт: Учебник / Л. С. Выготский  М. : КНОРУС, 2011. – с.273

[9] Давыдов В. В. Проектирование в обучении: дидактические принципы [Текст] / В. В. Давыдов.  // Учитель. – 2008. – №6. – С. 11–15

[10] Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта: учеб. пособие / М.Ю.   Бухаркина–  Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 240 с.

[11]Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие Г.К. Селевко // – М.: Форум, Инфра-М- 2011. – с.240  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса "Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 - 8 классов"

Данная программа может способствовать тому, чтобы подготовить обучающихся к проектной и научной деятельности, обучить их азам проектно-исследовательской работы, развить самостоятельность в этом виде д...

Использование методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках математики

Основная цель – привитие интереса к предмету, оптимизация  познавательной активности....

Развитие творческого потенциала обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка

В данной работе дается определение понятию "проект", указывается значимость проекта для ученика и для учителя....

элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8- 10 класс

Рабочая программа является типовой, модифицированной  и предназначена для общеобразовательного учреждения. В курсе «Основы проектно-исследовательская деятельность» используются технология ис...

Курс внеурочной деятельности "Основы проектно-исследовательской деятельности"

Курс внеурочной деятельности "Основы проектно-исследовательской деятельности" обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельно1 ...

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа

В современном мире, более чем в какие-либо предшествующие эпохи,единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения,происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющихему...

Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов

В науке и практике образовательной деятельность предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружен...