Главные вкладки

    Выступление на методическом семинаре по теме: «Обучение в свете преемственности: новые требования, цели, задачи и способы реализации. « Школа безопасности» и « Безопасность жизнедеятельности» в 4 и 5классах» учителя химии и ОБЖ высшей категории Федоровой
    учебно-методический материал на тему

    Федорова Ольга Валентиновна

                     Выступление на методическом семинаре по теме:

    «Обучение в свете преемственности: новые требования, цели, задачи и способы реализации. « Школа безопасности» и « Безопасность жизнедеятельности» в 4 и 5классах» учителя  химии и ОБЖ высшей категории Федоровой О.В..

     

    Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

    Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

    Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

    Преемственность ФГОС начального общего  образования и ФГОС основного

    общего образования предусматривает преемственность в достижении новых

    образовательных результатов, преемственность требований  к структуре

     основных образовательных программ начального и основного общего образования.

    С введением ФГОС изменяется вся система работы школы, содержание и технологии обучения. Приоритетным становится системно-деятельностный подход в обучении. Меняется представление и об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В связи с этим основная цель работы по преемственности  в период адаптации –  создать условия для эффективного и безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено, смягчить связанные с ним факторы негативного характера.

    В настоящее время начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

    Дети на занятии начинают чувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.  Самостоятельно добывая знания, стараются  научить  себя и других, например, работая в парах и группах, готовя проектные работы, выступая в роли консультантов. Выполняя задания самостоятельно, ребята знают, что в случае затруднения учитель начальных классов поможет им, направит их действия.

    Главным на занятии становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. 

    Чтобы сделать процесс обучения личностно – ориентированным, нужно  признать право каждого ребёнка на индивидуальность.

    В пятом классе коренным  образом  изменяются  условия  обучения.   Ученик, который занимался все четыре года усердно по всем предметам, будучи отличником  в начальной школе (не говоря уже про слабоуспевающих учеников), начинает получать оценки на порядок ниже, придя в 5 класс. В чём причина? Оказывается, даже сильный порой школьник не выдерживает темпа работы,  более  высокие  требования  к  учебным  знаниям, умениям  и  навыкам. Новые требования школьного обучения в среднем звене иногда превосходят возможности ребёнка.

    Кроме того  учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего на результат  деятельности ученика.

    В то время как учителя начальных классов, напротив, в силу своей специфики работы, при оценивании ориентируются  на результат  деятельности ученика и на его индивидуальные  особенности (темп  деятельности, тип мышления, специфику восприятия информации)

    В ФГОС принципиально новыми являются требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается степени сформированности   универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

    В связи с этим основная цель работы по преемственности  в период адаптации –  создать условия для эффективного и безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено, смягчить связанные с ним факторы негативного характера.

    Я в этом учебном году провожу занятия по внеурочной  деятельности социального направления в 4 и 5 классах. «Школа безопасности» в 4-х  классах и «Безопасность жизнедеятельности» в 5-х классах являются логическим продолжением друг друга. Занятия «Школы безопасности» в 4-х классах, прежде всего, удовлетворяют любопытство школьников и обеспечивают усвоение необходимых знаний через воссоздание целостной элементарной научной картины мира. Особенностью данных занятий является то, что они создают фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Знакомство с началами наук дает учащимся ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Деятельность, которой занимаются дети на занятиях «Школы безопасности», способствуют развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений, составляют правила безопасного поведения при возникновении различных ЧС, что получает естественное продолжение и на занятиях в 5-х классах.

    Темы занятий по основным вопросам  внеурочной деятельности в 4 и 5 классах дополняют друг друга, развиваются, усложняются и будут развиваться дальше, при условии продолжения занятий в следующих классах.

    Представляю для рассмотрения развитие основных тем курсов внеурочной деятельности в  4 и 5 классах.

      

    4 класс

    5 класс

    1.Опасные ситуации природного характера: гроза, буря, смерч, землетрясения, обвалы, оползни, сели. Определение понятий и  характеристик явлений, составление элементарного алгоритма поведения в опасных ситуациях.

    2.Опасные ситуации техногенного характера: пожары, лесные пожары, выброс ядовитых веществ, гидродинамические аварии.  Определение понятий и  характеристик явлений, составление элементарного алгоритма поведения в опасных ситуациях.

     

     

    3.Опасные ситуации социального характера.

    Учащиеся составляют правила обращения с газо- и электроприборами, действия по  освобождению заложников.

     

     

    4.Оказание первой медицинской помощи:  утопающему, при укусах насекомых, солнечном ударе, кровотечении, ожогах.

     

     

     

    1.Опасные ситуации природного характера: гроза, буря, смерч, землетрясения, обвалы, оползни, сели. Продолжение формирования правил безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций природного характера.

     

    2.Опасные ситуации техногенного характера: радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты. Действия при оповещении населения об угрозе возникновения ЧС (учащиеся самостоятельно составляют правила безопасного поведения  при возникновении ЧС техногенного характера)

     

    3.Опасные ситуации социального характера.

    Усложняется уровень опасных ситуаций, учащиеся узнают о борьбе с терроризмом и экстремизмом, составляют правила обеспечения личной безопасности дома и на улице.

    4.Оказание первой медицинской помощи при сильных ушибах, ссадинах, отравлениях и других видах повреждений.

     

     

     

     

    Исходя из опыта преподавания курса внеурочной деятельности « Я познаю мир» в прошлом учебном году в 3-х классах  могу отметить, что учащиеся подготовлены к восприятию более сложного материала, могут самостоятельно мыслить, рассуждать, делать выводы, составлять правила, используя личный опыт или предложенные обстоятельства.

    В заключение хочу сказать, что преемственность – это двухсторонний процесс. Начальная ступень  формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе.

    Основная школа развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

    Важным аспектом перехода из четвертого класса в пятый будет: мотивация учащихся и поддержание устойчивого познавательного интереса на протяжении всего занятия.

    При подготовке к занятию учитель-предметник должен отобрать такие методы и приемы работы, которые активизируют познавательную деятельность школьников.

    Педагоги должны владеть технологией проблемного обучения, когда создается проблемная ситуация (ситуация затруднения, определяющаяся противоречием между знанием и незнанием), учащиеся выдвигают определенные целевые установки и намечаются пути достижения цели.   Необходимо отдавать предпочтение тем формам и приемам, которые формируют и совершенствуют познавательные УУД, связанные с важнейшими мыслительными операциями: анализа, обобщения, абстрагирования, дифференциации, классификации, установления причинно-следственных связей.

    Учителям-предметникам рекомендуется активно использовать в своей практике развивающую наглядность: опорные схемы, таблицы, иллюстрации, графики, работа с которыми позволяет лучше усвоить материал и получить наглядное представление об изучаемом аспекте.

    Популярной формой инновационного обучения на занятиях является проектная деятельность, позволяющая решить одну из важнейших задач современного образования: самообразования и самореализации личности.

    Формирование коммуникативных УУД напрямую связано с умением работать с другими участниками учебного процесса, поэтому учителям-практикам необходимо использовать на всех этапах обучения групповую и парную формы работы, что мотивирует школьников и способствует формированию необходимых коммуникативных умений.

    Только при соблюдении всех выше перечисленных рекомендаций возможен переход их начального звена в основное с наименьшим количеством сложностей.

    Вывод:

    Некоторые проблемы преемственности можно решить,  если учителя начальной и средней школы,  будут работать в тесном контакте друг с другом, обсуждая выбор форм и методов обучения, единые требования к учащимся, организацию учебного процесса.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Выступление на методическом семинаре по теме:

    «Обучение в свете преемственности: новые требования, цели, задачи и способы реализации. « Школа безопасности» и « Безопасность жизнедеятельности» в 4 и 5классах» учителя  химии и ОБЖ высшей категории Федоровой О.В..

    Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

    Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

    Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

    Преемственность ФГОС начального общего  образования и ФГОС основного

    общего образования предусматривает преемственность в достижении новых

    образовательных результатов, преемственность требований  к структуре

     основных образовательных программ начального и основного общего образования.

    С введением ФГОС изменяется вся система работы школы, содержание и технологии обучения. Приоритетным становится системно-деятельностный подход в обучении. Меняется представление и об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В связи с этим основная цель работы по преемственности  в период адаптации –  создать условия для эффективного и безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено, смягчить связанные с ним факторы негативного характера.

    В настоящее время начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

    Дети на занятии начинают чувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.  Самостоятельно добывая знания, стараются  научить  себя и других, например, работая в парах и группах, готовя проектные работы, выступая в роли консультантов. Выполняя задания самостоятельно, ребята знают, что в случае затруднения учитель начальных классов поможет им, направит их действия.

    Главным на занятии становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.  

    Чтобы сделать процесс обучения личностно – ориентированным, нужно  признать право каждого ребёнка на индивидуальность.

    В пятом классе коренным  образом  изменяются  условия  обучения.   Ученик, который занимался все четыре года усердно по всем предметам, будучи отличником  в начальной школе (не говоря уже про слабоуспевающих учеников), начинает получать оценки на порядок ниже, придя в 5 класс. В чём причина? Оказывается, даже сильный порой школьник не выдерживает темпа работы,  более  высокие  требования  к  учебным  знаниям, умениям  и  навыкам. Новые требования школьного обучения в среднем звене иногда превосходят возможности ребёнка.

    Кроме того  учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего на результат  деятельности ученика.

    В то время как учителя начальных классов, напротив, в силу своей специфики работы, при оценивании ориентируются  на результат  деятельности ученика и на его индивидуальные  особенности (темп  деятельности, тип мышления, специфику восприятия информации)

    В ФГОС принципиально новыми являются требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается степени сформированности   универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

    В связи с этим основная цель работы по преемственности  в период адаптации –  создать условия для эффективного и безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено, смягчить связанные с ним факторы негативного характера.

    Я в этом учебном году провожу занятия по внеурочной  деятельности социального направления в 4 и 5 классах. «Школа безопасности» в 4-х  классах и «Безопасность жизнедеятельности» в 5-х классах являются логическим продолжением друг друга. Занятия «Школы безопасности» в 4-х классах, прежде всего, удовлетворяют любопытство школьников и обеспечивают усвоение необходимых знаний через воссоздание целостной элементарной научной картины мира. Особенностью данных занятий является то, что они создают фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Знакомство с началами наук дает учащимся ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Деятельность, которой занимаются дети на занятиях «Школы безопасности», способствуют развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений, составляют правила безопасного поведения при возникновении различных ЧС, что получает естественное продолжение и на занятиях в 5-х классах.

    Темы занятий по основным вопросам  внеурочной деятельности в 4 и 5 классах дополняют друг друга, развиваются, усложняются и будут развиваться дальше, при условии продолжения занятий в следующих классах.

    Представляю для рассмотрения развитие основных тем курсов внеурочной деятельности в  4 и 5 классах.

     

    4 класс

    5 класс

    1.Опасные ситуации природного характера: гроза, буря, смерч, землетрясения, обвалы, оползни, сели. Определение понятий и  характеристик явлений, составление элементарного алгоритма поведения в опасных ситуациях.

    2.Опасные ситуации техногенного характера: пожары, лесные пожары, выброс ядовитых веществ, гидродинамические аварии.  Определение понятий и  характеристик явлений, составление элементарного алгоритма поведения в опасных ситуациях.

    3.Опасные ситуации социального характера.

    Учащиеся составляют правила обращения с газо- и электроприборами, действия по  освобождению заложников.

    4.Оказание первой медицинской помощи:  утопающему, при укусах насекомых, солнечном ударе, кровотечении, ожогах.

    1.Опасные ситуации природного характера: гроза, буря, смерч, землетрясения, обвалы, оползни, сели. Продолжение формирования правил безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций природного характера.

    2.Опасные ситуации техногенного характера: радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты. Действия при оповещении населения об угрозе возникновения ЧС (учащиеся самостоятельно составляют правила безопасного поведения  при возникновении ЧС техногенного характера)

    3.Опасные ситуации социального характера.

    Усложняется уровень опасных ситуаций, учащиеся узнают о борьбе с терроризмом и экстремизмом, составляют правила обеспечения личной безопасности дома и на улице.

    4.Оказание первой медицинской помощи при сильных ушибах, ссадинах, отравлениях и других видах повреждений.

    Исходя из опыта преподавания курса внеурочной деятельности « Я познаю мир» в прошлом учебном году в 3-х классах  могу отметить, что учащиеся подготовлены к восприятию более сложного материала, могут самостоятельно мыслить, рассуждать, делать выводы, составлять правила, используя личный опыт или предложенные обстоятельства.

    В заключение хочу сказать, что преемственность – это двухсторонний процесс. Начальная ступень  формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе.

    Основная школа развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

    Важным аспектом перехода из четвертого класса в пятый будет: мотивация учащихся и поддержание устойчивого познавательного интереса на протяжении всего занятия.

    При подготовке к занятию учитель-предметник должен отобрать такие методы и приемы работы, которые активизируют познавательную деятельность школьников.

    Педагоги должны владеть технологией проблемного обучения, когда создается проблемная ситуация (ситуация затруднения, определяющаяся противоречием между знанием и незнанием), учащиеся выдвигают определенные целевые установки и намечаются пути достижения цели.   Необходимо отдавать предпочтение тем формам и приемам, которые формируют и совершенствуют познавательные УУД, связанные с важнейшими мыслительными операциями: анализа, обобщения, абстрагирования, дифференциации, классификации, установления причинно-следственных связей.

    Учителям-предметникам рекомендуется активно использовать в своей практике развивающую наглядность: опорные схемы, таблицы, иллюстрации, графики, работа с которыми позволяет лучше усвоить материал и получить наглядное представление об изучаемом аспекте.

    Популярной формой инновационного обучения на занятиях является проектная деятельность, позволяющая решить одну из важнейших задач современного образования: самообразования и самореализации личности.

    Формирование коммуникативных УУД напрямую связано с умением работать с другими участниками учебного процесса, поэтому учителям-практикам необходимо использовать на всех этапах обучения групповую и парную формы работы, что мотивирует школьников и способствует формированию необходимых коммуникативных умений.

    Только при соблюдении всех выше перечисленных рекомендаций возможен переход их начального звена в основное с наименьшим количеством сложностей.

    Вывод:

    Некоторые проблемы преемственности можно решить,  если учителя начальной и средней школы,  будут работать в тесном контакте друг с другом, обсуждая выбор форм и методов обучения, единые требования к учащимся, организацию учебного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на методическом семинаре "Системно-личностный поход в изучении английского языка в условиях реализации ФГОС"

    "Формирование коммуникативой компетенции га уроках английского языка в 5 классе путём применения УУД. Работа в парах"...

    Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"

    Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"...

    Выступление на районном семинаре по теме: Программирование в среде «Scratch».

    Большинство людей рассматривают программирование на компьютере как нудное, особое занятие, доступное только для тех, кто имеет хорошую техническую подготовку. И в самом деле — традиционные языки прогр...

    Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

    Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

    Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

    Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...