Выступление на методическом семинаре по теме "Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы"
материал

Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppk_sotsialnyy_pedagog.docx13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы

                                                                                             

методический семинар

МОУ «С(К)ОШ № 15»

        ППк- важная структура в школе, призванная формировать правильное отношение социума к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями.

Деятельность социального педагога в составе ППк очень неоднородна. Как социальный педагог этот специалист выясняет у родителей социальный статус семьи, описывает условия проживания ребенка, тип семьи (приемная, опекунская и т.п.) и ее состав. В своем представлении необходимого для представления на городскую ПМПК, я делаю вывод о благополучии или неблагополучии семьи в целом, о социальном статусе семьи, описываю условия проживания ребенка, тип семьи (приемная, опекунская и т.п.) и ее состав.

          Сбор информации и анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом. Получая сведения, я постепенно заполняю определённые анкеты, представления, провожу мониторинги на обучающихся, в последствии которых формируется заключение с выводами по критериям, предлагается одна из форм социального представления на обучающегося, в которой отражаются результаты обследования ребенка и содержат критерии обобщенной характеристики структуры его социопсихологического развития.

Социальные проблемы:

Проблемы, связанные с положением ребенка в семье.

Проблемы, связанные с дезадаптацией ребенка в социальной среде.

Проблемы, связанные с девиантным поведением.

Проблемы, связанные с конфликтами и нездоровым морально-психологическим климатом в семье, школе.

Основная социальная цель деятельности ППк – помочь ПМПК правильно определить программу обучения и воспитания особого ребенка, а детям и их родителям справляться с трудностями, живя в обычных условиях в окружении своих родных и близких.

Для специалистов ППк важнейшей задачей является установить при каких условиях ребенок с ОВЗ сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.

Особое значение в новых условиях деятельности ППк приобретает деятельность социального педагога, который оказывает социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Цель деятельности социального педагога: содействие созданию благоприятных условий, максимально обеспечивающих личностное развитие (физическое, социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное), адаптацию и защиту (социальную, психолого-педагогическую, нравственную) субъектов образовательного процесса в их жизненном пространстве

Задачи социального педагога ППк

- своевременное выявление детей и семей с рисками социальной дезадаптации;

- диагностика социальной адаптивности участников образовательного процесса;

- профилактическая работа с детьми, семьями, педагогами;

- оказание адресной консультативной и коррекционной помощи всем участникам образовательного процесса;

- обеспечение социальной защиты участникам образовательного процесса;

- контроль соблюдения рекомендаций семьей и образовательной организацией;

- анализ социального заказа на получение психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- осуществление связи с организациями, обеспечивающими надзор и занятость детей.

Основные направления деятельности социального педагога ППк

•Изучение особенностей социальной среды, составление прогноза влияния её на развитие ребенка, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение проблемы.

•Проектирование социально-педагогической деятельности, определение участников и условий реализации проекта.

•Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы.

•Защита прав клиента.

•Связующее звено между клиентом и социальными службами, педагогическим коллективом школы, государственными учреждениями, общественными организациями.

•Социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме.

•Содействие клиенту в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Методы деятельности социального педагога ППк: изучение документации, беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов деятельности.

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

•способность к самообслуживанию;

•способность к самостоятельному передвижению;

•способность к ориентации;

•способность к общению;

•способность контролировать свое поведение;

•способность к обучению;

•способность к трудовой деятельности.

Примерные формулировки заключений социального педагога

Социальный статус ребёнка:

ребенок-инвалид; ребенок-сирота (родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах); ребенок злоупотребляет ПАВ; ребенок состоит на учете в КДН; ребенок совершает правонарушения.

Социальный статус семьи семья полная/неполная; приемная семья; опекаемая семья; многодетная; малообеспеченная; семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации; социально благополучная/неблагополучная

Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребенка

Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка.

Хочу немного остановиться на том, как вам, как классным руководителям, надо правильно составлять характеристику на ребёнка, рассматриваемого на медико-педагогической комиссии.

Сведения о ребенке предоставляют все участники образовательного процесса, составитель характеристики - классный руководитель, ответственный за достоверность, полноту и качество сведений несет директор образовательного учреждения (характеристика без подписи директора и печати образовательного учреждения, выдаваемая для других учреждений, недействительна).

Характеристика пишется не как анкета (вопрос-ответ), а материалы излагаются, исходя из особенностей ребенка. Если характеристика пишется повторно, через определенное время, обязательно укажите изменения. От содержания характеристики часто зависит будущее ребенка (например, характеристика для медико-социальной экспертизы - возможность определения инвалидности, -  правильный, успешный образовательный маршрут ребенка и так далее). Поэтому, отнеситесь к написанию характеристики ответственно и добросовестно.

Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены:

•комплексная диагностика;

• социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении;

•социально-трудовая адаптация и интеграция в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...

Выступление по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение в школе".

Презентация-сообщение для педагогов и родителей  о направлениях, формах, видах работы психолога с детьми в школе....

Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"

Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...

Семинар для педагогов «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения» (в том числе с ЗПР)

Семинар для педагогов«Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения»(в том числе с ЗПР)...