Выступление на методическом семинаре Ресурсного центра по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
методическая разработка

Мельников Сергей Владимирович

Выступлениедля  учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании МО учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"

Мельников С.В.

Юшкова Н.Ф.

 06.02.2019г.

Основная цель моего выступления – познакомить вас с методом проектов, раскрыть его значение и влияние на развитие учащихся, на повышение качества образования.

Обратимся к словарям:

Проект по Ожегову:          Слайд № 2
Проект - Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства

 Энциклопедический  словарь:
Проект - (от лат. projectus - букв. - брошенный вперед)

Дается 3 определения:

1) Совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

В последнее время мы все чаще и чаще слышим об использовании метода проектов или  проектной технологии в образовании.

Что такое проектная технология?
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, которые помогают овладеть определенной областью практических и теоретических знаний в той или иной деятельности.

Или другими словами:

"Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Достаточно определенное время метод проектов не использовался в образовании, но в последнее время встал вопрос об использовании современных технологий при обучении учащихся и одно из мест заняла проектная технология. Сейчас этот метод становится все более и более популярным. Или как принято считать «модным».

В настоящее время проектная  деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как  один из видов  итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится  все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы   над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.

Проектом можно называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

ПО НАШИМ ……..

Что такое проект для учителя?  Проект – это дидактическое средство обучения учащихся.

Какова роль учителя в проектной деятельности?

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто поощряет активность учащихся. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом: СЛАЙД № 3

  • Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  • Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  • Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  • Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  • «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  • Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  • Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Проект – это 6 «П»:  СЛАЙД № 4

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио

Классификация проектов  СЛАЙД № 5

  • по доминирующей деятельности учащихся – исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
  • по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
  • по количеству участников – индивидуальные и групповые;
  • по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
  • по комплексности - монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник.  Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки
  • по характеру контактов

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием:

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для аудитории.

Методы получения (литературные источники, средства массовой информации, в том числе электронные) и обработки информации , результат (реферат, презентация)   ( краеведение)

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, празднике и др.). (класс)

Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Ролевые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Преимущества персональных проектов: 

  1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
  2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
  3. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
  4. Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов: 

  1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
  2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  3. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. (наши первые проекты)

Формы продуктов проектной деятельности: СЛАЙД №6

  • Web-сайт
  • Анализ данных социологического опроса
  • Сравнительно-сопоставительный анализ
  • Атлас, карта, учебное пособие
  • Видеофильм
  • Выставка
  • Газета, журнал, справочник
  • Костюм, модель, коллекция
  • Игра, мультимидийный продукт
  • Музыкальное или художественное произведение
  • Постановка, праздник
  • Экскурсия, поход
  • Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра
  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
  • Игра с залом
  • Научная конференция, доклад
  • Пресс-конференция
  • Путешествие, экскурсия
  • Реклама
  • Ролевая игра
  • Спектакль
  • Соревнование
  • Телепередача и т.д.

Образовательный потенциал проектной деятельности: 

  • создаёт у учащихся образ цельного знания;
  • повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
  • изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
  • интерпретация результатов.

Воспитательный потенциал проектной деятельности:

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
  • чувства ответственности, самодисциплины;
  • способности к самоорганизации;
  • желания делать свою работу качественно.

Развивающий потенциал проектной деятельности:

  • исследовательские и творческие способности личности;
  • способность к самоопределению и целеполаганию;
  • умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • способность ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать с различными типами текстов;
  • умение планировать свою работу и время;
  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ.

В других -- выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.

В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. (презентация на 8 марта)

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопрос,  дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. соответственно оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т. д.).

Содержание портфолио  проекта

  • Дневник работы над проектом
  • Продукт (проект)
  • Отчет (тема, цели, задачи, связь с ОВ, планирование, исследование, супервайзер, рефлексия)
  • Рецензия
  • Презентационные материалы

Сравнительная характеристики традиционного и проектного обучения СЛАЙД №7-8

Процесс

обучения

Традиционное обучение

Проектное обучение

цель

усвоение знаний, выработка умений и навыков понимания учебного материала

развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения

содержание

программные знания

освоение способов познания

мотивы

отметка,

приказание, наказание, соревнование

радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, приращение знаний и умений.

методы

преобладают репродуктивные методы:

  • повторение
  • упражнение
  • заучивание
  • действие по образцу
  • инструктаж.

преобладают активные

методы:

  • проблемная, эвристическая беседа
  • диспут
  • совместный поиск
  • методы активизации творческого мышления

Формы организации занятия

преобладаю фронтальные формы:

  • рассказ
  • лекция
  • опрос
  • вопросно-ответный диалог

преобладают групповые и
индивидуальные:

самостоятельная исследовательская работа

дискуссия

«мозговой штурм»

консультация

Статус учителя

всевластный, всезнающий, непререкаемый начальник

помощник, советчик. консультант, старший друг

функции учителя

сообщает знания, проверяет и оценивает качество усвоения

происходит организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач

функции учащихся

усвоение знаний, приобретение умений, воспроизведение их по требованию учителя

освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя

результат

соответствие знаний и умений, учащихся требованиям стандартам

развивается творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения и применять

 их в новой ситуации.

Этапы проектной деятельности  (общие) СЛАЙД № 9

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей

Если мы говорим конкретно о технологии, то

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

На 1 этапе (подготовительном) перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать,  уяснить,  зачем и почему им надо выполнять проект,  каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

На 2 этапе (конструкторском)возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции,   соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления,   где учащиеся осуществляют такие действия,   как подбор инструментов и оборудования,   определение последовательности технологических операций,  выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся,   опыт учителя, родителей,  а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений,   графические документы.  На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

На 3 этапе (технологическом этапе) учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности -  создаваемый материальный продукт,  знания,  умения и навыки.

  • Средства - инструменты и оборудование,  с которыми работает учащийся.
  • Результат - приобретение знаний,   умений и навыков.

На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль,  корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят исследования,  анализируют проделанную ими работу,  устанавливают,  достигли ли они своей цели,  каков результат их труда. В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект  перед одноклассниками.

На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем  проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают   важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен  группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.

Примерный  контрольный  лист  проекта. (по технологии)

Поисково  -  исследовательский  этап

Поиск  проблемы

Учащиеся  слушают  учителя,  анализируют  услышанное.
Учитель  ставит  перед  ними  проблему,  предлагает    банк
тем проектов,  раскрывает  требования  к  ним,  техноло –
гию  их  выполнения  и  критерии  оценивания.

Осознание  проблемной 
области

 Учащиеся  из  предложенных  учителем  проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них  (или  формулируют  сами).
Учитель  выступает  в  роли  консультанта.

Первое  мини – исследование:  выявление  конкретной  потребности.

Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации,  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности.
Учитель  наблюдает,  консультирует,  советует.

Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировка

Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу, определяют  тему  проекта.
Учитель  помогает  уточнить  формулировки.

Установление  основных  параметров  и  ограничений

Учащиеся  определяют  основные   и  ограничения  предполагаемого  изделия,  диктуемые  обстоятельствами.
Учитель  делает  уточнения.

Второе  мини – исследование:  выявление  традиций,  тенденций,  истории.

Учащиеся  изучают  возможную  историю  проекта,  конспектируют,  рисуют,  чертят,  генерируют  идеи.
Учитель  помогает  подобрать  необходимую  литературу,  оказывает  помощь.

Третье  мини – исследование:  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  на  листе  бумаги  составляют  схематично  перечень  проблем  для  решения:  материалы,  инструменты,  модель,  размеры,  форма,  стиль,  дизайн,  технология  изготовления,  себестоимость  изделия.
Учитель  проверяет,  уточняет,  советует.

Четвертое мини – исследование:  выработка  идей,  вариантов,  альтернатив

Учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок  или  эскизов.
Учитель  уточняет,  советует,  предлагает  дополнительную  литературу.

Пятое  мини – исследование:  анализ  и  синтез  идей,  выбор  оптимального  варианта

Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием.
Учитель  контролирует,  уточняет,  оказывает  помощь.

Выбор  материала,  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие  из  них.
Учитель  консультирует,  обобщает.

Выбор  инструмента,  оборудования

Учащиеся  определяют  и  записывают  перечень  необходимых  инструментов  и  оборудования.
Учитель  консультирует,  обобщает.

Разработка  технологического  проекта

Учащиеся  выбирают  и  анализируют  рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы,  конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты  времени,  уточняют  критерии  контроля.
Учитель  наблюдает,  консультирует,  обобщает.

Организация  рабочего  места

Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте  материалы,  инструменты,  приспособления,  проверяют    соответствие правилам  безопасности.
Учитель  оказывает  помощь.

Экономическое  и  экологическое  обоснование

Учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия.
Учитель  оказывает  помощь,  контролирует  процесс.

Контроль  качества

Учащиеся  уточняют  критерии  проверки  и  оценки  качества  творческого  проекта.
Учитель  проверяет,  уточняет  результаты.

                                                      Технологический  этап

Выполнение  технологических  операций 

Учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки  деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения  в  технологический  процесс;  корректируют  последовательность  операций,  режимы  обработки,  последовательность  сборки;  соблюдают  технологическую  и  трудовую  дисциплину;  контролируют  организацию  рабочего  места.
Учитель  наблюдает,  контролируют,  консультирует,  оказывает  помощь,  следит  за  соблюдением  правил  безопасности.

                                                           Заключительный  этап                 

Коррекция

Учащиеся  сравнивают  выполненный  проект  с  задуманным,  устраняют  недочеты.
Учитель  анализирует,  советует.

Контроль,  испытание

Учащиеся  осуществляют  контроль  и  корректировку  параметров  изделия,  проводят  его  испытание.
Учитель  наблюдает,  консультирует.

Реклама

Учащиеся  готовят  рекламу,  товарный  знак  изделия,  предлагают  способы  реализации  изделий.
Учитель  консультирует,  советует.

Оформление

Учащиеся  оформляют  проект  в  соответствии  с  установленными  требованиями.
Учитель  консультирует,  помогает.

Самооценка

Учащиеся  анализируют  достоинства  и  недостатки  проекта,  оценивают  результаты  и  перспективы  производства.
Учитель  наблюдает,  консультирует.

Защита  проекта

Учащиеся  готовят  и  делают  доклады,  иллюстрации,  отвечают  на  вопросы.
Учитель  слушает,  участвует  в  оценке  проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

статья опубликова в сбонике научных трудов "Комплексное сопровождение детей школьного возраста ос ОВЗ" чебоксары ,2012...

Семинар для педагогов о специфике организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале даны краткие рекомендации педагогам по специфике обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....

Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"

Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...