Доклад на тему: «Работа с текстом на уроках при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью»
методическая разработка (7 класс)
Работа с текстом на уроках при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Работа с текстом на уроках при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью»
Учителя ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Захаровой Ю.И.
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Важная миссия человечества – сохранение и развитие читательской культуры. Если раньше книга и чтение находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план.
Причин много:
- В современных семьях практически нет детских библиотек, родители не читают вместе с детьми!
Если обратиться к статистике, то в 70-е гг. 20в. в нашей стране домашним чтением занимались 80% семей, сегодня – 7%!!!
- По уровню чтения РФ отстает от развитых стран. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.
Работа по развитию культуры чтения очень сложная. Именно поэтому проблемы чтения и грамотности осознаны как приоритетные в большинстве развитых стран.
Современные школьники испытывают трудности в осмыслении прочитанного. Наблюдается резкое снижение читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу.
Эта проблема особенно остро проявляется в коррекционной школе, так как процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает медленно и отличается своеобразием.
Во ФГОС для умственно отсталых детей одной из главных задач обучения является развитие у учащихся способности к осмысленному чтению и письму.
Когда я пришла работать в школу, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, я заметила, что большинство трудностей, с которыми сталкиваются эти школьники, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к упражнению, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют навыками осознанного чтения.
Я сделала вывод, что необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка осознанного чтения от класса к классу, так как спешное овладение смысловым чтением детьми с нарушением интеллекта – один из показателей общего уровня познавательной деятельности ребенка.
Исходя из вышесказанного, перед собой я поставила следующую цель: сформировать навык осознанного чтения у детей с умственной отсталостью.
С чего я начала?
Во-первых, провела исследование состояния сформированности навыка смыслового (осознанного) чтения у детей с нарушениями интеллекта.
Во-вторых, систематизировала работу над формированием навыка смыслового (осознанного) чтения.
В-третьих, провела повторное исследование состояния навыка смыслового (осознанного) чтения у детей, проанализировать результаты работы.
Анализ работ показал, что 70% учащихся находят информацию, данную в тексте в явном виде. Но есть учащиеся, у которых некоторые задания вызывают затруднения. Они урывочно выхватывают информацию из текста, не всегда правильно связывая её с вопросом.
Многие из учащихся обращают внимание на непонятные слова и стараются найти им объяснение. Хотя очень многие сразу же прибегают к помощи учителя, и только небольшой процент детей могут найти объяснение словам, исходя из контекста или разобрав слово.
20% учащихся могут извлекать информацию, которая дана в неявном виде, а это значит, что они прослеживают причинно-следственные связи, могут делать выводы и обобщения.
Почти все учащиеся не понимают текст в целом. Не могут дать ответы на вопросы своими словами, с трудом находят ответы в тексте, дают свою оценку.
Анализ эксперимента показал, что половина учащихся находятся на необходимом уровне сформированности правильной читательской деятельности, а другая половина – на низком уровне.
Я сделала вывод, что нужна систематическая, методически продуманная работа с данными учащимися по формированию правильных читательских умений.
Как же ученикам овладеть «навыками смыслового чтения»?
Существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста, и их я использую в своей работе:
- упражнения для работы со словом и предложением (нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста! Словарная работа должна вестись на каждом уроке и ей надо уделять должное внимание)
- найти незнакомые слова и узнать их значение;
- озаглавить текст, разделить его на абзацы;
- составить план;
- выделить основную мысль и тему текста;
- найти в тексте описание природы или героя;
- ответить на вопросы по тексту.
Каждый урок, согласно технологии смыслового чтения, я условно делю на три фазы или стадии: вызов (работа с текстом до чтения), осмысление (работа с текстом во время чтения), рефлексия (работа с текстом после чтения). Каждой стадии соответствуют определенные методы.
Об этой технологии сказано много. Но я попыталась максимально адаптировать и модифицировать приёмы, сделать более универсальными и использовать их на уроках.
Мне очень нравится использовать прием «Кластер» - прием систематизации материала в виде схемы:
- выделение главной темы
- посередине доски (листа) написать ключевое слово
- нахождение смысловых единиц (слов, предложений), связанных с главной темой
- соединение их линиями
Этот прием универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями.
Следующее – это прием «Моделирование обложки». Моделирование обложки выполняется по определенному алгоритму после прослушивания произведения. Рисование обложки способствует развитию образного мышления, творческих способностей, пониманию темы и жанра изучаемого произведения.
Интересную работу я провожу с ребятами по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения. Составлять диафильм можно как после прочтения всего произведения, так и после прочтения отрывка.
Делаем так:
– по материалу прочитанного произведения дети составляют свой диафильм, продумывают содержание отдельных кадров;
– строки из текста соотносят с кадрами;
– определяют количество кадров.
Для ребят я придумываю настольные игры. Их использовать можно на уроке закрепления и обобщения знаний. Подобные игры, я думаю, можно использовать на любом предмете и по любой изученной теме.
Мы все знаем прием «Лови ошибку», я этот прием немного изменила и использую его на уроках чтения и географии: готовлю заранее рассказ по изученной теме, меняя факты, ученики должны прочитать его и увидеть ошибки.
Это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован.
Что делать, чтобы победить реакцию учащегося “Не хочу!”
В соответствии с целью урока, я выбираю или создаю интересные упражнения на различных сайтах, и учащиеся тренируются и проверяют свои знания в игровой форме, чаще, сразу в режиме онлайн.
Перейдем к итоговой диагностике, чтобы понять, насколько эффективна была проделанная работа.
Результаты улучшились!!!
Ребята стали замечать и понимать больше фактов, извлекать подтекстовый смысл содержащихся в произведениях, определять жанр произведения.
Следовательно, можно утверждать, что реализованная методика, положительно повлияла на развитие уровня осознанности чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"
Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"...
Доклад по теме " Работа с текстами на уроках как основа формирования информационной компетентности"
Разнообразие приемов работы с текстовой информацией на уроках географии....

Доклад на тему: Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью...

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету
Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"
Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного центра по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
Выступлениедля учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"...
«Эффективные приёмы работы с текстом, используемые для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»
В статье рассматриваются приёмы формирования осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта....
