Доклад на тему: «Работа с текстом на уроках при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью»
методическая разработка (7 класс)

Захарова Юлия Игоревна

Работа с текстом на уроках при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_2025.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Работа с текстом на уроках при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью»

Учителя ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

Захаровой Ю.И.

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. 

Важная миссия человечества –  сохранение и развитие читательской культуры. Если раньше книга и чтение находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план. 

Причин много:

  1. В современных семьях практически нет детских библиотек, родители не читают вместе с детьми!

Если обратиться к статистике, то в 70-е гг. 20в. в нашей стране домашним чтением занимались 80% семей, сегодня – 7%!!! 

  1. По уровню чтения РФ отстает от развитых стран. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.

Работа по развитию культуры чтения очень сложная. Именно поэтому проблемы чтения и грамотности осознаны как приоритетные в большинстве развитых стран.

Современные школьники испытывают трудности в осмыслении прочитанного. Наблюдается резкое снижение читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу.

Эта проблема особенно остро проявляется в коррекционной школе, так как процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает медленно и отличается своеобразием. 

Во ФГОС для умственно отсталых детей одной из главных задач обучения является развитие у учащихся способности к осмысленному чтению и письму.

Когда я пришла работать в школу, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, я заметила, что большинство трудностей, с которыми сталкиваются эти школьники, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к упражнению, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют навыками осознанного чтения.

Я сделала вывод, что необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка осознанного чтения от класса к классу, так как спешное овладение смысловым чтением детьми с нарушением интеллекта – один из показателей общего уровня познавательной деятельности ребенка.

Исходя из вышесказанного, перед собой я поставила следующую цель: сформировать навык осознанного чтения у детей с умственной отсталостью.

С чего я начала? 

Во-первых, провела исследование состояния сформированности навыка смыслового (осознанного) чтения у детей с нарушениями интеллекта.

Во-вторых, систематизировала работу над формированием навыка смыслового (осознанного) чтения.

В-третьих, провела повторное исследование состояния навыка смыслового (осознанного) чтения у детей, проанализировать результаты работы.

Анализ работ показал, что 70% учащихся находят информацию, данную в тексте в явном виде. Но есть учащиеся, у которых некоторые задания вызывают затруднения. Они урывочно выхватывают информацию из текста, не всегда правильно связывая её с вопросом.

Многие из учащихся обращают внимание на непонятные слова и стараются найти им объяснение. Хотя очень многие сразу же прибегают к помощи учителя, и только небольшой процент детей могут найти объяснение словам, исходя из контекста или разобрав слово.

20%   учащихся могут извлекать информацию, которая дана в неявном виде, а это значит, что они прослеживают причинно-следственные связи, могут делать выводы и обобщения.

Почти все учащиеся не понимают текст в целом. Не могут дать ответы на вопросы своими словами, с трудом находят ответы в тексте, дают свою оценку.

Анализ эксперимента показал, что половина учащихся находятся на необходимом уровне сформированности правильной читательской деятельности, а другая половина – на низком уровне.

Я сделала вывод, что нужна систематическая, методически продуманная работа с данными учащимися по формированию правильных читательских умений.

Как же ученикам овладеть «навыками смыслового чтения»?

Существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста, и их я использую в своей работе:

  • упражнения для работы со словом и предложением (нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста! Словарная работа должна вестись на каждом уроке и ей надо уделять должное внимание)
  • найти незнакомые слова и узнать их значение;
  • озаглавить текст, разделить его на абзацы;
  • составить план;
  • выделить основную мысль и тему текста;
  • найти в тексте описание природы или героя;
  • ответить на вопросы по тексту.

Каждый урок, согласно технологии   смыслового чтения, я условно делю на три фазы или стадии: вызов (работа с текстом до чтения), осмысление (работа с текстом во время чтения), рефлексия (работа с текстом после чтения). Каждой стадии соответствуют определенные методы. 

Об этой технологии сказано много. Но я попыталась максимально адаптировать и модифицировать приёмы, сделать более универсальными и использовать их на уроках.

Мне очень нравится использовать прием «Кластер» - прием систематизации материала в виде схемы:

- выделение главной темы

- посередине доски (листа) написать ключевое слово

- нахождение смысловых единиц (слов, предложений), связанных с главной темой

- соединение их линиями

Этот прием универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями.

  Следующее – это прием «Моделирование обложки». Моделирование обложки выполняется по определенному алгоритму после прослушивания произведения. Рисование обложки способствует развитию образного мышления, творческих способностей, пониманию темы и жанра изучаемого произведения. 

 

 Интересную работу я провожу с ребятами по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения. Составлять диафильм можно как после прочтения всего произведения, так и после прочтения отрывка.

Делаем так:

– по материалу прочитанного произведения дети  составляют свой диафильм, продумывают содержание отдельных кадров;
– строки из текста соотносят  с кадрами;
– определяют  количество кадров.

 Для ребят я придумываю настольные игры.  Их использовать можно на уроке закрепления и   обобщения знаний. Подобные игры, я думаю, можно использовать на любом предмете и по любой изученной теме.

Мы все знаем прием «Лови ошибку», я этот прием немного изменила и использую его на уроках чтения и географии: готовлю заранее рассказ по изученной теме, меняя факты, ученики должны прочитать его и увидеть ошибки.

Это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован.

Что делать, чтобы победить реакцию учащегося “Не хочу!”

В соответствии с целью урока, я выбираю или создаю интересные упражнения на различных сайтах, и учащиеся тренируются и проверяют свои знания в игровой форме, чаще, сразу в режиме онлайн.

Перейдем к итоговой диагностике, чтобы понять, насколько эффективна была проделанная работа.

Результаты  улучшились!!!

Ребята стали замечать и понимать больше фактов, извлекать подтекстовый смысл содержащихся в произведениях, определять жанр произведения. 

Следовательно, можно утверждать, что реализованная методика, положительно повлияла на развитие уровня осознанности чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"

Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"...

Доклад по теме " Работа с текстами на уроках как основа формирования информационной компетентности"

Разнообразие приемов работы с текстовой информацией на уроках географии....

Доклад на тему: Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью...

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как  часть подготовки к ОГЭ по предмету...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"

Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...

«Эффективные приёмы работы с текстом, используемые для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»

В статье рассматриваются приёмы формирования осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта....