Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"
статья по теме
Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель : Благова М.А.
Ноябрь 2012 учебный год
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, в школе-интернате 8 вида имеет свои особенности.
Современные направления организации педагогического процесса представляет собой результат развития взглядов на воспитание и обучение умственно отсталых детей. Известно, что эти взгляды менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.
Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс в Эпоху Возрождения, активно выступали против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. В Европе Винцент фон Пауль (в Париже), создал учреждение Святого. Лазая(1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они глубоко интересовались возможностями восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными и систематизированными в связи с педагогическими исследованиями Я.А. Каменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинского и др.
Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке практических вопросов педагогики слабоумным принадлежит французским психиатрам прошлого – Имарду и Сегвину. Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в наше время.
Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание уделяли вопросам психологии обучения, его коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации детей. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей – преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.
Взгляды Ж.Демора и О.Декроли на природу умственной отсталости, на возможности коррекционного воздействия в процессе обучения, на соотношение биологических и социальных факторов.
В олигофренопедагогике трактовка вопросов коррекционно-развивающего обучения в разные времена менялось. Так, в работах А.М.Граборова (30-40) неоднократно указывалось, что труд «обеспечивает психическое развитие умственно отсталого ребенка».
Позже, в «Книге для учителя вспомогательной школы» - 1995 года Г.М.Дульнев включает задачу развития личности ребенка в число основных принципов обучения.
В работах В.В. Воронковой («Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе») указывается, что воспитывающая и развивающая направленность обучения слова отнесена к числу основных дидактических принципов.
У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И.Кузьмицкая, Н.Б.Лурье, О.Л.Селихова, В.А.Сумарокова, Г.М. Дульнев, Л.С. Выгодский, А.Р.Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская.
Большой вклад в развитие отечественной олигофренопедагогики внесли Екатерина Константиновна Грачева, Мария Петровна Постовская, А.Н.Граборов. Они были одними из первых создателей первых учреждений для умственно отсталых детей.
Е.К. Грачева и М.Ф.Постовская были одними из первых создателей первых учреждений для умственно отсталых детей. Более подробно с возникновением учреждений под руководством Екатерины Константиновны Грачевой можно ознакомится в приложении №1.
Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) – это стойкое недоразвитие познавательной деятельности (особенно мышления), вследствие органического поражения коры головного мозга.
Смотри приложение № 2 (презентация)
Причины:
- Эндогенные (внутренние)- наследственные генетические факторы, хромосомные, (олигофрения – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологическая наследственность, хромосомных нарушений)
- Экзогенные (внешние) – до родов (пренатального), в период родов (интеронатальные), после родов (постнатального)
- Последствия перенесенных организмом вредных воздействий, болезненных процессов в ЦНС (это нарушение уже сформированного интеллекта, поражение на более поздних этапах развития - деменция).
Интеллектуальная недостаточность может проявляться в возрасте 2-3 лет, а также после ЧМТ, шизофрении, эпилепсии, при деменции.
№ | Общие закономерности развития | Специфические закономерности развития умственной отсталости |
1 | Поступательный, поэтапный характер развития психики. | Замедленный темп развития психики |
2 | Наличие сенситивных (наиболее благоприятных) периодов в развитии каждой психической функции | Замедленный темп в переработке информации. |
3 | Прохождение детьми всех периодов (возрастные границы могут быть разными) | Неравномерность физического и психического развития |
4 | Дисгармоничность в развитии психики (высшие психические функции менее развиты) | |
5 | Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудности словесной регуляции поведения). |
Как мы можем видеть из таблицы недоразвитие познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется - тем, что у них познавательные процессы выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся сверстников.
Из- за то, что в процессе познания имеют место элементы недоразвития, дети получают неполные, и искаженные представления об окружающем. Чтобы работа по воспитанию и обучению учащихся школы –интерната была более эффективной необходимо знать и понимать процессы формирования познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью.
1.Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Часто восприятие страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. У умственно отсталых детей восприятие замедленное, требует больше времени , чем у нормально развивающегося ребенка. ( Картинка, текст и т.д).
- Дети с трудом выделяют – главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами.
- Замедленный темп узнавания, они часто путают графические схожие буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова.
- Узкий объем восприятия – нормально развивающийся ребенок видит не один предмет (на который направлен взор), а 6-8 соседних, умственно отсталый – тот объект, который в поле его зрения.
- Трудности в восприятии пространства, как следствие трудности в ориентировки в пространстве (лево, право), во времени (части суток). Значительно позднее, чем дети в норме - начинают различать цвета, особенная трудность в различении оттенков.
2.Мышление – главный инструмент познания.
Мышление – это социально обусловленный, непосредствен связанный с речью, психический процесс опосредованного отражения действительности, общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей, существующих между ними.
Операции мышления – анализ ( бессистемно, пропуски свойств, вычленение наиболее заметных частей); синтез (неумение устанавливать связи между отдельными частями, для объединение в целое; абстрагирование и обобщение ( не могут понять главного, отвлеченное содержание и перенести это на другие ситуации.. Обобщение – хаотично, без целеустремленности. Отличительной чертой умственно-отсталого учащегося - некритичностью, невозможность самостоятельно оценить свою работу, не замечают своих ошибок. Дети начинают выполнять работу не дослушав инструкцию или задание до конца, не поняв задания, без внутреннего плана действия.
3.Память - сложный познавательный процесс, запоминания, сохранения и воспроизведения прежнего опыта.
Виды памяти:
- Эмоциональная
- Образную
- Словесная – логическую
Продолжительность сохранения информации:
- Кратковременную;
- Долговременную;
- Оперативную
Процессы памяти:
- Запоминание
- Сохранение
- Воспроизведение
Для умственно-отсталых детей свойственно более позднее формирование процесса – запоминания. Память у У.О. детей характеризуется суженным объемом запоминания материала, неточностью и последовательностью, воспроизведения - неточно, нелепо, непоследовательно. Дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют пользоваться приемами запоминания и припоминания.
Для того чтобы обучение носило достаточно успешный характер необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых детей оно носит фрагментарный характер, отличается неточностью и схематичностью. Из-за бедности жизненного опыта - мыслительные операции – несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
4.Речь – это основное средство общения людей, основа человеческого мышления, она организует все психические процессы человека. У У.О. детей - отмечается значительное отставание в развитии речи.
По данным таких дефектологов, как М.Ф.Гнездиловой, В.Г.Петровой у детей с интеллектуальной недостаточностью страдают все стороны речи:
- Фонетическая
- Лексическая
- Грамматическая
Наблюдаются различные виды расстройства:
- Письма (дисграфия)
- Чтения (дислалия)
- Снижение потребности в речевом общении
- Неточности в слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем
Отрицательное влияние на произношение умственно отсталых детей оказывает снижение слуха и дефициты речедвигательных органов: языка, губ, твердого и мягкого неба, челюстей, зубов, параличи и парезы в области речевой мускулатуры.
Недоразвитие лексической стороны речи – проявляется:
- В бедности словаря (особенно активного)
- Неточности употребления слов
- В речи преобладают местоимения
- Очень мало прилагательных
- Неумение объяснить переносное значение выражений (понять загадку, пословицу…)
Нарушение грамматики проявляется в нарушении- построении фраз. Важно постоянно побуждать детей к речи, расширять их словарный запас.
5.Внимание- направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Различают – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Недостатки внимания
- малая устойчивость (неспособность сосредоточится на деятельности)
- трудности распределения внимания (неумение делать два дела одновременно: слушать и рисовать).
- Медленное переключение с одной работы на другую
- Сужение объема внимания
При умственной отсталости сильно страдает непроизвольное внимание, это связано с тем, что у умственно отсталых дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть они как правило, бросают работу. Но если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.
6.личность
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение не только познавательной деятельности, но и своеобразным развитием его личности.
- Нарушение высшей нервной деятельности.
- Недоразвитие мышления
- Познавательной деятельности
- Инертность
- Снижение активности
- Работоспособности
В мотивационно-потребностной сфере из-за недоразвития интеллекта потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными. Высшие духовные потребности развиваются с трудом, со значительным отставанием по сравнению с нормой. Потребности тесно связаны с интересами, интересы умственно отсталых детей – поверхностны, однообразны, неустойчивы.
Эмоционально-волевая сфера
Воля- форма психического отражения, отражающегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Эмоции- реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Особенности волевых качеств личности у детей с интеллектуальной недостаточностью:
- Малоинициативны
- Не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия
- Не в состоянии управлять волевыми действиями
- Не умеют действовать в соответствии с перспективными целями
- Не могут подчинять свое поведение определенной задачи, спланировать свои действия
- Не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.
У умственно отсталых детей отсутствует самостоятельность и целеустремленность, они импульсивны, не склонны к самостоятельной переработке этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей. Дети с интеллектуальной недостаточностью легко внушаемы, некритичны, легко отвлекаются от выполнения нужного дела, на игры и развлечения, их легко подговорить сделать что-либо, спровоцировать. Могут проявлять неслыханное упрямство- это следствие незрелости личностной сферы умственно отсталых детей. Воспитание воли – сложный и длительный процесс.
Эмоции и чувства недостаточно дифференцированы, переживания примитивны и практически отсутствуют тонкие оттенки переживаний (они или довольны, или недовольны). Можно говорить об ограниченности диапазона переживаний с этим связаны частые затруднения в понимании мимики и жестов, изображении эмоций на картинках. Эмоции (приветливость, доверчивость, оживленность) – поверхностны и непрочны, легко переключаются с одного переживания на другое, несамостоятельны, легко внушаемы в поведении, в играх, следуют за другими детьми.
Симптомы нарушения эмоционально-волевой сферы – раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. У умственно отсталых детей часто бывают – неадекватные, непропорционально своей динамики, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Легко и поверхностно реагируют на тяжелые жизненные ситуации. Резкие смены настроения, бывают долгие необоснованные переживания по незначительном поводу. У одних преобладает – возбуждение, у других торможение. Значительно позднее и с затруднением формирование высших чувств – ответственности, совести, товарищества.
Цели и задачи воспитания и обучения умственно отсталых, совпадают с задачами воспитания и обучения детей вообще, и одновременно специфическими. К общим целям и задачам обучения и воспитания всех детей относятся содействие развитию и выявлению положительных сторон личности и коррекции отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для педагогов остается актуальным, учет значительно более низкого уровня достигнутых успехов , применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания, требованию подготовки аномальных детей к активной общественной и полезной деятельности, формированию положительных общечеловеческих качеств. В конечном счете, целью коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни как в обычных для них условиях, так и когда они не выключены из окружающей жизни.
Используя все познавательные возможности ( особенности мышления, памяти, воображения, восприятия), о чем говорилось раннее, нужно развивать у них навыки необходимые в жизни, чтобы став взрослым, они смогли себя сами обслуживать и выполнять посильную работу. Чувствовать себя комфортно в семье и в коллективе. Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие . Воспитательная работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей , направленных на формирование у них приемов самообслуживания и культурного поведения. В вопросы воспитания входят развитие нравственного, эстетического, правового, физического, трудового воспитания, подготовка к посильным видам труда. Итогом все работы должна быть бытовая ориентировка в социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...
Влияние игры на создвние комфортных условий обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
Из опыта работы...

Статья «Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью технике бисероплетения (изготовление предметов бижутерии) (из сборника научных трудов «Комплексное сопровождение детей школьного возраста с ОВЗ".Чебоксары, 2011)
Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью технике бисероплетения (изготовление предметов бижуте...

Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
статья опубликова в сбонике научных трудов "Комплексное сопровождение детей школьного возраста ос ОВЗ" чебоксары ,2012...

Доклад на тему: Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного центра по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
Выступлениедля учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"...

Доклад на тему: «Работа с текстом на уроках при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью»
Работа с текстом на уроках при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью...