Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему

Марина Юрьевна Щеголихина

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании познавательной деятельности учащихся в соответствии с требованиями коррекционной педагогики.

(Сб. "Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы" материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Артемовские чтения", Пенза, 2009)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ispolzovanie_ITK.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

М. Ю. Щеголихина

Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал: «…В овладении учебными предметами решающе важно то, какое место в жизни человека занимает познание, является ли оно для него частью действительной жизни или только внешним, навязанным извне условием ее. И в учении тоже, чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» обучение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося».

Для обеспечения мотивационного компонента урока необходимо сочетание общих усилий, стимулирующих желание школьников учиться, их активность с использованием разнообразных педагогических средств, развивающих у детей интерес и умение учиться. Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно окружают телевидение, кино, красочные журналы, перед учителем встает задача вызвать интерес к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации. Этот факт заставляет серьезно относиться к использованию на уроках информационных технологий (ИТ), не ломая существующую систему обучения, но включая задачу усовершенствования отдельных ее звеньев.

В своих работах выдающийся отечественный психолог Л.А. Венгер дает научное обоснование и подтверждение того, что компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка, так как позволяет развивать важнейшие операции мышления – обобщение и классификацию, формирует моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Работа на нем позволяет более просто и быстро получать, обрабатывать и передавать информацию, находиться в курсе интересующих человека проблем. Умение находить необходимый для работы материал и получать на его основе новые знания ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи, а это создает благоприятный, положительный эмоциональный фон для любого вида деятельности.

Вопрос эффективности использования компьютера в специальном коррекционном обучении был поднят еще в 1992 году лабораторией компьютерных технологий обучения детей Института Коррекционной Педагогики РАО. В статье «Организация использования компьютерной техники в специальной школе» О.И. Кукушкина дает рекомендации по внедрению компьютера в коррекционное обучение детей с нарушением интеллекта: «…дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит,  прежде всего, в перспективе реализации индивидуального коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи». Именно поэтому наибольшую ценность и значимость компьютер приобретает как средство обучения, а не предмет изучения.

Эффект применения ИТ зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его изучения возможностей компьютера, умения анализировать учебную деятельность детей, выявлять трудности в ее формировании, анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте. Условием эффективного использования компьютерных технологий является специальная подготовка учителей и наличие специализированных программ для решения учебных и коррекционных задач в разных содержательных областях обучения.

Педагоги, признавая важную роль ИТ в реализации принципов наглядности, зачастую их не используют. Основная причина этого – большая затрата времени на подготовку к уроку. Хотя необходимость использования различных программ, «вооружающих» органы чувств несомненна. Чувство удивления, которое возникает у учащихся при работе с компьютером, - начало к работе мысли, а это очень важно, если мы хотим научить детей мыслить, анализировать факты. Значительный мотивационный потенциал урока заложен в обогащении мышления школьников яркими чувствами, вызывающими личностные отношения к усвоению материала, в обращении к мнению ребят: «Если бы вам довелось побывать в этой стране?», «Что бы вам хотелось увидеть на следующем уроке?»

Решая вопрос о форме, в которой учащимся с нарушением интеллекта подается учебная информация, необходимо учитывать  их индивидуальные особенности (тип восприятия, памяти и мышления), специфику изучаемой дисциплины, и главное, этап усвоения. В самом начале словесно представленная информация на уроке географии может оказаться недостаточной для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Поэтому для обеспечения развития интереса к географии нами используются видеофрагменты из компьютерных программ. Они позволяют предъявлять как визуальную, так и аудиальную информацию. Использование экрана дает возможность обеспечить изменение содержания подаваемой информации в соответствии с внешними действиями учащихся, т.е. создаются условия, при которых предъявляемый объект ведет себя подобно отображаемому им реальному объекту (событию). Так как, восприятие учащихся с нарушением интеллекта нарушено, для усвоения далеко не безразлично, предъявляется ли им печатный текст, описывающий тот или иной предмет, или же зрительное изображение самого этого предмета, рассказывается ли ему о звуках, издаваемых предметом, или звуки воспроизводятся в записи («Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия»).

Видеофрагмент отображает ситуации, события и явления, которые недоступны пониманию детей, так как не присутствуют в их окружающем мире: извержение вулкана, гейзер, водопады, Северный Ледовитый океан и т.д. («Большая детская энциклопедия», «Мне интересно все»). В процессе просмотра учащиеся знакомятся с ними, сравнивают, устанавливают существующие между ними связи и зависимости.

Просмотр вызывает множество вопросов: почему? как? и т.д. У учеников появляется желание поделиться увиденным.  Это показывает, что они заинтересованы в изучении объекта и говорит об активизации познавательной деятельности. Знания подкрепляются новыми яркими образами, появляется желание получить дополнительные сведения, которые можно найти в этих же энциклопедиях.

Детей фактически соблазняет легкость получения информации, и, поскольку, у каждого человека всегда есть неспецифическая познавательная потребность, она актуализируется именно здесь, и, таким образом, рождается дополнительный мотив – познание явления, которое предлагается их вниманию. Это, по существу, психологический механизм провоцирования дополнительных ситуативных мотивов.

Не следует упускать из вида этапов усвоения материала. Географические понятия, объекты, явления природы достаточно абстрактны, а потому не понятны и сложны для детей с нарушением интеллекта. Когда учащиеся приступают к изучению принципиально новых для них понятий, соответствующие объекты должны быть представлены в естественной, наглядно-чувственной форме. Для этого и используется видеозапись.

Просмотр позволяет домыслить то, что происходило до и после просмотра. Побуждает к активной мыслительной деятельности, развивает фантазию. Что было «до» и «после» показанного.

Для успешного использования видеофрагмента на уроке необходима определенная подготовка самого учителя. Она предполагает выявление уже имеющихся у школьников знаний об объекте, подготовку учащихся к восприятию видеоматериала, привлечение для этой цели дополнительного географического, природоведческого, литературного, фольклорного материала, изучение соответствующей литературы, предварительный просмотр.

Нельзя использовать видеофрагмент на уроках географии как единственный метод обучения. Он должен сочетаться с другими эффективными наглядными средствами. Необходимо искать особые приемы, избегая частых повторений. Сочетать с упражнениями, различными поисковыми, программированными и другими заданиями. Наиболее эффективной формой организации обучения посредством компьютера является введение ребенка в проблемные ситуации, а не преподнесение знаний в готовом виде. Здесь важно выделить рациональные системы действий, определить кратчайшие пути формирования знаний. При изучении темы «Животные леса», учащимся заранее предлагается подобрать материал по теме (загадки, стихи, картинки и т.д.). На уроке при объяснении новой темы демонстрируется «Панорама живой природы. Смешанный лес Евразии» («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия») ученики узнают и называют животных, а затем выбирают картинки с их изображениями на доске, отгадывают загадки о них.

В разделе «Игры. Прогноз погоды» («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия») школьникам предлагается действовать методом свободного экспериментирования с параметрами, устанавливая соотношения между прогнозом погоды, температурой воздуха, облачностью, осадками, направлением ветра. Работая с такими компьютерными программами, дети всегда действуют. Эти действия объективируют и то, что думают они сами, и то, о чем им предлагает думать система обучения.

Работа с 3D-атласом земли «Eingana» позволяет формировать у  учащихся целостность картины окружающего мира и его закономерной изменчивости совершая виртуальное путешествие по планете, изучая и соотнося материки, города, животных и др. Такого рода деятельность способствует развитию сенсорных процессов, наглядных представлений, произвольного внимания, наблюдательности, речи.

Свойственные программному продукту наглядность, яркость, выразительность позволяют уточнять, конкретизировать, делать доступными многие представления и понятия, способствуют установлению связи знаний с жизнью, закреплению знаний, систематизации жизненного опыта, служат для разрядки нервной системы, являются своего рода отдыхом, доставляют удовольствие. Демонстрация красочных видов природы с соответствующим музыкальным фоном успокаивает или мобилизует учащихся. Ответы детей на вопросы, обоснование своих ответов позволяют развивать связную речь.

При использовании мультимедийных программ на уроках географии необходимо учитывать:

  1. Коррекционную направленность
  2. Согласованность с учебной программой
  3. Последовательность и систематичность материала
  4. Включение в план заданий поискового характера
  5. Соблюдение определенного темпа, предоставление учащимся относительной самостоятельности 

Наряду с готовым программным обеспечением нами разрабатываются и используются презентации по географии. Эффективность их применения в том, что они  легко компонуются и изменяются в зависимости  от этапа усвоения и состава класса, позволяют использовать программы общего назначения: текстовой редактор Word, графический редактор Paint.

Текстовой и графический редактор используется и как самостоятельный вид деятельности: заполнение перфокарт и таблиц, работа с деформированным текстом, составление схем, расположение цветов природных зон, выполнение рисунков и изменение готовых изображений и т.д., причем каждый ребенок выбирает форму, в которой он хотел бы работать, самостоятельно.

Океаны.

На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак «+».

Ответ

Вопрос

Тихий океан

Атланти-ческий океан

Индийс-кий океан

Северный Ледови-тый океан

Самый теплый океан

Самый холодный океан

Самый большой океан

Самый маленький океан

Второй по величине океан

   Определи цвет природной зоны. Назови соседние природные зоны. Закрась нужным цветом.

                 - степи

                                 

жаркий климат

богатая растительность

влажность

При использовании ИТ при обучении детей с нарушением интеллекта необходимо помнить, что к компьютерной программе, как к любому наглядному средству обучения существует ряд дефектологических требований:

  1. Эстетичность
  2. Соответствие действительности (научность)
  3. Практическая нагрузка (не развлечение и не пассивное созерцание)
  4. Доступность восприятия
  5. Эмоциональная положительность

К преимуществам использования компьютеров при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью относятся:

  1. Индивидуализация обучения  (уровень сложности изучаемого материала, количество заданий, время, отведенное на выполнение заданий, система оценки).
  2. Оперирование большими объемами информации - в одной обучающей программе представлены справочный материал, проверочные, игровые  и задания для самостоятельной работы.
  3. Комплексное воздействие на каналы восприятия - при восприятии материала задействованы все органы чувств.
  4. Неограниченное количество обращений к заданиям.
  5. Конфиденциальность - результаты деятельности ученика известны только ему.
  6. Возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.
  7. Увеличение уровня наглядности на уроке.
  8. Повышение производительности труда учителя и учащихся.

Современное обучение учащихся с отклонениями в развитии позволяет исходить из того, что компьютер есть, Интернет есть - и это сегодняшний день и день завтрашний, и надо думать над  тем, как минимизировать то возможное вредное воздействие на ребенка, которое они могут оказать. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине. Нужно помнить, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает школьников умными и развитыми. Как и любые занятия, занятия с использованием компьютерных средств требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Таким образом, целенаправленное систематическое использование информационных технологий на уроках географии в совокупности с другими, традиционными методами обучения способствует развитию сложной системы интересов и потребностей, активной познавательной позиции детей с нарушением интеллекта. Наглядно-чувственное представление событий и явлений содействует раскрытию их содержания, обеспечению эмоционального отношения к уроку, вырабатывает положительную учебную мотивацию, повышает уровень обученности (см. рис.1). При работе с информационными технологиями мы должны думать о том, что они позволяют детям совершить прорыв, значительно ускорить процессы адаптации к современному миру и социализации в той среде, в которой мы сейчас оказались.

     Рис. 1. Степень обученности учащихся

                 по географии (по годам в %).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Использование информационных технологий на уроках географии

В представленной работе описано практическое использование интерактивной приставки mimioна уроках географии. Одним из направлений модернизации системы  географического образования  явля...

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...

"Использование информационных технологий на уроках географии "

"Не бойся, что не знаешь, бойся, чему не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является о...

Использование информационных технологий на уроках географии

Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса. Использование информационных технологий предъявляет определенные требов...

Использование информационных технологий на уроках географии и экономики.

Использование информационных технологий на уроках географии....

Развитие самореализации с помощью использования информационных технологий на уроках географии.

В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование...