« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»
методическая разработка по географии на тему

КАРТАШОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

Из опыта работы
«Использование мультимедийных технологий
на уроках географии и внеурочной деятельности».


«Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать». Это высказывание определяет мой творческий путь, как педагога и учителя. Источники творчества учителя – общение с учащимися, собственный опыт учителя, других учителей, его общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, его жизненный опыт и профессиональная интуиция.
От творчества учителя к творчеству ученика – таково моё профессиональное кредо. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я стараюсь сделать актуальными в моей работе как учителя географии. На уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу и ответить на вопросы работа над проблемой «Использование мультимедийных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности».

Ни один из других предметов в такой
степени не нуждается в наглядности и
занимательности как география, и в
тоже время ни один из предметов не
представляет более благоприятного
поля для применения наглядных и
занимательных способов преподавания,
как география.
Н.Н. Баранский

Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.
Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернету.
В 2005 году на уроках я начала использовать мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария уроков в 6-11классах с использованием программы презентации Power Point.
Использование компьютера на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, обеспечение социализации личности учащегося через освоение информационных технологий. Возможности электронного учебника позволяют наглядно показать причинно- следственные связи, сложные для понимания, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Урбанизация». В ходе урока ученики должны получить представления о разных городах нашей страны, функциях городов, проблемах городов. Программа позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений
Как учителя географии, мы часто сталкиваемся с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме “ Страны-малютки” проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в Интернете и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта, презентацией, я пользуюсь при объяснении темы “Страны Европы”. Работая над созданием презентации, ребята использовали программу MS EXCEL, которой научились пользоваться на уроках информационных технологий.
Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Хотелось бы иметь возможность проводить уроки с использованием Интернета, давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть. С применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, т.к. ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Сделать это, не имея доступа в Интернет в классе, достаточно сложно.
Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Одна из форм внеурочной деятельности - использование ИКТ в работе.

Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:
- в подготовке и проведении общешкольных праздников
-в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.
- в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования
-в организации работы с органами ученического соуправления.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочной деятельности. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.
Этапами исследовательской деятельности является:
• Знакомство со статистическими данными переписи населения.
• Обсуждение социальных проблем, характерных для села.
• Социологический опрос населения по данной проблеме
• Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Ехсеl
• Составление компьютерной презентации,
• Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.
Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых словах»:
-междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребёнка поиска и соединения различных знаний
-оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи
-технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, камера, мультимедиа) и с ними интересно работать
-завершённость – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
Один из примеров освоения учащимися основ социального проектирования и ИКТ – проект проведения расширенного заседания ученического актива. Заседание проходит с использованием медиатехнологий. Старшеклассники предварительно самостоятельно проходят все этапы работы с информацией – создание, поиск, сбор, анализ информации о деятельности детской организации и делятся опытом с младшими.
Средства ИКТ позволяют информировать учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях. Выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщая к современным средствам коммуникации. И как результат - повышается познавательная творческой деятельность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной деятельности в школе.
Использую презентации PowerPoint, Excel для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ. Использую ИКТ в организации дополнительного образования. Деятельность кружка «Школьная газета Калейдоскоп» невозможна без современных средств коммуникации. Выпуск газет осуществлялся параллельно с компьютерной обработкой материала, печатью фотографий, сканированию, поиску информации в Интернете, работой с СД дисками и т.п
Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologii.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

                                                                   Учитель географии : Карташова Н.И.

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

Из опыта работы
«Использование мультимедийных технологий
на уроках географии и внеурочной деятельности».


«Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать». Это высказывание определяет мой творческий путь, как педагога и учителя. Источники творчества учителя – общение с учащимися, собственный опыт учителя, других учителей, его общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, его жизненный опыт и профессиональная интуиция.
От творчества учителя к творчеству ученика – таково моё профессиональное кредо. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я стараюсь сделать актуальными в моей работе как учителя географии. На уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу и ответить на вопросы работа над проблемой «Использование мультимедийных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности».

Ни один из других предметов в такой
степени не нуждается в наглядности и
занимательности как география, и в
тоже время ни один из предметов не
представляет более благоприятного
поля для применения наглядных и
занимательных способов преподавания,
как география.
Н.Н. Баранский

Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.
Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернету.
В 2005 году на уроках я начала использовать мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария уроков в 6-11классах с использованием программы презентации Power Point.
Использование компьютера на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, обеспечение социализации личности учащегося через освоение информационных технологий. Возможности электронного учебника позволяют наглядно показать причинно- следственные связи, сложные для понимания, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Урбанизация». В ходе урока ученики должны получить представления о разных городах нашей страны, функциях городов, проблемах городов. Программа позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений
Как учителя географии, мы часто сталкиваемся с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме “ Страны-малютки” проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в Интернете и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта, презентацией, я пользуюсь при объяснении темы “Страны Европы”. Работая над созданием презентации, ребята использовали программу MS EXCEL, которой научились пользоваться на уроках информационных технологий.
Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Хотелось бы иметь возможность проводить уроки с использованием Интернета, давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть. С применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, т.к. ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Сделать это, не имея доступа в Интернет в классе, достаточно сложно.
Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Одна из форм внеурочной деятельности - использование ИКТ в работе.

Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:
- в подготовке и проведении общешкольных праздников
-в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.
- в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования
-в организации работы с органами ученического соуправления.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочной деятельности. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.
Этапами исследовательской деятельности является:
• Знакомство со статистическими данными переписи населения.
• Обсуждение социальных проблем, характерных для села.
• Социологический опрос населения по данной проблеме
• Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Ехсеl
• Составление компьютерной презентации,
• Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.
Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых словах»:
-междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребёнка поиска и соединения различных знаний
-оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи
-технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, камера, мультимедиа) и с ними интересно работать
-завершённость – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
Один из примеров освоения учащимися основ социального проектирования и ИКТ – проект проведения расширенного заседания ученического актива. Заседание проходит с использованием медиатехнологий. Старшеклассники предварительно самостоятельно проходят все этапы работы с информацией – создание, поиск, сбор, анализ информации о деятельности детской организации и делятся опытом с младшими.
Средства ИКТ позволяют информировать учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях. Выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщая к современным средствам коммуникации. И как результат - повышается познавательная творческой деятельность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной деятельности в школе.
Использую презентации PowerPoint, Excel для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ. Использую ИКТ в организации дополнительного образования. Деятельность кружка «Школьная газета Калейдоскоп» невозможна без современных средств коммуникации. Выпуск газет осуществлялся параллельно с компьютерной обработкой материала, печатью фотографий, сканированию, поиску информации в Интернете, работой с СД дисками и т.п
Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Использование информационных технологий на уроках географии

В представленной работе описано практическое использование интерактивной приставки mimioна уроках географии. Одним из направлений модернизации системы  географического образования  явля...

"Использование информационных технологий на уроках географии "

"Не бойся, что не знаешь, бойся, чему не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является о...

Использование информационных технологий на уроках географии

Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса. Использование информационных технологий предъявляет определенные требов...