Использование информационных технологий на уроках географии
методическая разработка по географии

Ротькин Алексей Юрьевич

Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса. Использование информационных технологий предъявляет определенные требования не только к материалу, но и к методическому обеспечению, к знаниям учителя и навыкам ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodobedinenie.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа»

Крапивинский район Кемеровская область

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Выполнил: Ротькин А.Ю,

учитель географии МБОУ

«Борисовская средняя

общеобразовательная школа»

Борисово 2012


Использование информационных технологий на уроках географии.

«Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием».

К.Д.Ушинский

Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса. Использование информационных технологий предъявляет определенные требования не только к материалу, но и к методическому обеспечению, к знаниям учителя и навыкам ученика.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но уже свыше трех столетий одной из самых почитаемых дисциплин в России остается география. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

«География для всех не только звук!

География – опора и основа всех наук!»

География очень интересный, увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогает компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. Но не все учителя и не сразу стали активно использовать информационные технологии на уроках. Однако китайская мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься». Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Использование ИКТ на уроках географии – это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий.

Еще в 1967 году Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что они слышат и видят одновременно». Помочь этому смогут компьютерные технологии, являющиеся одним из способов повышения интереса к урокам географии, углубления знаний учащихся по этому предмету.

Компьютерные технологии обучения – это процесс сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

- средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

- средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

- средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

- универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

- средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

- одним их важнейших элементов в будущей деятельности обучаемого.

Применение компьютерных технологий в системе способствует реализации следующих педагогических целей:

- развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности;

- реализация социального заказа, обусловленного потребностям современного общества;

- интенсификация образовательного процесса в школе.

Инновационные технологии обучения являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Хотелось бы поделиться своим небольшим опытом использования ИТ на уроках географии и дать некоторые методические рекомендации по этой теме. Работаю я в школе 6 лет, активно использую компьютер на своих уроках 3 года, с того момента, как в своем кабинете появился компьютер и интерактивная доска, т.е. интерактивное оборудование. И, конечно, я использую компьютер не вместо, а наряду с другим современными технологиями. Уроки, на которых я применяю ИТ вполне обычные уроки, за исключением того, что на одном из этапов урока используется ИТ.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

- полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD-ROM, DVD);

- частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету. При этом учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, выполняет управляющие воздействия по отношению к учащемуся, отбирает учебные задачи, характер и меру помощи;

- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудиовидеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта.

Появление мультимедиатехнологий вывело взаимодействие компьютера и человека на новый уровень. Сегодня ученик на своем рабочем месте может просмотреть видеосюжет документальной или художественной кинохроники, прослушать голоса природы, наблюдать социальные и физические явления в высококачественной анимации и другое;

- использование тренинговых программ для закрепления материала;

- использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носители или разработанных учителем; компьютер позволяет качественно улучшить контроль за деятельностью учащихся, вести мониторинговый режим, создает возможность сохранения хода и результатов решения различных задач, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе;

- использование компьютера для вычислений, построения графиков;

- использование программ, имитирующих опыты и практические работы;

- использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотиваций, психологической разрядки.

Я считаю, что учитель должен не только понимать, какие знания и в каком виде передаются ученику, как можно провести полноту знаний, какую роль должны и могут сыграть компьютерные средства, но и продумать и организовать сам процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действий ученика, виды представления и способы подачи учебного материала с помощью компьютерных средств.

Являясь во многом интегрирующей дисциплиной, география в наибольшей степени приспособлена для использования информационных технологий.

Уже сегодня многие ученики с компьютером на «ты», они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.

Применений ИТ дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство по всему что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе.

Опыт показывает, что чем раньше ученики начинают «общаться» с компьютером, тем психологически свободнее они ощущают себя в диалоге с компьютером, тем больше школьники убеждаются, что компьютер – полезный инструмент, который может служить источником знаний, а не только игрушкой.

Компьютер в школе выступает в качестве средства для обучения, инструмента поддержки различных уроков, в том числе и уроков географии.

Учитель географии располагает большим набором различных мультимедийных пособий, который расширяет возможности использования ИТ на уроках географии. Я использую в своей работе общедоступные средства MS Office: MS Power Point, MS Excel.

На уроке я использую мультимедийные интерактивные средства (проектор и экран), что позволяет проводить обучение с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

* электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

* интерактивные доски;

* электронные энциклопедии и справочники;

* тренажеры и программы тестирования;

* образовательные ресурсы Интернета;

* DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

* видео и аудиотехника;

* интерактивные карта и атласы;

* научно-исследовательские работы и проекты.

Выделяю следующие типы уроков по способу использования ИТ:

I.Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор (чаще всего я провожу такие уроки);

II.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет (такие уроки провожу очень редко, т.к. кабинет информатики в школе один и постоянно занят);

III.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет (такие уроки очень редки).

Остановлюсь на первом типе урока.

1. Демонстрация на уроке материалов: иллюстраций ландшафтов, карт, географических объектов, фильмов из источников не доступных всем ученикам.

Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт. Реальное технологическое чудо XXI века.

Такие карты имеются в наличии на дисках готового мультимедийного ресурса, они не требуют большого пространства для их размещения, каждая тема представлена необходимым комплектом карт.

Для обеспечения развития интереса к географии я использую видеофрагменты из компьютерных программ. Видеофрагменты отображают ситуации, события и явления, которые не доступны пониманию детей, т.к. не присутствуют в окружающем мире: извержение вулкана, гейзер, водопады, Северный Ледовитый океан, прибой, отлив и прилив и т.д. В процессе просмотра учащиеся знакомятся с ними, сравнивают, устанавливают существующие между ними связи и зависимости.

Просмотр вызывает много вопросов: Почему? Как? и т.д. У ученика появляется желание поделиться увиденным, что говорит об активной познавательной деятельности. Появляется желание получить дополнительные сведения, которые можно найти в энциклопедиях.

Нельзя использовать видеофрагмент на уроках географии как единственный метод обучения. Он должен сочетаться с другими эффективными методами. Например, введение ребят в проблемную ситуацию, а не преподнести знания в готов виде. Так, при изучении темы «Животные леса» заранее даю учащимся подобрать материал по теме (загадки, стихи, картинки и т.д) и использую их знания при изучении нового материала. Ответы детей на вопросы, обоснование своих ответов позволяют развивать связную речь.

Также я использую материалы энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Больше всего мне импонируют изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления. Например, при изучении темы «План местности. Условные знаки» целесообразным и ярким является изображение виртуальной аэрофотосъемки и превращение ее в план местности.

Итак, использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств.

2. При помощи компьютерных технологи на уроках провожу проверку знаний учащихся.

Это могут быть компьютерные тесты для 10 класса по теме «Политическая карта мира» или тест по теме урока в 6 классе «Литосфера», задания с CD «Подготовка к ЕГЭ по географии».

Формат тестовых компьютерных программ дает возможность проверить ЗУНы учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.

Кроме готового программного обеспечения можно и самостоятельно создать мультимедийные материалы к урокам географии, в том числе презентации, используя, программы общего назначения: текстовый редактор Word, графический редактор Power Point.

Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентации. Например, в 6 классе по теме «Путешествие к центру Земли», в в 7 классе по теме «Природные зоны Африки», в 8 классе «Моря, омывающие берега России», в 9 классе «Транспорт», в 10 классе «Группировки мира», в 11 классе «Традиции и обычаи Японии».

3. Широкие возможности в использовании компьютера открыло подключение к сети Интернет. Это значительно позволило расширить возможности получения информации из различных источников, как для учителя, так и для учащихся. Информацию при этом нужно найти, осмыслить, использовать. При помощи Интернета ребята готовят интересные сообщения, находят интересные факты и т.д.

Реализация возможностей средств Интернет позволяет организовывать такие виды деятельности, как умение накапливать, осуществлять сбор, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее.

По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Зачастую, из Интернета можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно.

Методические рекомендации для успешного сотрудничества учителя и учащихся на уроках с использованием Интернет ресурсов:

1. Проведение уроков в компьютерном классе, где у каждого ученика современный персональный компьютер;

2. Предоставление полного доступа к техническим средствам обучения;

3. Предоставление учебного времени для самостоятельной работы учеников на компьютере;

4. Создание обстановки сотрудничества, доброжелательности.

Использование информации из Интернет возможно по нескольким направлениям:

- Статистика.

На многих Интернет – сайтах можно найти статистические материалы. Это данные Госкомстата России, ООН для экономической географии и сведения об основных характеристиках климата на метеорологических сайтах различных стран мира. Эту информацию можно использовать для составления графиков, таблиц. (эту работу можно выполнять и на уроках информатики при изучении Excel, польза будет для обоих предметов).

- Иллюстративный материал.

Помимо статистики, я беру из Интернета огромное количество иллюстративного материала. Это фотографии, схемы, карты, рисунки. Рисунки я использую для создания презентаций, примером может быть презентация по теме «Народы Африки». Интересно, что в Интернете можно встретить не только простые, но и анимированные рисунки и схемы, которые очень наглядно показывают природные процессы. Ну и, конечно, в Интернете огромное количество картинок и фотографий, показывающих различные уголки Земли.

- Проектные работы.

При работе с Интернет можно с успехом развивать проектную деятельность учащихся. Проекты можно осуществлять по двум направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект, результатом которого будет устное выступление на уроке. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать слайд-шоу по данной теме с перспективой демонстрации результатов труда в классе на уроке.

Я делаю и то, и другое.

Такие способы деятельности очень нравятся ребятам. Использование Интернет увеличивает их познавательную активность, делает учебную деятельность необычной и интересной. Заодно они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них.


Использование ИТ на уроках географии различных типов.

Выработалась определенная система использования ИТ на уроках различных типов. Я применяю ИТ – на уроках по изучению нового материала. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной – объяснение нового материала. Но в отличии от традиционной, компьютерная лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию я рассматриваю как новый, не существовавший ранее инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и более информационно насыщенные уроки. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, - это изображения (слайды, звуковые и видеофрагменты). Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодия, не могут быть показаны учащимся непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.

Причем, эффективность работы со слайдами, картинками и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнить их показом схем, таблиц и т.д.

Текстовой (Word) или графический редактор (Point) используются и как самостоятельный вид деятельности: заполнение перфокарт и таблиц, работа с деформированным текстом, составление схем, выполнение рисунков и т.д.

Например:

На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак «+».

Тихий океан

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

Самый теплый

Самый холодный

Самый большой

Самый маленький

Самый глубокий

Программа разработки презентаций (т.е. компьютерных или мультимедийных, лекций) Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет мне подготовить материал к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Компьютерная презентация Power Point – это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

При разработке презентации учитывается, что она:

  1. быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  2. * вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  3. Усиливает воздействие выступления

Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации для 6,7 классов. Продолжается работа над созданием презентационного материала для 8-11 классов.

Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить:

  1. какова цель, которую должна решить презентация;
  2. через какие задачи будет достигнута цель;
  3. какова аудитория, перед которой предстоит выступать;
  4. каковы мотивы аудитории, чтобы Вас слушать;
  5. в каких технических условиях будет демонстрироваться презентация.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы, карты. Видеофрагменты – это фильмы, включенные в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрирующими материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц (об этом уже говорилось ранее).

Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования, с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.

Например, урок повторения и закрепления знаний проводится в виде игры «Своя игра». На слайде даны вопросы на определенное количество баллов, чем меньше балл, тем легче вопрос. Дети выбирают, на следующем слайде появляется вопрос, который сопровождается иллюстрацией.

После таких уроков изученный материал остается у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. Объяснение нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее. Т.о. программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности. А электронные таблицы Excel  помогают мне при подготовке урока построить диаграммы по последним статистическим данным и использовать их при объяснении нового материала. Это большое благо для преподавателя географии, что и использованием ИКТ отпала необходимость приносить на лекции рулоны наглядных пособий и тратить время на их развертывание, закрепление и сворачивание.

На уроке совершенствования знаний, умений и навыков использую тесты, практические задания, разноуровневые вопросы, творческие работы учащихся.

При подготовке учебно-методической документации (тематические и поурочные планы) и раздаточного материала к урокам (карточки-задания, контурные тесты, кроссворды и т.п.) мне помогает текстовый редактор Microsoft Word, который, прежде всего и предназначен для того, чтобы выполнить эту работу быстро и эффективно, создать документы, отвечающие высоким эстетическим требованиям.

Итак, используя свой небольшой опыт использования ИКТ на уроках географии, мне бы хотелось выделить следующие методические рекомендации.

При использовании ИТ на уроках географии необходимо учитывать:

- согласованность с учебной программой;

- последовательность и систематичность материала;

- включение в план заданий поискового характера;

- соблюдение определенного темпа, предоставление учащимися относительной самостоятельности.

Учителю, применяя ИКТ на уроке, следует помнить, что:

  1. на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволяет в доступной, яркой форме довести до учащихся наглядный материал;
  2. на уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
  3. на контрольном уроке – использовать для тщательной проверки большого объема пройденного материала (при решении тестов, совершив ошибку, можно вернуться к заданию снова).

Также учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.

Учитель должен сам уметь составлять презентации и учить этому учащихся.

Методическую помощь по использованию ИКТ на уроках оказывает журнал «География в школе». Пользуюсь также такими сайтами, как «1 сентября» и «Учительской портал». Используя ИКТ, учитываю здоровье сберегающий фактор, провожу физкультминутки для глаз.


Заключение

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемные технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. В последние годы обучение с помощью информационных технологий повышает у учащихся положительную мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.

Применению компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности месте компьютера в обучении.

Что мне как учителю дают ИТ:

- они способствуют совершенствованию практических умений и навыков;

- позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам географии;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- делают урок и внеклассные мероприятия современными.


Литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия, 2000.
  3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вызов/под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вента- граф, 2006.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
  5. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе // Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль: ИРО, 2003
  6. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. современные педагогические технологии: Учеб. Пособ.- Брянск: Изд- во БГПУ, 2001.
  7. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? //Педагогика. 1992. № 11.

Приложение


Приложение 1

Урок. Мировой океан и его части.

Цели:

Образовательная:

Расширить кругозор и представление об окружающем мире;

Познакомить учащихся с мировым океаном и его частями;

Дать понятие о материке, океане, острове, полуострове, заливе, проливе, море.

Развивающая:

Развить познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

Развивать речь детей и память.

Воспитательная:

Повышать интерес к изучаемому предмету, побуждать к поиску новых, дополнительных знаний об изучаемом материале;

Формировать мировоззрение, прививать интерес к работе с картой.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация Power Point, атласы

Ход урока

I. Вход в урок

Здравствуйте ребята, садитесь удобнее! Я очень рад видеть вас! У нас прекрасное настроение, улыбнитесь друг другу. Я думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим.

Проверьте вашу готовность к уроку: учебник, дневник, тетрадь, атласы, письменные принадлежности.

II. Изучение нового материала

Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К.Айвазовского. попробуйте определить, что общего в этих картинах?

(просмотр слайдов 1-7)

Замечательные картины!

Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (на всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море).

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (сегодня на уроке мы будем изучать моря).

Моря – это часть Мирового океана, следовательно, тема урока «Мировой океан и его части». (слайд 8)

Запишите тему урока в тетрадь.

Учитель сообщает цели урока.

- А сейчас откройте, пожалуйста, атласы и найдите, где находится Мировой океан (дети говорят, что на карте его нет).  (слайд 9)

- На самом деле Мировой океан – это совокупность всех океанов (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый)

- Запишите все океаны в тетрадь по мере уменьшения их площади (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый) (слайд 10)

- Сейчас давайте составим схему «Части Мирового океана». Откройте учебник стр.71-73 учебника и с помощью текста заполните схему, после проверим. (слайд 11)

- Ну а сейчас у есть возможность составить словарь гидролога (ученики называют новые термины). Но мы можем закреплять эти слова только после того, как будем знать определения.

Этот словарь вы будете составлять все то время, пока будете изучать Гидросферу.

- Начнем изучение Мирового океана с частей суши.

- Итак, понятие №1 (слайд 12)

Материк –

Давайте еще раз назовем все материки по мере уменьшения их площади (один учащийся выходит к карте).

- Следующее понятие (слайд 13)

Остров –

Самый большой остров на Земле – Гренландия.

Найдите его карте. Возле какого материка он лежит? В чем его особенность?

Приведите примеры островов! (дети приводят)

- Переходим к следующему понятию (слайд 14)

Полуостров –

Самый большой полуостров на Земле – Аравийский.

Найдите его, пожалуйста, на карте и скажите, какому материку он принадлежит?

Приведите еще примеры полуостровов.

- Следующее понятие (слайд 15)

Архипелаг –

Учитель приводит примеры, учащиеся их находят в картах.

- С сушей в океане мы заканчиваем и переходим к частям самого океана.

И первое понятие, сам океан (слайд 16)

Океан –

Вспоминаем океаны.

Какие океаны омывают Евразию, Африку?

Следующая часть океана (слайд 17)

Море –

Крупнейшие моря – Саргассово, Филиппинское

Приведите примеры морей, омывающих берега России (дети приводят)

По своему расположению, моря бывают (слайд 18)

Учитель объясняет, чем отличаются данные моря и приводит ряд примеров.

Приведите примеры окраинных и внутренних морей, омывающих берега России.

Далее учитель говорит о том, что самое ближайшее теплое море от Кузбасса – Черное, а холодное – Карское. Рассказывает о том, как можно до них добраться. (слайд 19)

Следующее наше понятие (слайд 20)

Залив –

Приводим примеры.

Ученики могут не понять разницу между заливами и морями.

- Чем отличается море от залива? (вода залива идентична водам океана, море отличается соленостью, температурой, животными и растениями, рельефом).

Ну и наконец последнее понятие на сегодняшний урок (слайд 21)

Пролив –

Самый широкий пролив на Земле – Дрейка (его ширина около 1000км).

Самый длинный пролив на Земле – Мозамбийский (его длина около 2000км).

Какие материки и острова они разъединяют и в то же время соединяют?

III. Закрепление знаний

- Итак, ребята, мы с вами познакомились с частями Мирового океана и начали заполнение словаря гидролога. Сейчас нам предстоит побывать на разных островах и выполнить небольшое задание. Поплыли…

(слайды 22-26)

IV. Домашнее задание (слайд 27)

V. Спасибо всем за урок! (слайд 28)


Приложение 2

Урок «Особенности рельефа России»

8 класс

Цели и задачи: познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин;

познакомить с новыми терминами и понятиями;

формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов;

продолжить работу с географическими картами.

Оборудование: физическая карта России, атласы.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.

Изучение новой темы начинается с повторения терминов:

* Рельеф – «каркас природы». Вспомните что такое рельеф?

* Какие формы рельефа суши вы знаете?

* Как различаются горы по высоте? (Низкие – до 2000м, средние – 2000-4000, высокие – более 4000м).

* Как различаются равнины по высоте? (Низменности – 0-100м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500м, коричневый цвет).

* В чем различие гор и равнин? (Горы выше, сильнее расчленены, большие перепады высот. Равнины – слабо расчлененные участки).

Изучение нового материала

Работа с картой.

 - Найдите на физической карте основные черты рельефа России (ребята ищут низменности, возвышенности, плоскогорья, нагорья, горы).

 - Какая форма рельефа преобладает? Горы или равнины? (равнины занимают более ½ площади РФ).

 - Где в России расположены равнины? (на западе и востоке).

 - А где расположены горы? (на юге и востоке).

 - Какая самая высокая точка России? (г.Эльбрус, 5642м). (слайд2-6)

 - Самая низкая отметка России? (уровень Каспийского моря – 28м). (слайд 7-9)

 - В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения крупных рек. (Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север: Енисей, Обь, Лена, Печора). (слайд 10)

* Найдите крупные равнины:

Русская (Восточно-Европейская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Северо-Сибирская низменность, Среднерусская возвышенность, валдайская возвышенность, Витимское плоскогорье.

*Найдите и покажите горы:

Кавказ, Урал, Алтай, Западный и Восточный Саяны, Сихотэ-Алинь, Бырранга, хребет Джугджур, Колымское, Чукотское, Корякское нагорья, Срединный и Верхоянский хребет.

Самостоятельная работа с текстом учебника

 - Найдите в тексте учебника (И.И.Баринова: с.35) и прочитайте основные особенности рельефа России, запишите их в тетрадь. (слайд 11)

 - Почему рельеф России так разнообразен? (ответы учащихся)

 - Рельеф зависит от строения земной коры. Вспомним теорию литосферных плит. При столкновении плит образуются горы.

 - Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста. На древних участках – устойчивых, жестких платформах – расположены крупные равнины.

 - На какой карте есть информация о строении земной коры? (Тектоническая)

Закрепление изученного материала

Класс работает с физической картой России.

  1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». Какие равнины они разделяют? (Урал, Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины)
  2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены (Верхоянский хребет)
  3. Самые высокие горы Юга Сибири (Алтай)
  4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом» (Сихотэ-Алинь)
  5. Крупнейший горный хребет Камчатки (Срединный)
  6. Самое восточное нагорье России (Чукотское)
  7. Горы на полуострове Таймыр (Бырранга)
  8. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника (хребет Черского)

Домашнее задание (слайд 12)

§5, в контурные карты нанести равнины и горы, которые встречаются в параграфе

Заполните таблицу:

Особенности рельефа России

Примеры, подтверждающие их

Разнообразие

Крупнейшие равнины

Горные массивы

Понижение территории к северу


Приложение 3

География населения мира.

1. Страны, имеющие наибольшую численность населения:

а. Китай, Индия                б. США, Канада                

в. Индонезия, Непал                г. Россия, США

2. Урбанизация – это:

а. Процесс роста городов                        

б. Процесс выравнивания уровней экономического развития

в. Миграция населения из села в город                

г. Рост численности населения страны или региона

3. «Демографический взрыв» - это:

а. Количественный скачок в процессе воспроизводства населения

б. Результат 1-го типа воспроизводства населения

в. Результат миграции населения

4. Естественное движение населения – это его:

а. Миграция                        б. Воспроизводство        

в. Вкусы и привычки        г. Передвижение

5. Наибольшей численностью пожилых людей (старше 60 лет) отличаются страны:

а. СНГ                

б. Западной Европы        

в. Латинской Америки                

г. Северной Америки

6. Христианство исповедуют главным образом население:

а. Ближнего и Среднего Востока                

б. Европы, Америки, Австралии

в. Европы и Азии                        

г. Западной Европы и Южной Азии

7. Наибольшая плотность сельского населения в:

а. Восточной и Южной Азии        

б. Латинской Америке

в. Австралии                        

г. Западной Европе

8. Данные о численности населения Земли получают в результате:

а. Опроса граждан        б. Переписи населения        

в. Анкетирования        г. Сбора подписей

9. Национальной религией Японии является

а) Мусульманство        

б) Буддизм

в) Синтоизм                

г) Конфуцианство

10. Центрами современной трудовой иммиграции являются страны

а) Германия, Кувейт        

б) Китай; Индия

в) Эфиопия, Конго

г) Белоруссия, Украина


приложение 4

Практическая работа №8

«Определить и сравнить плотность населения стран

 и объяснить причины различий»

Задание.

Сравните размещение и плотность населения в разных странах, заполняя таблицу. Сделайте вывод: какие причины оказывают влияние на размещения населения и равномерно ли оно размещается по Земле.

Размещение населения мира. Причины неравномерного размещения населения.

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Max плотность

Где?

Почему?

Min плотность

Где?

Почему?

Вывод: Размещение населения _________ _________. Можно выделить несколько причин: __________, ___________, __________, __________, __________.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Использование информационных технологий на уроках географии

В представленной работе описано практическое использование интерактивной приставки mimioна уроках географии. Одним из направлений модернизации системы  географического образования  явля...

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...

"Использование информационных технологий на уроках географии "

"Не бойся, что не знаешь, бойся, чему не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является о...

Использование информационных технологий на уроках географии и экономики.

Использование информационных технологий на уроках географии....

Развитие самореализации с помощью использования информационных технологий на уроках географии.

В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование...