Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"
методическая разработка по психологии на тему

Долгова Анна Геннадьевна

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_sdvg.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в  сопровождении детей

с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Педагог-психолог, методист

ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Долгова Анна Геннадьевна

Количество гиперактивных детей  в школах и детских садах с каждым годом возрастает. Во-первых, это связано с тем, что наука пришла к необходимости дифференцировать данную категорию детей; во-вторых, расширяется информация среди педагогов, родителей о гиперактивных детях. Однако информация, доступная большинству населения,  часто не подтверждается достоверными фактами; недостаточно практических рекомендаций, как для педагогов, так и для родителей по организации взаимодействия с гиперактивными  детьми. Конечно, совсем не просто подобрать к ним «ключик», сделать обучение для них приятным и увлекательным. Часто таким детям присваивается  клеймо «неуправляемый» и по возможности стараются перевести его в другой сад или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже в дошкольном или младшем школьном возрасте оказываются в числе неуспевающих.

Еще одним сложным вопросом в осуществлении учебной деятельности гиперактивного ребенка является грамотная организация индивидуальных и групповых занятий. В подготовке занятий различной формы есть существенная разница, которая предполагает больший индивидуальный подход при индивидуальных занятиях и меньше возможности к использованию индивидуальных методов  при групповых занятиях. В связи с тем, что большинство рекомендаций по гиперактивным детям имеют индивидуально-ориентированную направленность, педагогам тяжело подобрать методы при организации групповых занятий.

Для того, чтобы компетентно организовать  работу с детьми с диагнозом СДВГ, необходимо разобраться что же обозначает этот термин, и  как распознать данный симптом?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.
В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более 15 лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей.

Характерными особенностями гиперактивного ребенка являются :

Слишком говорлив, чрезмерно подвижен, вертится на месте, беспокоен в движениях, суетлив, импульсивен, плохо ориентируется в пространстве, имеет плохую координацию движений, задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Выделяют

три основных блока проявления СДВГ:

  • гиперактивность – избыточная двигательная активность, беспокойство и суетливость, многочисленные посторонние движения, которые ребенок часто не замечает. Также таким детям свойственны: чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на  одном месте, снижена продолжительность сна.
  • нарушение внимания – трудности удержания, снижена избирательность и выраженная отвлекаемость с частым переключение с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумение слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избегать заданий, требующих длительных умственных усилий. Могут при заинтересованности удерживать внимание часами.
  • Импульсивность – ребенок действует часто не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, дети не могут регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (частые смены настроения).

Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации. Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.

СГДВ не следует путать с :

- высокой двигательной активностью, обусловленной особенностями темперамента;

- реакцией на психическую травму;

- с астеническим синдромом на фоне различных соматических заболеваний, инфекций, интоксикаций;

- с побочными эффектами при лечении некоторыми лекарствами (антигистаминные препараты, теофиллин);

- с поведенческими нарушениями при заболеваниях щитовидной железы;

- с изменениями поведения у детей со значительным снижением остроты зрения

или слуха, у детей с эпилепсией.

Организация учебной деятельности с детьми с СДВГ

Многие педагоги и учителя стараются помочь таким детям, используя нетрадиционные способы подачи материала, проведения проверочных работ и т.д. Однако очень многие педагоги ограничиваются во взаимодействии с такими детьми только использованием в ходе занятий упражнений, направленных на коррекцию и развитие внимания. Однако для таких детей работа, направленная на коррекцию проблемного участка ( нарушение внимания) является очень трудной, т.к. она производиться с опорой не на сохранный компонент, а на тот же проблемный участок. На первом месте в организации учебного процесса для учителя должны выступать формирование у детей мотивации к данному предмету, положительного эмоционального контакта с педагогом. Потому что без наличия данных особенностей , даже использование инновационных методов будет не эффективно.  Как показывает практика, помощь гиперактивным детям может оказаться эффективной, и некоторые из них могут со временем стать «гордостью» образовательного учреждения. А способствовать этому может систематическая организация взаимодействия с ними в соответствии с выделенными направлениями (Г.Б. Монина):

  1. Повышение учебной мотивации
  2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся
  3. Развитие дефицитарных функций
  4. Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке.

Далее будут представлены практические рекомендации по организации групповых и индивидуальных форм занятий.

1 направление: Повышение учебной мотивации

Индивидуальные

Групповые

Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой. Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения, снижение количества замечаний при мелких нарушениях поведения.

Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.

Объясните детям, почему ребенок получает особое внимание учителя, подчеркните, что это норма, чтобы его не дразнили в классе.

2 направление: Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся

Характерной чертой умственной деятельности является цикличность: продуктивная работа – 5-15 минут; затем 3-7 минут мозг отдыхает. Проявляется 2 пика проявления : 5-10 лет ( возраст 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности) и 12-15 лет ( совпадает с периодом полового созревания).

При организации учебного процесса учителю необходимо остановить свое внимание на 3 основных аспектах:

  • организация подачи материала;
  • организация поведения;
  • организация пространства.

Организация подачи материала

Индивидуальные

Групповые

Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.

Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев

Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту, способностей

Обращайте больше внимания на качество домашних заданий, а не на их количество. Детям с СДВ иногда надо сокращать нагрузку. До тех пор, пока они учат понятия, надо им это позволять. Они затратят на учебу то же время, но не сломаются в результате перенагрузки.

Используйте конспекты. Учите конспектировать. Учите подчеркивать слова. Детям с СДВ нелегко овладеть этими техниками, но как только они научатся им, это сможет очень помочь им в систематизации и организации учебного материала во время его прохождения в классе. Это дает ребенку ощущение контроля в течение учебного процесса, вместо неясности и тщетности усилий, которые часто сопровождают его во время учебы.

По мере возможности организуйте ученику "друга по учебе" по каждому предмету

Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов работы учителя с детьми с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, учитель позволяет ребенку доказать это самому себе.

Планируйте коллективные виды работы под руководством учителя

Давайте дополнительное время для выполнения задания

Организация поведения

Индивидуальные

Групповые

Повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.

Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения

Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить из класса на короткое время. Если правила поведения в классе будут это позволять, то ребенок просто выйдет из класса, а не "потеряет" урок, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Многие из них – маленькие предприниматели.

Определите правила и запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.

Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно. Напишите список на доске или положите ребенку на парту. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.

Обращайте внимание на взаимосвязь детей. Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся".

Давайте ему особые поручения в присутствии одноклассников, хвалите за хорошее поведение и работу

Организация пространства

Индивидуальные

Групповые

Исключение отвлекающих материалов на столе и в кабинете, где проходят занятия

Применение мультисенсорных техник обучения

Посадите ребенка вблизи от себя. Это поможет ему сохранять внимание.

Посадите ребенка возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания. Увеличьте расстояние между партами

3 направление: Развитие дефицитарных функций:

Индивидуальная

Групповая

Повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку» "Последний из могикан")

Повышение уровня внимания (использование упражнений  «Проверь себя и соседа», «Пишущая машинка»);

Снижение импульсивности (например,  задание «Тихий ответ», "Час тишины" и "час можно")

Снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, "Молчу - шепчу - кричу")

Снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).

Снижение деструктивной двигательной активности: проведение  физзарядки. Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, что весьма полезно.

Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений». На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т.е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Запиши домашнее задание» – изображение дневника). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.

Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.

4 направление: Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке.

Индивидуальная

Групповая

Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.

Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.

При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.

Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил

Не давайте ребенку категоричных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»

Правильно установленные взаимоотношения в школе, с точки зрения ребенка, создают условия для его оптимальной учебной и общественной деятельности, помогают сохранить его самооценку и мотивацию. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства школы и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами

презентация "Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами" и пракическое занятие "Я - само совершенство"...

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

Анализ работы педагога - психолога Средней общеобразовательной школы

В отчете отражены все направления раоты школьного - педагога - психолога, а также работа по психологического сопровожению учащихся в соответствии с ФГОС...

Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...

План работы педагога-психолога по профилактике вредных привычек среди детей и подростков в 2019- 2020 учебном году

Вопросы охраны здоровья стоят как никогда остро, поэтому школьный психолог подключается к работе социальных служб школы....