Выступление на методическом объединении по теме «Формирование общеучебных умений при обучении математике – средство реализации требований стандарта общего образования»
учебно-методический материал на тему

Щербинин Дмитрий Николаевич

Данное выступление было подготовлено мной для  РМО учителей математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В новых федеральных образовательных стандартах главной задачей учителя ставится задача формирования универсальных учебных действий - способностей субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Все умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе обучения, разбиты на блоки. Общеучебные умения входят в блок УУД познавательной направленности.

В методической и педагогической литературе приводится несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Педагог-психолог Лошкарева Н.А. в своей классификации выделяет следующие группы:

1) учебно-организационные,
2) учебно-интеллектуальные,
3) учебно-информационные,
4) учебно-коммуникативные.

Учебно-организационные умения и навыки:

  • организация рабочего места;
  • выполнение правил гигиены учебного труда;
  • принятие учебной цели;
  • выбор способов деятельности;
  • работа консультантом;
  • планирование организации контроля труда.

Так, при обучении целеполаганию на уроках можно предлагать учащимся выбрать «свою» цель из списка: «Я на уроке хочу

  • узнать что-то новое,
  • почитать стихи,
  • посмотреть, как другие работают,
  • получить аттестат,
  • закрепить умение решать, выполнять…».

Включение в этот список целей, напрямую не относящихся к уроку, лишь стимулирует мыслительную деятельность учащихся. А рассуждения по поводу «получить аттестат» помогают им всерьёз задуматься и спланировать свою деятельность не только на этот урок, но и на перспективу. На последующих уроках можно предложить детям дополнить список, затем предлагаются только глаголы, а после этого переходим к самостоятельному формулированию цели у учащихся. Одновременно с этим детям предлагается выбрать способ деятельности на урок с учётом поставленных целей.

Учебно-интеллектуальные умения и навыки

  • сравнение;
  • анализ;
  • систематизация;
  • обобщение;
  • абстрагирование;
  • моделирование;
  • классификация;
  • причинно-следственные связи;
  • мысленный эксперимент.

Предмет математики так устроен, что выполнение большинства задач, упражнений позволяет формировать и сравнение, и анализ, и причинно-следственные связи, и другие интеллектуальные умения и навыки. Но учитель не должен полагаться только на авторов учебников и предложенную подборку заданий. Важно не упускать предложенную возможность, не увлечься количеством выполненного, а использовать возможности каждого задания для развития интеллекта учащихся.

Для развития навыка сравнения можно использовать задания на сравнение решений одной и той же задачи различными способами, сравнение решений одного и того же упражнения разными учащимися, сравнение письменных ответов на вопросы по геометрии с текстом учебника (при этом ещё и формируется навык контроля и самоконтроля, учебно-коммуникативные навыки).

Учебно-информационные умения и навыки

  • чтение текста;
  • работа с учебником;
  • практическая работа;
  • работа с дополнительной литературой;
  • работа со справочной литературой;
  • выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

Работе с текстом учебника и с самим учебником необходимо приучать детей с первых уроков в 5 классе. Проводить ознакомление с «устройством» учебника через оглавление, затем рассматривать, как устроены главы, параграфы, пункты. Особое внимание обращается на представленную систему упражнений. В учебниках А.Ш.Алимова она представлена разными цветами по уровню сложности, в учебниках Н.Я.Виленкина, Л.С.Атанасяна и др. свои принятые обозначения.

В связи с оснащением школ современной компьютерной техникой появилась возможность использования на уроках возможностей интерактивного оборудования. При подготовке к урокам презентаций, сообщений учащиеся развивают навыки работы с дополнительными источниками информации, преобразования информации в схемы, таблицы.

Учебно-коммуникативные умения и навыки

  1. письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу;
  2. устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.;
  3. учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…;
  4. владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

На уроках математики необходимо включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника. Начиная с 5 класса обучать детей написанию конспекта. Строгих правил конспектирования не даю – каждый выбирает свои. Однако есть некоторые рекомендации, которые предлагаю ученикам:

  • собираясь конспектировать, внимательно прочитайте работу целиком, отмечая основные положения автора, важные, на ваш взгляд, мысли и факты;
  • вторично прочитайте статью, перескажите своими словами ее положения и доводы, процитируйте наиболее важные формулировки;
  • законспектируйте статью; прочитайте ее еще раз, сопоставляя с вашими записями (если пропустили что-то важное, внесите соответствующие дополнения).

Для развития учебно-коммуникативных умений и навыков используется групповой метод обучения. Главными особенностями группового способа работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого.

При использовании группового способа обучения необходимо стараться подбирать состав групп по принципу объединения школьников разного уровня обученности по предмету, что позволяет им взаимно дополнять друг друга. При групповом способе возрастает ответственность всех и индивидуальная помощь каждому.

Как мы видим, уроки математики предоставляют широкий спектр возможностей формирования у учащихся общеучебных навыков и умений. В рамках своего выступления я продемонстрировал лишь некоторые из них. Таким образом, можно сделать вывод о том, что урок математики – прекрасная платформа для формирования у учащихся УУД, в частности, УУД познавательного блока. Однако хочется отметить главное – работа по формированию УУД должна быть систематической и по всем предметам. Только в этом случае может быть решена задача увеличения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование общеучебных умений при обучении математике – средство реализации требований стандарта общего образования» с. Строчково, 2013г. Учитель математики МБОУ « Строчковская сош » Щербинин Дмитрий Николаевич

Слайд 2

Универсальные учебные действия способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

Виды ууд Личностный блок Регулятивный блок Познавательный блок Коммуникативный блок

Слайд 4

Классификация общеучебных умений учебно-организационные умения учебно-интеллектуальные умения учебно-информационные умения учебно-коммуникативные умения

Слайд 5

Учебно-организационные умения организация рабочего места; выполнение правил гигиены учебного труда; принятие учебной цели; выбор способов деятельности; работа консультантом; планирование организации контроля труда.

Слайд 6

Учебно-интеллектуальные умения сравнение; анализ; систематизация; обобщение; абстрагирование; моделирование; классификация; причинно-следственные связи; мысленный эксперимент.

Слайд 7

Учебно-информационные умения чтение текста; работа с учебником; практическая работа; работа с дополнительной литературой; работа со справочной литературой; выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

Слайд 8

Учебно-коммуникативные умения письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу; устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.; учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…; владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива

Слайд 9

Рекомендации по составлению конспекта собираясь конспектировать, внимательно прочитайте работу целиком, отмечая основные положения автора, важные, на ваш взгляд, мысли и факты; вторично прочитайте статью, перескажите своими словами ее положения и доводы, процитируйте наиболее важные формулировки; законспектируйте статью; прочитайте ее еще раз, сопоставляя с вашими записями (если пропустили что-то важное, внесите соответствующие дополнения).

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения – это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при ре...

Доклад на тему: «Формирование общеучебных умений текстообразования»

Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, пон...

Формирование общеучебных умений на уроках математики.

В статье формулируются цели, задачи и возможные формы и методы работы по формированию общеучебных умений на уроках математики в средней и старшей школе...

Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ ра...

Речемыслительная деятельность как средство реализации требований Стандарта

Как формировать у школьников смысловое чтение? Нужно ли вводить отдельный предмет? Как использовать потенциал урока? В статье раскрываются поставленные вопросы...