Главные вкладки

    Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.
    рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

    Рябова Екатерина Васильевна

     

    Рабочая программа учебного предмета «биология»

    Параллель (класс) 7

    Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии

                                                 Пояснительная записка

     

      Содержание программы приведенов соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

    Адресат

    Курс рекомендован учащимся 7 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    г. Пыть-Ях

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 6

    Рассмотрено                                         Согласовано:                        Утверждаю:

    На заседании ШМО                                на методическом совете                      Директор МОУ СОШ№6

    Учителей естественно-научного цикла                МОУ СОШ № 6                        _________________

    МОУ СОШ № 6                                        Протокол № 1

    Протокол № 1                                        «___»__________2011 г                Поштаренко О.Г.

    «___»________2011 г                                Председатель МС                «____»_________2011 г.

    Руководитель ШМО                                _____________

    __________ФИО                                З.Н. Рыбалко

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по биологии для учащихся 7 класса

    Составитель: Рябова Е. В.

    2011-2012 учебный год

    Рабочая программа учебного предмета «биология»

    Параллель (класс) 7

    Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии

                        Пояснительная записка

      Содержание программы приведено в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

    Адресат

    Курс рекомендован учащимся 7 класса.

    Соответствие Государственному образовательному стандарту.

    Программа составлена на основе:

    Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008 г.

    Требования к знаниям и умениям обучающихся.

    Учащиеся должны

    знать/понимать

    признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; животных своего региона;

    значение видового многообразия животного мира;

    роль животных в природе и жизни человека;

    связи животных со средой обитания;

    особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп;

    отличительные особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных;

    основные систематические категории изучаемых животных;

    роль животных в пищевых цепях в биоценозах;

    влияние деятельности человека на животный мир;

    редкие и исчезающие виды животных, правила охраны животных;

    правила и нормы поведения человека в природе.

    Уметь

    объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; роль животных в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды;

    изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; пользоваться оптическими приборами (микроскопом, лупой, лабораторно-экскурсионным оборудованием); рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

    распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животные своей местности (по внешнему виду, на таблицах, фотографиях), домашних животных, опасные для человека животных;

    составлять цепи питания животных в биоценозах;

    сравнивать: биологические объекты (представителей отдельных систематических групп: отделов) и делать выводы на основе сравнения;

    определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

    анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить просветительскую работу по охране животных;

    проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

    оказания первой помощи при укусах животных;

    выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

    Целевая установка

    освоение знаний и живой природе и присущих ей закономерностях, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

    овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области экологии и биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

    воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде;

    формирование у подрастающего поколения целостного естественнонаучного мировоззрения, воспитание бережного отношения к природе в условиях Кольского Заполярья, формирование активной жизненной позиции.

    Структура программы

    Содержание программы включает 3 раздела:

    1. Одноклеточные животные.

    2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные.

    3. Тип Хордовые.

    Формы организации учебного процесса

       Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

     Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумера ция лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в пе речне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе.     Все лабо раторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцени ваться по усмотрению учителя.

                                       Перечень практических работ

    1

    П. р. №1. Изучение одноклеточных под микроскопом.

    2

    П. р. №2. Изучение капли мела под микроскопом.

    3

    П. р. №3. Изучение эвглены зеленой и вольвокса.

    4

    П. р. №4. Изучение простейших в сенном настое.

    5

    П. р. №5. Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры.

    6

    П. р. №6. Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя.

    7

    П. р. №7. Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам и натуральным объектам.

    8

    П. р. № 8. Внешнее строение членистоногих.

    9

    П. р. №9. Покровы и внешнее строение речного рака.

    10

    П. р. №10. Внешнее строение насекомых.

    11

    П. р. №11. Изучение кладок яиц, гусениц и куколок бабочек.

    12

    П. р. №12. Наблюдение за жизнью пчел и муравьев.

    13

    П. р. №13. Внешнее строение ланцетника.

    14

    П. р. №14. Наблюдение за аквариумными рыбами.

    15

    П. р. №15. Внешнее строение лягушки.

    16

    П. р. №16. Строение скелета лягушки.

    17

    П. р. №17. Внешнее строение ящерицы.

    18

    П. р. №18. Внешнее строение птицы.

    19

    П. р. №19. Строение скелета птицы.

    20

    П. р. №20. Строение перьев птицы.

    21

    П. р. №21. Внешнее строение млекопитающих.

                                     Перечень лабораторных работ

    1

    Л. р. №1. Изучение простейших в сенном настое.

    2

    Л. р. №2. Знакомство с многообразием круглых червей.

    3

    Л. р. №3. Изучение представителей отрядов насекомых.

    4

    Л. р. №4. Внешнее строение, формы и окраски тела рыб.

         В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.)

    Итоговый контроль

      Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

    Формы контроля:

    1. Текущий контроль «Одноклеточные животные», «Многоклеточные животные».

    2. Текущий контроль «Беспозвоночные».

    3. Текущий контроль «Рыбы – позвоночные животные».

    4. Текущий контроль «Класс Земноводные».

    5. Текущий контроль «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы».

    6. Текущий контроль «Класс Млекопитающие, или Звери».

    7. Годовой контрольный тест.

    Объем и сроки изучения

    Программа общим объемом 70 часов изучается в течение 1 учебного года.

                                 Организация содержания образования

    Содержание программы

    Содержание программы соответствует примерной программе по биологии основного общего образования. (Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2008. – 99, [13] с.

     Список литературы

    Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень

    рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Мнемозина, 2009. - 272с.;

    а также методических пособий для учителя:

    1.  В. В. Латюшин, Г.А.Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. - М.: Дрофа, 2004, - 192с.;
    2. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро фа, 2006;

    дополнительной литературы для учителя:

    1. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи вотные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. - (Дидактические мате риалы);
    2. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. /Бровкина Е. Т., Белых В. И. - М.: Издательский Дом ТЕНДЖЕР", 1997. - 56с.;
    3.   Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192с.;
    4.  Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004. - 160 е.;
    5. Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.:«РАУБ» «Цита дель», 1996.-174с.;
    6. Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 258с.:ил.- («Занимательные уроки»);
    7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло гия. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 272с.;
    8. Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.;

    для учащихся:

    1.  Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. – СПб.:Специальная Литература, 1996. – 240с.: ил.;
    2.  Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 624с.: ил.;
    3.  Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология /Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с.: ил.;
    4.  Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Ак сенова.- М.: Аванта+, 1998. -704с.: ил.



    Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование курса «Биология. Животные» 7 класс

    Тема урока

    Кол-во часов

    Вид урока

    Элементы содержания образования 

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Вид контроля

    Домашнее задание

    Дата проведения

    Примечание

    План

    Факт

    Введение (2 ч)

    1

    Значение и разнообразие животного мира

    1

    Вводный урок

    Зоология

    Называть:

    Предмет изучения зоологии

    Систематические категории

    Описывать: методы изучения животных

    Объяснять: значение классификации животных

    Характеризовать этапы развития зоологии

    П. 1

    1.09.

    2

    Что изучает зоология

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Этология, зоогеография, энтомология, орнитология, ихтиология, эволюция животных.

    Называть области применения зоологических знаний

    Отличать животных от растений

    Самостоятельная работа

    П. 2

    5.09.

    Раздел 1. Одноклеточные животные (5ч)

    3

    Общая характеристика одноклеточных животных

    Практическая работа №1.«Изучение одноклеточных под микроскопом»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Протозоология, простейшие, циста, раздражимость.

    Называть основные характеристики простейших

    Объяснять  связь животных с растениями

    Практическая работа №1.«Изучение одноклеточных под микроскопом»

    П. 3

    8.09.

    4

    Типы Корненожки  и Фораминиферы

    Практическая работа №2. «Изучение капли мела под микроскопом»

    1

    Комбинированный урок.

    Корненожки, ложноножки, раковина, радиолярии, солнечники, споровики.

    Распознавать по рисункам представителей изучаемых классов.

    Объяснять особенности организмов.

    Практическая работа №2. «Изучение капли мела под микроскопом»

    П. 4

    12.09.

    5

    Класс Жгутиконосцы. Колониальные организмы.

    Практическая работа №3. «Изучение эвглены зеленой и вольвокса»

    1

    Комбинированный урок.

    Жгутиконосцы, колония, инфузории, жгутики, реснички

    Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

    Описывать органоиды передвижения простейших.

    Практическая работа №3. «Изучение эвглены зеленой и вольвокса»

    П. 5

    15.09.

    6

    Тип Инфузории.

    Лабораторная работа №1

    Практическая работа №4. «Изучение простейших в сенном настое»

    1

    Комбинированный урок.

    Инфузория-туфелька, реснички, трихоцисты, клеточный рот, раздражимость, порошица

    Вести наблюдение за животными.

    Определять систематическое положение животного. Распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных.

    Лабораторная работа №1

    Практическая работа №4. «Изучение простейших в сенном настое»

    П. 6

    19.09.

    7

    Паразитические простейшие.

    1

    Урок повторения и систематизации знаний.

    Паразит, хозяйн, споровики, малярийный плазмодий, малярия, дизентерийная амеба, амебиаз, лямблии, лямблиоз.

    Уметь пользоваться терминами

    Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания.

    Анализировать содержание таблиц.

    Выполнение коллективных заданий.

    П. 7

    22.09.

    Раздел 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (24 ч)

    Кишечнополостные (3 ч)

    8

    Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. Особенности строения и жизнедеятельности.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Губки, скелетные иглы, клетки: специализация; слои клеток: наружный, внутренний.

    Распознавать и описывать строение слоев губок

    Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими

    Доказывать, что губки - многоклеточные организмы.

    Характеризовать значение губок

    П. 8

    26.09.

    9

    Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни Гидры пресноводной.

    Практическая работа №5. «Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры»

    1

    Комбинированный урок

    Полость кишечная, симметрия лучевая (радиальная), щупальца, эктодерма, эндодерма, клетки стрекательные, регенерация.

    Распознавать и Описывать строение кишечнополостных

    Объяснять значение термина «кишечнополостные».

    Выделять сходства между губками и кишечнополостными

    Практическая работа №5. «Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры»

    П. 9

    29.09.

    10

    Многообразие кишечнополостных. Значение в природе и жизни человека.

    1

    Урок повторения и систематизации знаний.

    Медузы. Коралловые полипы

    Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

    Распознавать и описывать представителей кишечнополостных.

    Доказывать принадлежность представителей к одному типу

    Выполнение тестовых заданий.

    П. 10

    3.10.

    Черви (5 ч)

    11

    Общая характеристика червей. Тип плоские черви.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Кожно-мышечный мешок, гермафродит, хозяин промежуточный и окончательный.

    Давать определение основным понятиям.

    Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви

    Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей.

    П. 11

    6.10.

    12

    Паразитические плоские черви.

    1

    Комбинированный урок

    Класс Сосальщики, печеночный сосальщик, Класс Ленточные черви, бычий цепень, финны.

    Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.

    Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека

    П. 12

    10.10.

    13

    Тип Круглые Черви. Образ жизни, значение

    Лабораторная работа №2

    «Знакомство с многообразием круглых червей»

    1

    Комбинированный урок

    Системы: пищеварительная, выделительная, половая. Мускулатура, анальное отверстие, разнополость.

    Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

    Выделять особенности строения.

    Объяснять меры профилактики заражения.

    Сравнивать плоских и круглых червей.

    Лабораторная работа №2

    «Знакомство с многообразием круглых червей»

    П. 13

    13.10.

    14

    Тип Кольчатые черви. Полихеты. Многообразие кольчатых червей.

    Практическая работа №6. «Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя"

    1

    Комбинированный урок.

    Параподия, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка.

    Перечислять внутренние органы различных систем.

    Объяснять значение полихет в природе.

    Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.

    Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

    Практическая работа №6. «Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя»

    П. 14

    17.10.

    15

    Обобщение по теме «Черви».

    1

    Урок проверки знаний

    Выполнение самостоятельной работы.

    20.10.

    Моллюски (4 ч)

    16

    Общая характеристика моллюсков

    Практическая работа №7.

    «Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам и натуральным объектам»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Моллюски, раковина, мантия мантийная полость, незамкнутая кровеносная система, терка, легкое, жабры, органы равновесия и химического чувства

    Распознавать и описывать животных типа Моллюски.

    Практическая работа №7.

    «Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам и натуральным объектам»

    П. 15

    24.10.

    17

    Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки

    1

    Комбинированный урок.

    Прудовик обыкновенный, малый прудовик, виноградная улитка, слизни

    Выделять особенности внешнего строения моллюсков.

    Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

    П. 16

    27.10.

    18

    Класс Двустворчатые моллюски

    1

    Комбинированный урок.

     Беззубка обыкновенная, сифон, перловица обыкновенная, мидия, устрица, гребешок, перламутр, жемчуг.

    Определять принадлежность моллюсков к классам.

    Объяснять значение в природе и в жизни человека.

    Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания.

    Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

    П. 17

    31.10.

    19

    Класс Головоногие моллюски

    1

    Комбинированный урок.

    Аммониты, белемниты, каракатицы, кальмары, осьминоги

    Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

    Описывать строение иглокожих в природе.

    Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

    Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

    П. 18

    3.11.

    Членистоногие (13 ч)

    20

    Общая характеристика типа Членистоногих

    Практическая работа №8. «Внешнее строение членистоногих (работа с коллекцией)»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Хитин, сложные глаза,  мозаичное зрение, легочные мешки и трахеи, партеногенез.

    Распознавать животных типа Членистоногих.

    Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

    Выделять особенности строения членистоногих.

    Практическая работа №8. «Внешнее строение членистоногих (работа с коллекцией)»

    П. 19

    14.11.

    21

    Рост, развитие и размножение членистоногих

    1

    Комбинированный урок.

    Линька, гермафродитизм, наружное и внутреннее оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения, личинка, куколка.

    Определять принадлежность членистоногих к классам.

    Объяснять значение в природе и в жизни человека.

    Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания.

    Сравнивать по плану членистоногих разных классов.

    П. 20

    17.11.

    22

    Класс Ракообразные. Образ жизни и особенности строения.

    Практическая работа №9. «Покровы и внешнее строение речного рака»

    1

    Комбинированный урок.

    Речной рак, головогрудь, брюшко, клешни, икра, зеленые железы

    Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

    Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

    Практическая работа №9. «Покровы и внешнее строение речного рака»

    П. 21

    21.11.

    23

    Класс Паукообразные. Клещи.

    1

    Комбинированный урок.

    Пауки, паутинные бородавки, легочные мешки, трахеи, скорпионы

    Перечислять роль в природе и жизни человека.

    Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие.

    Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

    П. 22

    24.11.

    24

    Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.

    Практическая работа №10. «Внешнее строение насекомых (по коллекциям)»

    1

    Комбинированный урок.

    Насекомые, голова, грудь, брюшко, ротовой аппарат, двигательные конечности – ноги и крылья, покровы тела, способы питания.

    Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

    Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

    Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

    Практическая работа №10. «Внешнее строение насекомых (по коллекциям)»

    П. 23

    28.11.

    25

    Развитие насекомых

    1

    Комбинированный урок.

    Метаморфоз, развитие с неполным превращением, развитие с полным превращением.

    Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых.

    Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

    Объяснять название «прямокрылые»

    Характеризовать роль в природе и жизни человека.

    П. 24

    1.12.

    26

    Отряд Жуки, или жесткокрылые

    1

    Комбинированный урок.

    Стрекозы, жесткокрылые, полужесткокрылые.

    Распознавать и описывать представителей отрядов.

     Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.

    Объяснять название «жесткокрылые».

    Характеризовать роль в природе и жизни человека.

    Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

    П. 25

    5.12.

    27

    Отряд Чешуекрылые,  или Бабочки, Практическая работа №11. «Изучение кладок яиц, гусениц и куколок бабочек»

    1

    Комбинированный урок.

    Чешуекрылые, гусеница,

    Распознавать и описывать представителей отрядов.

    Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

    Объяснять роль  в природе и жизни человека.

    Практическая работа №11. «Изучение кладок яиц, гусениц и куколок бабочек»

    П. 26

    8.12.

    28

    Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела.

    1

    Комбинированный урок.

    Перепончатокрылы, пчелы, мед, прополис, воск, соты

    Определять принадлежать к отряду, классу, типу.

    Выделять особенности строения

    Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми.

    П. 27

    12.12.

    29

    Отряд Перепончатокрылые. Муравьи.

    Практическая работа №12. «Наблюдение за жизнью пчел и муравьев»

    1

    Комбинированный урок.

    Муравейник, домовой муравей, рыжий муравей, самка-матка (царица).

    Практическая работа №12. «Наблюдение за жизнью пчел и муравьев»

    П. 28

    15.12.

    30

    Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве.

    Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»

    1

    Комбинированный урок.

    Насекомые-опылители, наездник, божья коровка, вредители культурных растений, медведка, капустная белянка, долгоносик.

    Распознавать и описывать представителей отрядов.

    Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

    Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

    Объяснять роль  в природе и жизни человека.

    Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»

    П. 29

    19.12.

    31

    Насекомые – паразиты человека и животных.

    1

    Комбинированный урок.

    Вши, клопы, блохи, педикулез, комнатная муха.

    Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых.

    Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

    П. 30

    22.12.

    32

    Контрольная работа по теме «Беспозвоночные животные»

    1

    Урок проверки знаний.

    Контрольное тестирование по темам «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Моллюски. Тип Членистоногие»

    26.12.

    Раздел 3. Тип Хордовые (34 ч)

    Подтип Бесчерепные (2 ч)

    33

    Общая характеристика типа Хордовых.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Хорда, низшие хордовые, высшие хордовые.

    Распознать животных типа Хордовых.

    Объяснять роль в природе и жизни человека.

    П. 31

    10-14.01

    9.01

    34

    Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники.

    Практическая работа №13. «Внешнее строение ланцетника».

    1

    Комбинированный урок.

    Ланцетники, внешнее и внутреннее строение, хорда, нервная трубка, яичники, семенники.

    Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде.

    Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

    Практическая работа №13. «Внешнее строение ланцетника».

    П. 32

    10-14.01

    12.01

    Подтип Черепные (32 ч)

    Рыбы (7ч)

    35

    Места обитания и внешнее строение рыб.

    Лабораторная работа №4 «Внешнее строение, формы и окраски тела рыб»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Пресноводные, проходные, солоноватые, морские рыбы.

    Чешуя, кожные железы, обтекаемая форма тела,  голова, туловище, хвост, парные и непарные плавники, боковая линия.

    Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

    Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения.

    Лабораторная работа №4 «Внешнее строение, формы и окраски тела рыб»

    П. 33

    16-21.01

    16.01

    36

    Многообразие способов движения, форм тела и окраски рыб.

    1

    Комбинированный урок.

    Форма тела, окраска, образ жизни.

    Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

    Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

    Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

    П. 34

    16-21.01

    19.01

    37

    Особенности внутреннего строения рыб.

    1

    Комбинированный урок.

    Внутренний скелет, череп, позвоночник,  позвонки, мускулатура, плавательный пузырь, жабры, предсердия, желудочки, замкнутая кровеносная система, двухкамерное сердце, артерии, вены, аорта, почки, мочеточники, мочевой пузырь.

    П. 35

    23-28.01.

    23.01

    38

    Нервная система и органы чувств рыб.

    1

    Комбинированный урок.

    Центральная нервная система,головной мозг, спинной мозг, органы чувств, боковая линия

    Распознавать и описывать представителей костных рыб.

    Приводить примеры видов рыб.

    Характеризовать по плану отряды костных рыб.

    Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

    П. 36

    23-28.01.

    26.01

    39

    Размножение, развитие и миграции рыб.

    1

    Комбинированный урок.

    Органы размножения, яичники, икра, семенники, зародыш, личинка, оплодотворение, мальки, забота о потомстве, миграции

    П. 37

    30.01. – 4.02.

    30.01

    40

    Происхождение, классификация и значение рыб в природе.

    1

    Комбинированный урок.

    Кистеперые рыбы, латимерия, костные рыбы, хрящевые рыбы.

    П. 38

    30.01. – 4.02.

    2.02

    41

    Хозяйственное значение рыб.

    Практическая работа №14. «Наблюдение за аквариумными рабами».

    1

    Комбинированный урок.

    Рыборазводные заводы, рыболовство,

    Практическая работа №14. «Наблюдение за аквариумными рабами».

    Самостоятельная работа по теме «Рыбы »

    П. 39

    6-11.02.

    6.02

    Земноводные (4ч)

    42

    Общая характеристика и внешнее строение земноводных.

    Практическая работа №15. «Внешнее строение лягушки».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Земноводные, личинки – головастики .

    Распознавать и описывать внешнее строение Земноводных.

    Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

     Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

    Объяснять:

    Роль  в природе и жизни человека

    Происхождение земноводных.

    Практическая работа №15. «Внешнее строение лягушки».

    П. 40

    6-11.02

    9.02

    43

    Особенности внутреннего строения земноводных.

    Практическая работа №16. «Строение скелета лягушки».

    1

    Комбинированный урок.

    Отделы тела, скелет, пищеварительная система, клоака, органы дыхания, легкие, кровеносная система, два круга кровообращения, выделительная система, нервная система.

    Практическая работа №16. «Строение скелета лягушки».

    П. 41

    13-18.02.

    13.02

    44

    Размножение, развитие и происхождение земноводных.

    1

    Комбинированный урок.

    Органы размножения, головастик, развитие с метаморфозом.

    П. 42

    13-18.02.

    16.02.

    45

    Многообразие земноводных. Значение в природе и для человека.

    1

    Урок повторения и систематизации знаний.

    Безногие, хвостатые, бесхвостые.

    Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

    Самостоятельная работа «Земноводные»

    П. 43

    20-25.02

    20.02

    Пресмыкающиеся (3ч)

    46

    Общая характеристика и особенности внешнего строения пресмыкающихся.

    Практическая работа №17. «Внешнее строение ящерицы»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Отделы тела (голова, шея, туловище, хвост), роговые щитки, роговые чешуи, веки, третье веко, слуховые отверстия, регенерация.

    Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

    Выявлять особенности строения пресмыкающихся.

    Доказывать:

    Что пресмыкающиеся – более высокоорганизоыанрные животные по сравнению с земноводными

    Происхождение пресмыкающихся от земноводных.

    Практическая работа №17. «Внешнее строение ящерицы»

    П. 44

    27.02. – 3.03.

    27.02

    47

    Особенности внутреннего строения и происхождения пресмыкающихся.

    1

    Комбинированный урок.

    Грудная клетка, системы внутренних органов, механизм дыхания, внутреннее оплодотворение, древние пресмыкающиеся.

    П. 45

    27.02. – 3.03.

    1.03

    48

    Многообразие и значение пресмыкающихся.

    1

    Комбинированный урок.

    Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

    Распознавать и описывать представителей класса Пресмыкающиеся.

    Определять принадлежность рептилий к определённым отрядам.

    Объяснять роль в природе и жизни человека.

    Самостоятельная работа по теме «Пресмыкающиеся»

    П. 46

    5-10.03.

    5.03

    49

    Обобщение по теме «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»

    1

    Урок контроля и коррекции ЗУН

    12-17.03.

    12.03.

    Птицы (8ч)

    50

    Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения.

    Практическая работа №18. «Внешнее строение птицы»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Класс птицы, перья, крылья, теплокровность, клюв

    Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

    Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту.

    Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

    Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся.

    Практическая работа №18. «Внешнее строение птицы»

    П. 47

    12-17.03.

    15.03.

    51

    Особенности строения скелета и мускулатуры птиц.

    Практическая работа№19. «Строение скелета птицы».

    1

    Комбинированный урок

    Видоизмененные кости, киль.

    Практическая работа №19. «Строение скелета птицы».

    П. 48

    19-23.03.

    19.03

    52

    Особенности внутреннего строения и размножения птиц.

    Практическая работа №20. «Строение перьев птиц».

    1

    Комбинированный урок

    Пищеварительная, выделительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, репродуктивная система, яйцо.

    Практическая работа №20. «Строение перьев птиц».

    П. 49

    19-23.03.

    22.03

    53

    Жизнедеятельность птиц в течение года.

    1

    Комбинированный урок

    Сезонные изменения в жизни птиц, токование, гнездо, птенцовые и выводковые птицы, оседлые и кочующие птицы, перелетные птицы.

    Распознавать и описывать представителей отрядов птиц

    Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

    Объяснять:

    Роль в природе и жизни человека

    Необходимость защиты гусеобразных.

    П. 50

    2-7.04.

    2.04

    54

    Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц.

    1

    Комбинированный урок

    Предки птиц, псевдозухии, пингвины, страусовые птицы, типичные летающие птицы.

    Распознавать и описывать наиболее распространённых представителей класса птиц, домашних птиц

    Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

    Объяснять:

    Роль в природе и жизни человека

    Необходимость защиты

    П. 51

    2-7.04.

    5.04

    55

    Экологические группы птиц

    1

    Комбинированный урок

    Птицы леса, водоплавающие птицы, прибрежные птицы, хищные птицы.

    П. 52

    9-14.04.

    9.04

    56

    Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

    1

    Комбинированный урок

    Значение в природе, в жизни человека, меры охраны.

    П. 53.

    9-14.04.

    12.04

    57

    Одомашнивание птиц. Птицеводство.

    1

    Комбинированный урок

    Домашние птицы, порода, птицефабрики, инкубаторы.

    Самостоятельная работа по теме «Птицы».

    Сообщения.

    П. 54

    16-21.04.

    16.04

     Млекопитающие (12ч)

    58

    Класс Млекопитающие. Общая характеристика и внешнее строение.

    Практическая работа №21. «Внешнее строение млекопитающих»

    1

    Урок объяснения учебного материала

    Волосяной покров, вскармливание молоком, потовые, млечные железы, когти, ногти, копыта, рога.

    Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.

    Выявлять  приспособления  во внешнем строении млекопитающих к среде обитания.

    Практическая работа №21. «Внешнее строение млекопитающих»

    П. 55

    16-21.04.

    19.04

    59

    Особенности строения скелета и мускулатуры млекопитающих.

    1

    Комбинированный урок

    Зубы, резцы, клыки, коренные, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой, диафрагма.

    П. 56

    23-28.04.

    23.04

    60

    Особенности внутреннего строения млекопитающих.

    1

    Комбинированный урок

    Системы органов, предротовая полость, слюнные железы

    Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

    Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

    Объяснять:

    Роль в природе и жизни человека

    Меры охраны

    Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

    Называть функции органов размножения.

    Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения.

    Приводить примеры животных с различным типом размножения.

    Приводить примеры:

    Животных с различными видами бесполого размножения

    Животных  с внешним и внутренним оплодотворением.

    Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания

    П. 57

    23-28.04.

    26.04

    61

    Особенности строения нервной системы и органов чувств млекопитающих.

    1

    Комбинированный урок

    Головной, спинной мозг, поведение.

    П. 58

    30.04.- 5.05.

    30.04

    62

    Размножение и развитие млекопитающих.

    1

    Комбинированный урок

    Матка, плацента, пуповина, плод, роды, забота о потомстве.

    П. 59

    30.04.- 5.05.

    3.05

    63

    Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей.

    1

    Комбинированный урок

    Меланодон, Первозвери, Яйцекладущие, утконос, ехидна, сумчатые.

    П. 60

    7-12.05.

    7.05

    64

    Экологические группы млекопитающих. Наземные и подземные звери.

    1

    Комбинированный урок

    Звери леса: белка, бурундук, бурый медведь; звери открытых пространств: гепард; подземные:  крот.

    П. 61

    7-12.05.

    10.05

    65

    Экологические группы млекопитающих. Летающие и водные звери.

    1

    Комбинированный урок

    Летучие мыши, калан, киты, дельфины.

    П. 62

    14-19.05.

    14.05

    66

    Домашние животные.

    1

    Комбинированный урок

    Животноводство, зоотехния, ветеринарная служба, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, звероводство.

    П. 63

    14-19.05.

    17.05

    67

    Значение, охрана млекопитающих.

    1

    Урок закрепления и усовершенствования знаний.

    Значение в природе, жизни человека. Охрана млекопитающих, «Красная книга».

    Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду.

    Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

    Распознавать и описывать домашних животных.

    Приводить примеры промысловых животных.

    Самостоятельная работа по теме «Хордовые»

    21-26.05.

    21.05

    68

    Обобщение по теме «Птицы. Млекопитающие».

    1

    Урок закрепления и усовершенствования знаний.

    21-26.05.

    24.05

    69

    Итоговая контрольная работа

    1

    Урок контроля и коррекции ЗУН

    Тестирование

    28-31.05.

    28.05

    70

    Итоговый урок

    1

    28-31.05.

    31.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

    Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

    Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

    Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

    рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

    Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

    Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

    Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

    Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

    разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

    Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.

    В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...

    Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

    Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...