Влияние компьютерного на школьников
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Как обеспечить рациональную организацию компьютеризованного  учебного процесса, не создающего условий для нарушения здоровья. Поэтому свою курсовую работу я посвятила изучению и выяснению работы с компьютерными видеодисплейными терминалами на функциональное состояние и умственную работоспособность школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_kompyuterov_na_shkolnikov.docx400.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Учебно-методический центр

Курсовая работа

Тема: Влияние компьютерного видеодисплейонго терминала на функциональное состояние и умственную работоспособность школьников

Выполнила: Назаренко Е.И.

Учитель биологии МОУ Гимназия №8

г. Твери Тверской области

Тверь, 2009


Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..….………….…….4

Глава  I . Концепция деятельности…………………….………….…….…….7

1.1  Гипотеза……………………………………….…….………….……..7

1.2. Цель …………………………………………………………..…….…7

1.3. Задачи…………………………………………………….……….…..7

1.4. Модель деятельности………………………………….….……….…7

1.5. График выполнения работ ………………………….….…………….8

1.6. Целевые группы…………………………….……….………………...8

1.7. Ресурсное обеспечение………………………………….……………8

Глава II.  Теоретическая база……………………………………….…….….…9

2.1. Работоспособность и утомление…………….……………………….9

2.2. Структура зрительного утомления……………………….…………13

2.3. «Болезнь цивилизации» ………………………………………………14

2.4. Что такое зрительный синдром………………………………….…...17

2.5. Как сделать работу на компьютере безопасной………………..…...20

2.6. Влияние излучения на здоровье………………………………….…..23

2.7.  Мониторная болезнь ………………………………………………...24

2.8.  Как отражается на здоровье работа и игра за компьютером……...25

Глава III. Система работы……………………………………………………...27

3.1. Социологический опрос………………………………………..….…27

3.2. Диагностика умственной работоспособности……….……….…….30

3.3. Оценка умственной работоспособности ……………….…………..30

3.4. Метод корректурных буквенных проб……………………………...31

3.5. Результаты исследования …………………………………………....32

3.6. Анализ динамики ……………………………………………………..35

Глава IV. Предъявления опыта деятельности………………………………37

Глава  V.  Выводы  ………………………………….…………..……………....37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….41

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………42

Приложения……………………………………………………………………..43


ВВЕДЕНИЕ

Исходная  ситуация.

Нам, жителям  двадцать первого века, трудно представить свою жизнь без компьютера. С достижениями ученых в области компьютеризации  сталкиваемся почти каждую минуту, когда смотрим телевизор, когда работаем. Ведь сегодня трудно представить квалифицированного специалиста, не владеющего навыками работы на компьютере. Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня же популярность компьютера превышает популярность и телевидения и радиовещания. В практику учебных заведений внедряются компьютерные технологии, которые открывают учащимся новые возможности для развития личности, обретения и закрепления учебных навыков. Новые компьютерные технологии позволяют повысить эффективность практических и лабораторных знаний,  объективность контроля знаний учащихся, скорость накопления словарного запаса при изучении иностранных языков. В тверской гимназии №8 есть два компьютерных класса, в которых всего 92 компьютера, 6 интерактивных досок, 14 проекторов.

Проблемы.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма учащегося и ПК. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей ПК, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей ПК неуклонно снижается: компьютеры стали активно применяться не только в начальной школе, но и с 1986 года в процессе дошкольного воспитания. Все шире они используются и в домашних условиях.  Компьютер облегчает в какой-то степени возможности учащихся. Активизирует познавательную деятельность, развивает внимание, увеличивает объем информации за единицу времени, но с другой стороны создает проблемы.

  1. дисплейная болезнь;
  2. работа с компьютером предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья учащихся, так как деятельность школьников сопровождается зрительной нагрузкой, постоянной концентрацией внимания и быстрым переключением его с одного объекта на другой, напряжением зрительного анализатора.

Особенно остро стоит проблема изучения влияния работы за компьютером на организм детей, проблема исследования их состояния здоровья, функционального состояния физиологических систем, работоспособности, - чтобы разработать безопасные для здоровья ребенка условия общения с компьютером.

Причины.

  1. Вызывает умственное утомление и переутомление – это эмоционально-психическая зрительная и статическая.
  2. Также находится под вопросом неблагоприятное воздействие на окружающую среду такими факторами как электромагнитное, электрическое поля, инфракрасное, ультрафиолетовое и мягкое рентгеновское излучение, которые в комплексе озонируют воздух в помещениях, где работают компьютеры.
  3. Компьютер способен создавать шум, повышать температуру и снижать влажность воздуха. Увеличивать испарение с полимерных материалов в компьютерных классах.

Последствия.

Дети и подростки много времени проводят за компьютером. По даны гигиенических исследований на 20-й минуте рабы с компьютером у 19% школьников отмечается снижение остроты зрения. Через 30 минут непрерывной работы за компьютером могут возникнуть признаки утомления,  физические недомогания (сонливость, головные боли, головокружение, онемение конечностей), снижается внимание.

Анализ всей совокупности вредных проявлений при работе на ПЭВМ показывает, что снижается неспецифическая сопротивляемость организма, его общий биоэнергетический потенциал, наступает   общее переутомление организма, что равносильно стрессу. Если стресс длительный, то возникает момент когда слабейшее звено в цепи рвется. У одних может обостриться язва, у других сбои в сердечнососудистой системе, у третьих – в нервной.

 Ключевая проблема.

Как обеспечить рациональную организацию компьютеризованного  учебного процесса, не создающего условий для нарушения здоровья. Поэтому свою курсовую работу я посвятила изучению и выяснению работы с компьютерными видеодисплейными терминалами на функциональное состояние и умственную работоспособность школьников.

Актуальность.

По сей день идут многочисленные дискуссии, каково влияние компьютера, вредно ли это. И если да, то на сколько вредна компьютеризация и образовательный процесс, ведь в нашем учебном заведении учащиеся испытывают влияние компьютера в столь раннем возрасте, с третьего класса.

Глава I. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Гипотеза.

Учет физиологических закономерностей изменения функционального состояния организма и работоспособности позволяют обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, то есть обеспечить рациональную организацию учебного процесса, не создающую условий для нарушения здоровья.

  1. Цель.

Выявить влияние работы с компьютерными видеодисплейными терминалами на функциональное состояние и умственную работоспособность школьников.

1.3. Задачи.

  1. изучить состояние проблемы в теории;
  2. определить сущность понятий: работоспособность и утомление»
  3. установить характер умственной работоспособности учащихся в процессе работы за компьютером:
  1. концентрацию внимания, коэффициент устойчивого внимания;
  2. объем зрительной информации, скорость переработки информации;
  1. провести анализ полученных данных о влиянии работы с компьютером на подростков;
  2. сделать выводы о влиянии работы с компьютером на умственную работоспособность школьников.

  1. Модель деятельности.

Для решения поставленных задач нам необходимо обратиться:

  1. к теоретическому материалу
  2. диагностика умственной работоспособности
  3. социологический опрос  учащихся 9-11 классов по теме «Актуальна ли в наше время проблема влияния компьютера на здоровье учащихся?». В рамках опроса было опрошено 80 человек.
  4. исследования объема и скорости переработки зрительной информации по таблицам и кольцам Ландольта:
  1. способ оценки зрительной информации;
  2. скорость переработки информации или пропускная способность зрительного анализатора;

5.     исследования умственной работоспособности учащихся методом корректурных буквенных проб;

  1. График выполнения работ.

Сентябрь-ноябрь 2007-2008 – проведения тестирования и исследования по выбранной теме. Обработка результатов, выводы.

  1. Целевые группы.

Данное тестирование вызывает интерес и может быть адресовано следующим группам:

  1. учащимся, работающим за компьютером с целью сохранения здоровья;
  2. родителям;
  3. педагогам;
  4. психологам и т.д.

  1. Ресурсное обеспечение.

Для реализации данного проекта необходимы материальные ресурсы (наличие  компьютерных классов, временные ресурсы – проведение исследований в течение определенного промежутка времени для получения точных данных о влиянии компьютеризации на работоспособность  школьников).


Глава II ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА.

Изучая данную тему, мы использовали теоретический материал следующих авторов Шумилин В.К.(Как сделать работу на компьютере безопасной), Амосов Н.М. (Раздумья о здоровье), Майорова Н.П. (Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины), Куиджи Н.Н. (Валеология. Пути формирования здоровья школьников) и др.

2.1.  Работоспособность и утомление.

Понятие утомления до сих  пор не определено,   его многочисленные симптомы остаются неупорядоченными. Некоторые из них могут   быть описаны только субъективно, на основе опыта отдельного пользователя, его способности точно рассказать о своих ощущениях. Другие симптомы  оцениваются лишь объективно.  Они выражаются с достаточной степенью определенности в нарушениях следующих психических процессов:

  1. прием и переработка информации;
  2. глазо-двигательная координация;
  3. внимание и концентрация внимания;
  4. моторные и контрольные функции;
  5. социальные проявления.

Утомление являет собой довольно растяжимое понятие, для которого не существует одномерного определения. Многие исследователи рассматривают утомление как реакцию на любой вид физического или психического напряжения, которое проявляется в виде обратимого сокращения производительности человека или его органов. Причины и проявление утомления можно описать с помощью трех основных понятий:

  1. Нагрузка: утомление является результатом одного или нескольких видов физической или психической нагрузки;
  2. Спад работоспособности: утомление ведет к сокращению психической работоспособности;
  3. Обратимость: утомление обратимо, т.е. его влияние носит обратимый характер.

Утомление может возникать в разных формах. Следует тщательно оценить вид утомления, которому подвержен пользователь, и ожидаемую интенсивность проявления этого утомления.

Различают следующие виды и причины утомления пользователя:

  1. Зрительное  утомление как следствие нагрузки зрительной системы при работе за дисплеем;
  2. Мышечное  утомление вследствие преобладания статической нагрузки мышц;
  3. Общее  утомление организма, как следствие общей психической нагрузки и темпа работы;
  4. Психическое  утомление, обусловленное духовным перенапряжением;
  5. Хроническое  утомление, обусловленное комбинированным действием нескольких видов утомления;
  6. субъективное чувство утомления вследствие длительного воздействия информационного потока при работе за компьютером.

Конечно, можно было бы выделить виды утомления и иначе, применив при этом другие обозначения. Здесь важна, прежде всего, практическая ценность такой классификации.

Когда оценивают степень утомления по уровню продуктивности, обоснованным выглядит утверждение, что между уровнем утомления и изменениями в продуктивности существует непосредственная связь.

Для исследований утомления пользователя при работе за экраном компьютера выделены следующие феномены:

  1. сокращенная способность приема зрительных стимулов, сокращенная скорость восприятия, ошибки в интерпретации стимулов;
  2. пониженное внимание и его концентрация, повышенная частота ошибок, большие колебания продуктивности;
  3. ухудшенная глазодвигательная координация.

Однако часто бывает так, что не наблюдается никакого сокращения продуктивности и увеличения числа ошибок, хотя у пользователя отчетливо проявляется чувство утомления. Это на первый взгляд парадоксальное явление при более глубоком рассмотрении очень хорошо соответствует теории активации. Посредством сознательного повышения уровня активации можно преодолеть определенный симптом утомления. Некоторые люди могут даже повысить продуктивность деятельности, несмотря на несомненные симптомы утомления. В заданиях с повышенной ответственностью за результат компенсирующая активация достигается легче. Однако это достигается определенной ценой.

Работоспособность человека является как бы отражением его здоровья: чем выше работоспособность, тем выше уровень здоровья человека. Способность к труду определяется наличием профессиональных знаний, соответствующих умений и навыков, совокупностью физических и психических сил и качеств человека.  Все вместе при соответствующем отношении к труду они обеспечивают оптимальный уровень его продуктивности, то есть работоспособность человека. Работоспособность в свою очередь является как бы отражением такого состояния, как утомление. Зависимость здесь обратная: чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс – утомление означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением умственной или физической работы, снижение работоспособности, или утомление, увеличение времени, затрачиваемого на ту или иную  производственную операцию. Но всегда основным итогом утомления является снижение эффективности труда, что сказывается на количестве и качестве продукции, произведенной за определенные отрезки времени, или же при выполнении специального задания в эксперименте. Работоспособность может ухудшиться и вследствие пребывания человека в необычных (экстремальных) условиях: например, при высокой температуре и влажности окружающего воздуха, при недостатке кислорода и т.д.

  1. Первое условие – заключается в том, что в работу следует входить постепенно, не развивая сразу максимального темпа, для того, чтобы все системы организма подготовились к работе в наиболее экономном режиме.
  2. Второе условие состоит в том, что для высокой  работоспособности  необходимы равномерность и ритм. Как очень высокий, так и очень низкий ритм (темп) быстрее приводит к утомлению. Еще более утомляет неритмичность.
  3. Третье условие предусматривает привычную последовательность и систематичность в работе. Нельзя приступать к более сложному, не освоив предварительно более простого.
  4. Четвертое условие – это смена труда и отдыха – чередование периодов с различной интенсивностью нагрузки, а также, по возможности, смена характера труда.
  5. Пятое условие гласит, что самым надежным способом достичь максимальной эффективности является постепенное и систематическое выполнение упражнений с целью выработки прочих навыков.
  6. И, наконец, шестое условие, которое оказывает большое влияние на продуктивность труда и устойчивость работоспособности, - это отношение общества к труду человека, действенные формы его поощрения за добросовестный труд. Сюда относится и организация соревнования, в котором наиболее ярко проявляются творческие способности работников. Научная организация труда в значительной мере строится  на основе перечисленных выше шести условий Н.Е. Веденского. Однако некоторые акценты в настоящее время передвинуты. Так, на одно из первых мест выдвигается задача организации труда и отдыха, в первую очередь активного отдыха. Теперь приоритет в системе научной организации труда занимает физическая активность в течение трудового дня, в том числе производственная гимнастика. Но и физическая активность не рассматривается изолированно от других способов повышения продуктивности труда. Она входит в комплекс восстановительных или реабилитационных мероприятий, повышающих силы и творческие возможности трудящихся, их работоспособность и трудоспособность, устойчивость к действию неблагоприятных факторов внешней среды, а следовательно, помогающих сохранению здоровья и продлению активной творческой жизни людей.

2.2.  Структура зрительного утомления.

Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека. Может снизиться на 90% способность думать и концентрировать внимание.

В течение долгого времени считалось, что утомление глаз наступает исключительно в результате перенапряжения внутриглазной цилиарной мышцы, отвечающей за аккомодацию.  Для  большинства людей, включая опытных специалистов-офтальмологов, термины «зрительно утомление» и «спазм аккомодации» стали синонимичными. Однако последние исследования показывают, что не все так просто, как казалось раньше, особенно у пользователей компьютеров.

Специалисты НТП «Баян» провели 426 экспериментальных исследования динамики функционального состояния зрительного анализатора у пользователей компьютеров и 160 исследований зрительных функций летчиков палубной авиации в процессе профессиональной деятельности.

Результаты показали, что изменение функционального состояния зрительного анализатора операторов ЭВМ отличаются по сравнению с другими видами зрительно-напряженного труда. Вопреки распространенной теории, у пользователей компьютеров не было зафиксировано существенного утомления цилиарной мышцы глаза. Напротив, все неприятные ощущения были связаны с утомлением сетчатки и коры больших полушарий головного мозга.

Обширная программа научных экспериментов, проводившаяся космонавтом-исследователем Юрием Батуриным в рамках XXVI основной экспедиции на станцию «Мир» в период с 13 по 25 августа 1998 года, включала в себя изучение функционального состояния зрительной системы в условиях невесомости. Используя специально разработанный компьютерный комплекс, космонавт, производил ежедневную оценку функционального состояния и процесса адаптации своей зрительной системы к факторам космического полета.

Эти исследования позволили получить уникальные данные, характеризующие особенности функционирования зрительного анализатора на различных уровнях его организации. Ученые выявили следующую закономерность: в сложнейших условиях космического полета, прежде всего, давала сбои сенсорная система – сетчатка глаза, а только потом глазные мышцы.

Теперь становится ясным, почему для пользователей компьютеров оказывается малоэффективным традиционный набор методик предотвращения и снятия зрительного утомления. Здесь нужен иной, комплексный подход, не ограничивающийся расслаблением внутриглазных мышц, не охватывающий все компоненты зрительной системы (сетчатку, зрительную зону коры головного мозга).

2.3. «Болезнь цивилизации».

Понятие «болезнь цивилизации» вошло в нашу жизнь с 40-х годов прошлого века, когда стало известно, что рост заболеваемости гипертонией и атеросклерозом, психические нарушения и многие другие расстройства связаны с ускорением ритма жизни, нервным перенапряжением, «стрессами». Существенный негативный вклад в состояние здоровья вносят новейшие средства связи, бытовые приборы и другая аппаратура, окружающая человека дома, в пути  и на работе. В медицине возникли новые понятия – «синдром хронической усталости», «синдром менеджера! И другие.

Основой воздействия любого прибора на организм являются известные факторы – нагревание. Вибрация, шум и т.д. Основную роль играют электромагнитные поля, практически любой электрический прибор – генератор ЭМП. Имеются данные о том, что переменные ЭМП могут быть причиной нервного истощения, заболеваний глаз, а при длительном воздействии (в условиях вредных производств) – приводить к развитию опухолей.

 Хотя мнение о негативном влиянии ЭМП компьютеров на организм разделяют все не ученые, во многих странах (и в России тоже) приняты рекомендации по ограничению длительности непрерывной работы на компьютере, требования к рабочим помещениям, введены ограничения или запреты на работу с компьютерами для беременных женщин и т.п. Однако влияние компьютера на человека не ограничивается только ЭМП. Работа с этим прибором сопровождается повышенными нервными затратами, значительным зрительным напряжением, длительными статическими нагрузками на костно-мышечную систему.

Все это вызывает появление симптомов и синдромов, известных как «компьютерная усталость», «персональный компьютерный синдром», «туннельный синдром» и т.п. Медицинская статистика показывает, что работающие на компьютере в 1,5-2 раза чаще страдают заболеваниями центральной нервной и сердечнососудистой систем, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. Длительное перенапряжение мышц наг и спины приводит к развитию синдрома «статических нагрузок» - разнообразным заболеваниям рук. Спины, плеч и шеи. Одно из таких заболеваний – остеохондроз, обострения которого могут сопровождаться, в том числе, болями в глазах, затуманиванием зрения, головными болями и прочее. При работе на клавиатуре пользователи компьютера с высокой скоростью повторяют одни и те же движения пальцами т кистями, что способствует развитию болезненных  воспалительных процессов  (сухожилия мышц рук).

 Длительное пребывание в одной и той же позе вызывает застой в кровеносных сосудах органов малого таза. Наконец, крайне отрицательно неудобные позы  сказываются на состоянии вен нижних конечностей – особенно при предрасположенности к варикозу.

Немало написано  и о негативном влиянии на кожу: начиная с морщин, появляющихся от привычки некоторых пользователей щуриться при работе, до сухости кожи, которой, как полагают, способствуют «компьютерные излучения».

Таким образом, существует немало факторов, негативно влияющих на здоровье при работе с компьютером.

Отдельно можно поговорить о влиянии компьютера на органы зрения.

 За последний период появилось много исследований о зрительной системе человека и современных компьютерах, о возникновении компьютерного зрительного синдрома, разработаны компьютерные и другие программы профилактики, диагностики и лечения нарушений зрения у пользователей ПК.

Действительно, при работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, работоспособность снижается. Наблюдается затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с близких  предметов на дальние, с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, «песка», покраснение век.

В нашем компьютерном мире состояние зрения, нагрузки на глаза и связанные с ними общее самочувствие и работоспособность, а также ответственность за сохранение своего здоровья на рабочем месте стали одной из актуальных тем.

Ученые утверждают, что больше 80% всей информации об окружающем мире мы получаем с помощью органов зрения. Ни один другой орган чувств не испытывает такую большую нагрузку, как глаз, причем это происходит не только во время выполнения профессиональных обязанностей, но и в свободное от работы время.

При работе на компьютере максимальную нагрузку испытывает зрительно-мозговой аппарат, поэтому часто возникают жалобы на ухудшение общего самочувствия и зрительное утомление.

Каждые 4 из 5 работающих на компьютере жалуются на снижение работоспособности глаз, скованность и напряженность мышц в  воротниковой зоне и в отделах плечевого пояса, рассеянность, чувство разбитости и апатии.

Вследствие напряженной длительной зрительной работы, на близком расстоянии у многих пользователей компьютера глаза краснеют, слезятся, возникает резь и ощущение инородного тела в глазах, размытое изображение, двоится в глазах, появляются боли в висках и в области надбровных дуг. Глаза у них воспаленные. Сухие. Наблюдается светобоязнь, они нечетко видят в темноте.

Требования, предъявляемые к зрению во время работы с компьютером, чрезвычайно высоки. Даже при оптимальном освещении, использовании монитора, который предусматривает максимальную защиту для глаз, и при идеально с эргонометрической точки зрения оборудованном рабочем месте нагрузка на глаза очень велика. Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека и может снизить на 90% способность думать и концентрировать внимание. Специалисты информационного центра «Хорошее зрение» в качестве самой эффективной меры, помогающей сохранить нормальное самочувствие и поддержать на необходимом уровне работоспособность глаз при работе на компьютере, настоятельно рекомендовали гимнастику для глаз, снимающую напряжение с глазных мышц.

Для начала достаточно освоить и выполнять одно, максимально два  упражнения для глаз, зато выполнять их надо на совесть, соблюдая их требования.

2.4. Что такое компьютерный зрительный синдром?

Длительная работа с компьютером у подавляющего большинства людей приводит к появлению характерных жалоб: возникновение тумана перед глазами, двоение видимых предметов, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно, резь в глазах, покраснение глазных яблок, чувство песка под веками и т.д.  Такие часто встречающиеся симптомы были объединены под общим названием «компьютерный зрительный синдром». Этот термин стал популярным в США; частота этого синдрома стремительно нарастает: в 1992 году с жалобами на зрение обратились ко врачу около 10 000 пользователей ВДТ, а в 1996 году – уже 150 000. Причина этих явлений – не физические излучения монитора компьютера, а особенности зрительной работы с этим устройством. Экранное изображение отличается от бумажного тем, что по своим характеристикам оно:

- самосветящееся, а не отраженное;

- имеет значительно меньший контраст;

- не непрерывное, а состоит из дискретных точек – пикселей;

- мерцающее (мелькающее), то есть эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации.

Соблюдение оптимальных параметров яркости. Контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с ВДТ, но совсем избежать  его не удается.

Помимо того, на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а также возможные погрешности в организации рабочего места – неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, через чур большая яркость экрана и неудачный выбор цветов. Все это приводит к повышенному утомлению.

Кроме того, статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ВДТ, которые сопровождаются многочисленными офтальмологическими симптомами. При швейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, «летающие мушки» и радужные круги.

Мы знаем, что зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным к работе с компьютером. Среди окулистов уже утвердился термин «синдром компьютерного зрения» - это заболевание глаз, вызванное постоянной работой за компьютером, и приводящее к снижению зрения. По мнению специалистов, этим заболеванием страдают до 70% пользователей!

Его признаки знакомы многим, кто часами сидит за клавиатурой. У части из них опасные симптомы проявляются через два часа, у большинства через 4, и практически у всех чрез 6 часов сидения за экраном. У некоторых развивается временная близорукость, нарушается работа глазных мышц, снижается чувствительность зрения. Кроме того, появляется жжение, покраснение, чувство «песка» в глазах, боли в области глаз и лба, боли при движении глаз. И эти опасные явления не проходят бесследно – появляется или прогрессирует уже имеющаяся близорукость.

Клинические исследования показали: даже 1 день работы за компьютером вызывает ухудшение зрения. И это неудивительно. Однообразное буквенно-цифровое изображение, мерцание дисплея и пульсация светящихся знаков утомляют глаза. Считывание такого сигнала для глаза – очень напряженный, стрессовый режим работы. Он повышает предел, к которому готово наше зрение.

Глаз патологически устает, в нем нарушается кровообращение. Ткани глаза испытывают кислородное голодание. В них накапливаются продукты обмена. Кроме того, под действием компьютера в глазу образуется целая лавина свободных радикалов, которые повреждают, разрушают ткани.

Чтобы компенсировать недостаток  кровообращения, микрососуды расширяются, вызывая покраснение глаз. Некоторые сосуды не выдерживают напряжения и лопаются. А голодание и разрушение тканей порождает дискомфорт и боли в глазах.

Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталостью, то постепенное разрушение тканей, и в первую очередь глазных мышц, будет продолжаться. Следствием этого может стать прогрессирующая близорукость.

Для того, чтобы свести к минимуму риск возникновения компьютерного  зрительного синдрома, вы должны работать на мониторе, удовлетворяющем следующим требованиям:

  1. Количество цветов при цветном экране не менее 256;
  2. Разрешение 800*600 точек при отсутствии мерцания;
  3. Размер зерна  не более 0,28 мм ( а лучше еще меньше);
  4. Размер экрана 15 дюймов по диагонали как минимум;
  5. Частота регенерации не менее 85Гц; оптимальной считается установка максимально возможной частоты при отсутствии мерцания.

В любом случае лучше приобретать монитор, на корпусе которого стоит значок одной из версий шведского стандарта.

 2.5. Как сделать работу на компьютере безопасной?

Характер вредного воздействия компьютера на человека обусловлен комплексом взаимосвязанных факторов, вызванных не только условиями труда на рабочем месте пользователя ПЭВМ, но и многими другими факторами, особенно в крупных промышленных регионах и мегаполисах.

Комплексный подход позволяет понять и объяснить имеющиеся разрозненные результаты исследований разных авторов, когда в одних публикациях утверждается вредное воздействие какого-то фактора, а в других сделанный вывод не подтверждается. Это позволяет улучшить стратегию обеспечения безопасности.

Перечислим лишь некоторые первоочередные внешние и внутренние факторы, которые следует учитывать при разработке программ защиты здоровья пользователей ПЭВМ.

  1. Среди  различных отклонений органа зрения от нормального состояния, вызванных вынужденным выполнением большого числа зрительно-напряженных работ, доминируют астенопия, ложная и истинная близорукость (миопия), нарушения бинокулярного зрения. Во многом это вызвано тем, что особенно в последние 15-20 лет резко поменялся характер восприятия и переработки информации в связи с вынужденной необходимостью постоянно и длительно различать мелкие, часто нечеткие. Пульсирующие (мигающие) изображения вблизи. При этом за короткий промежуток времени не смогли сформироваться биологически оправданные  приспособительные механизмы защиты органа зрения. В значительной степени астенопию, спазм аккомодации и близорукость можно считать вынужденной адаптацией к новым зрительным условиям, которые резко ухудшились при массовом применении ПЭВМ.
  2. Во всем мире, в том числе и в Москве, отмечено все возрастающее воздействие – особенно на орган зрения – избыточных электромагнитных полей ультрафиолетового и оптического диапазона, что обусловлено в значительной степени повышенной солнечной радиацией при нарушении защитного озонового слоя планеты. Показано, что это влечет к росту числа заболеваний, связанных с ослаблением иммунной системы и мутацией ДНК, в том числе и таких глазных заболеваний, приводящих к слепоте, как катаракта, помутнение роговицы, повреждение сетчатки.
  3. В последние годы повсеместно резко ухудшилось качество воздуха по аэроионному составу, возросло содержание в нем различных аллергенов, грибков, вирусов. Бактерий, микроорганизмов. Согласно нормам, в помещениях с ПЭВМ оптимальным считается содержание 3000-5000 отрицательных ионов кислорода в 1 куб. см воздуха. Недостаток аэрофонов в значительной степени снижает качество крови. Ухудшается работа органа зрения и иммунной системы и т.д.
  4. Нарушение привычной видеоэкологии в мегаполисах при одновременном росте информационных нагрузок (причем не только во время работы на ПЭВМ), вызывает дополнительные психические перегрузки, стрессы, что также увеличивает вероятность заболеваний органов зрения и других, наиболее нагруженных и ослабленных органов (сердца, бронхо-лёгочной системы, почек, иммунной системы). Кроме того, стрессы и высокие нервно-психические перегрузки резко увеличивают выброс витаминов из организма и так ослабленного полигиповитаминозом.
  5. Среди экологических вредных постоянно действующих факторов в мегаполисах следует отметить неметаллические неорганические соединения, такие как окись углерода, двуокись серы, пылевые частицы графита, сажи, окиси азота, составляющие от 50 до 80% всех загрязнений (основная причина – транспорт). Во многих классах информатики отмечается несоответствие параметров микроклимата в сочетании с превышением норм по углекислому газу и аммиаку. Последствия такого комбинированного воздействия на организм могут не укладываться в общепризнанные данные о влиянии перечисленных факторов в отдельности. Руководителям всех рангов необходимо учитывать, что эти экотоксиканты обладают широким спектром токсического воздействия, причем наиболее сильно страдает иммунная система органов дыхания, снижается кислородная емкость крови и обеспечение кислородом тканей, в том числе мышечной ткани сердца, мозга и органа зрения.
  6. Кроме перечисленных выше постоянно действующих внешних негативных факторов на человека при работе на ПЭВМ воздействует спектр специфических вредных факторов, наиболее значимыми из которых являются: эмиссионные параметры дисплеев (особенно напряженность электромагнитного поля при отсутствии почти повсеместно защитного заземления); визуальные параметры дисплеев, особенно имеющих величину зерна (пиксель) 0,3 мм и более, а частоту кадровой развертки 50-75 Гц избыточные потоки сине-фиолетового света от дисплея; нерациональное освещение, блики, повышенная блесткость, адинамия глазных мышц длительное время, то есть  их малая подвижность при высоком статическом напряжении, что служит причиной спазма аккомодации; нерациональная организация рабочего места (плохие кресла, отсутствие пюпитров для текста, подставок для ног и кистей рук и т.д.), что в значительной степени приводит к повышенному напряжению не только мышц позвоночника и шеи, но и мышц глаз, то есть вызывает дополнительную нагрузку на орган зрения.

Таким образом, при различных сочетаниях перечисленных выше факторов совсем не обязательно у всех пользователей в данном конкретном помещении при работе на одинаковых ПЭВМ будут проявляться одни и те же отклонения от норм в состоянии здоровья, и тем более на рабочих местах в различных регионах. Такие отклонения в первую очередь проявляются в наиболее нагруженных органах: орган зрения, сердце, нервная, иммунная, бронхо-легочная системы и желудочно-кишечный тракт.

2.6. Влияние излучений на здоровье.

Широкое внедрение компьютеров во все сферы человеческой деятельности вызвало волну сообщений об их влиянии на здоровье человека. Говорилось о различных функциональных расстройствах нервной системы, вплоть до эпилептических припадков. Отмечались случаи, когда длительная работа за компьютером приводила к нервным и сердечнососудистым расстройствам. Многие полагают, что виновниками всего этого являются физические излучения монитора, в частности электромагнитное поле. Однако. В конечном счете, не удалось подтвердить связь описанных нарушений (кроме дерматита) с работой за экраном компьютера.

Единственным твердо установленным фактом являются расстройства зрения у пользователей выдеодисплейными терминалами (далее ВДТ). Они проявляются вначале повышенным зрительным утомлением, а затем рядом функциональных нарушений, объединенных термином «астенопия». В них входят неприятные ощущения в области глаз и временное ухудшение зрения вдаль  и вблизи. При этом настоящие заболевания глаз (катаракта, глаукома и другие) не возникают. Неясной остается лишь возможность возникновения или прогрессирования близорукости на фоне длительной работы с компьютером.

При изучении влиянии работы с дисплеем на организм оператора на первом месте стоит вопрос о воздействии электромагнитного излучения. Дисплеи, выполненные на  электроннолучевых трубках, являются потенциальным источником мягкого рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного, видимого, радиочастотного, сверх и низкочастотного электромагнитного излучений. Если они удовлетворяют Государственному стандарту РФ, то эти излучения не должны оказывать вредного воздействия на человека.  Для различных типов компьютеров величины мягкого рентгеновского излучения даже на расстоянии 5-10 см от экрана не превышают установленных норм. Уровни ультрафиолетового и инфракрасного излучений ниже естественного фона или соответствуют ему и не могут оказывать вредного воздействия. При изучении влияния электромагнитного излучения на орган зрения оператора исследователи не обнаружили вредного воздействия этого излучения на глаза.

Единственное заболевание, которое может быть связано с электромагнитным полем дисплея, - это дерматиты кожи лица.

Можно считать установленным, что основное влияние на оператора оказывает  не электромагнитное излучение. А зрительно-напряженная работа с монитором. В литературе имеется разноречивая информация о влиянии работы с дисплеем на зрение. Одни авторы, длительное время наблюдая за состоянием пользователей, не находят значительных функциональных изменений, другие, наоборот, указывают на прямую зависимость между интенсивностью зрительной работы и состоянием зрения. Причем это влияние в значительной степени зависит от возраста пользователя, от его рефракции, от состояния физиологических показателей зрения, а также от интенсивности и длительности работы с монитором и организации рабочего места.

Многие годы считалось, что электромагнитное излучение видеомонитора является источником заболеваний глаз и всего организма. На сегодняшний день уровень излучения современных мониторов намного ниже всех международных стандартов и рекомендаций. Ультрафиолетовые лучи также не могут оказать заметного влияния на здоровье, поскольку они рассеиваются на расстоянии менее 4 дюймов (9 см) от поверхности экрана.

2.7. Мониторная болезнь.

Действие мониторов на человека определяется несколькими активными факторами: большим объемом воспроизводимой информации и излучениями различной природы (ионизирующих, электромагнитных и электростатических). На рубеже 60-х и 70-х в Японии возник термин "мониторная болезнь". Причиной был признан большой поток информации.

Зрительная информация поступает через нервные пути в мозг, где возбуждает участки его коры. Чем больше объем информации, тем дольше она обрабатывается структурами коры и подкорки, а, следовательно, и дольше поддерживается возбуждение. Причем в подкорковой зоне происходит эмоциональный анализ этой информации, и в зависимости от ее характера создается эмоциональное напряжение и стресс.

Конечно, обработка информации не ограничивается тем временем, когда мы ее видим, а происходит значительно дольше. Сравните, как плавно меняется пейзаж перед нами, когда мы просто гуляем по парку, с тем, что происходит, когда мы нервно листаем странички документа, прокручивая скроллинг в поисках нужного текста или перебегом с окна в окно Windows. В последнем случае это происходит за считанные секунды. Такое ускорение не позволяет обрабатывать информацию в естественном для нас темпе, и возникает стресс. Разовое воздействие большого потока информации не утомляет мозг, но если это происходит постоянно, времени на отдых не остается. Когда утомление переходит определенную черту, возникает мониторная болезнь, которую можно предупредить, но крайне трудно вылечить.

2.8. Как отражается на здоровье работа и игра за компьютером?

Этот вопрос волнует многих. Дети и подростки много времени проводят за компьютером. По даны гигиенических исследований на 20-й минуте рабы с компьютером у 19% школьников отмечается снижение остроты зрения. Через 30 минут непрерывной работы за компьютером могут возникнуть признаки утомления. Так как ребенок вынужден долго сидеть, происходит застой крови в органах малого таза и в нижних конечностях, устают кисти рук. Чтобы предупредить данные явления необходимо человеку любого возраста, а особенно детям, каждые 20-30 минут делать перерыв в работе и проводить комплекс физкультурных упражнений и гимнастику для глаз. Существуют временные ограничения работы с компьютером. Максимальная продолжительность работы за компьютером на уроках составляет для учащихся начальных классов – 15 минут, для 5-9 классов – не более 20-25 минут. А для старшеклассников – 1 час. Занятия в школе проводятся 1-2 раза в неделю. Также 2 раза в неделю проводятся кружковые занятия, на которых время работы с компьютером составляет для учащихся 7-10 лет не более 60 минут, для детей старшего возраста – до 90 минут с обязательными перерывами не менее 10 минут.

Есть и положительные стороны работы за компьютером. У ребенка развивается внимание. Умение сосредоточиться, увеличивается объем информации для умственного развития вашего ребенка, улучшается математическое и логическое мышление. Но при чрезмерных нагрузках формируется психологическая зависимость от компьютера. Длительное нахождение за компьютером вытесняет традиционную игру и общение со сверстниками. Отчуждает от живого общения в семье.

Анализ всей совокупности вредных проявлений при работе на ПЭВМ показывает, что снижается неспецифическая сопротивляемость организма, его общий биоэнергетический потенциал, а сам компьютер можно рассматривать как дополнительный экотоксикант, действующий на организм хронически в дозах ниже или на уровне норм по каждому фактору, но вредный эффект, от которых накапливается.

Вот лишь некоторые негативные проявления работы за ПЭВМ: снижение остроты зрения, резь и боль в глазах, высокая степень зрительного утомления с проявлением зрительных и глазных симптомов, физические недомогания (сонливость, головные боли, головокружение, онемение конечностей и т.д.); повышение частоты психических расстройств, нарушение сна, различные нервно-соматические нарушения; повышается заболеваемость гриппом, ОРЗ, ОРВИ, бронхитом, бронхиальной астмой, неврозами, остеохондрозами, боли в области сердца, отдышка, сухость кожи и слизистых, особенно носа и горла.

Глава III. СИСТЕМА РАБОТЫ.

Был проведен социологический опрос, в результате опроса было выяснено, сколько времени ежедневно проводят ученики за компьютером.

3.1. Тестирование.

Содержание вопросов                                             9 класс    10 класс     11 класс

  1. Сколько времени ты проводишь

за компьютером?

  1. менее 4 часов                                                 10              13                24
  2. 4-6 часов                                                          5               10                10
  3. больше 6 часов                                                1                3                  6
  1. Может ли компьютер заменить все СМИ?
  1. да                                                                         3                3                16
  2. нет                                                                        1                4                 7
  3. не в полной мере                                               12              18                18
  1. С какой целью ты используешь компьютер?
  1. для работы                                                           3                4                11
  2. для игр                                                                 6                13               29
  3. для получения информации из Интернет      11                17               32
  1. Задумывался ли ты о том, частое общение

 с компьютером вредит твоему здоровью?

  1. да                                                                          4                12               13
  2. нет                                                                        3                 7                10
  3. иногда                                                                  9                 6                10
  1. Замечаешь ли ты головную боль после

работы с компьютером?

  1. Да                                                                         2                 0                  1
  2. Нет                                                                      13                18               31
  3. Иногда                                                                 2                  7                8
  1. Испытываешь ли ты сухость глаз после

работы за компьютером?

  1. Да                                                                          2                  4                 6
  2. Нет                                                                        14                16              23
  3. Иногда                                                                  0                 4                10
  1. Беспокоят ли тебя боли в спине после

работы за компьютером?

  1. Да                                                                          4                 5                  6
  2. Нет                                                                        12              20                33
  1. Знаешь ли ты что-нибудь о «мониторной болезни»?
  1. да                                                                             3                1                 7
  2. нет                                                                          10              15               25
  3. что-то слышал                                                        4                9                10
  1. Как ты думаешь, проблема влияния компьютера

 на человека актуальна в наши дни?

  1. да                                                                            6               16               24
  2. нет                                                                           5                3                 8
  3. не думаю                                                                 4                6               10
  1. Достаточно ли хорошо данная проблема

освещена в СМИ?

  1. хорошо                                                                   4                 6               10                    
  2. недостаточно                                                        11                12              22
  3. плохо
  1.  Насколько ты увлечен компьютерными играми?
  1. ты геймер                                                               2                  1                 6
  2. ты любитель                                                         11                 16             19
  3. ты увлекаешься или                                              3                  8               19
  1.  Можешь ли ты отказаться от работы за компьютером?
  1. да, по своему желанию                                        10                 17             29
  2. только если заставят                                              2                  3               4
  3. нет, никогда.                                                          4                  5                8

Выводы.

В рамках данного тестирования было опрошено около 80 человек.

  1. 47 человек проводят за компьютером менее 4 часов в день, 25 человек – 4-6 часов, 10 человек – больше 6 часов;
  2. 22 человека считают, что компьютер может заменить все СМИ;
  3. 60 человек используют компьютер для получения информации из Internet, 48 – для игр и только 18 человек используют его для работы;
  4. большинство опрошенных часто задумываются о том, что долгое общение с компьютером вредит их здоровью;
  5. 17 человек иногда замечают головную боль после работы за компьютером;
  6. 12 и 14 человек всегда и иногда соответственно испытывают сухость глаз после работы за компьютером;
  7. 15 человек беспокоят боли в спине посте работы за компьютером;
  8. 50 человек ничего не слышали о «мониторной болезни», и только 23 человека что-то слышали об этом;
  9. 46 человек считают, что проблема влияния компьютера на человека актуальна в наши дни. Это чуть больше половины.
  10. 45 человек уверены в том, что эта проблема недостаточно хорошо освещена в СМИ. Это действительно так.
  11. 30 человек не увлекаются компьютерными играми, 16 - являются любителями;
  12. 56 человек могут спокойно отказаться от работы за компьютером, 9 - если только заставят и 17 - никогда.

Полученные данные свидетельствуют о несоблюдении учащимися гигиенических норм.

  1. Диагностика умственной работоспособности.

Умственная деятельность, связанная с обучением, относится к самой трудной деятельности детей. Нервные клетки их головного мозга, обладая относительно низкими функциональными возможностями, под влиянием учебной нагрузки могут приходить в состояние истощения.  Кроме того, вынужденная статическая поза, преобладающая в течение урока, является дополнительным существенным фактором, способствующим нарушению функции нервных процессов. Таким образом, при интенсивной или длительной работе у школьников развивается утомление, а иногда и переутомление.

Чем быстрее развивается утомление, тем сильнее уменьшается умственная работоспособность. Наиболее распространенным методом ее определения служит использование корректурных проб.

  1. Оценка умственной работоспособности (методика дозированного пятиминутного задания по корректурным таблицам «кольца с разрывом» предназначается для учащихся 5-11 классов).

Методика позволяет оценить общее состояние центральной нервной системы, продуктивность и точность умственной работоспособности, темп и объем переработки мозгом зрительной информации.

Инструкция: внимательно просматривайте все кольца слева направо и отыскивайте среди них заданное кольцо с определенной ориентацией. Постарайтесь не пропускать нужных знаков. Не зачеркивайте нужных знаков, не пропускайте строчек. Работа длится не более 5 минут. После команды «начали» выполнять задания,  по команде «стоп» на месте, где застал сигнал поставить вертикальную черточку.

Таблицы содержат 32 строки в каждой строке 32 кольца. Кольца имеют разрыв в одном из направлений, всего их 8. Каждый из разрывов соответствует определенному времени на циферблате часов 1-12. Дайте возможность учащимся найти эти кольца с определенной ориентацией разрыва.  Педагог перед командой «начали» должен дать задание вычеркнуть кольца с разъемом ,  соответствующим 15 или 19 часам и т.п.

Обработка результатов. Расчет показателей умственной работоспособности после проведенного тестирования учащихся по корректурным таблицам «кольца Ландольта» производится по А.А.  Гусинскому (1992 год). Оценка выполнения задания осуществляется по количественным и качественным показателям. При обработке данных подсчитывается общее количество просмотренных знаков, характеризующие объем и скорость выполнения задания, число зачеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем количестве просмотренных колец, число допущенных ошибок (пропущенных знаков). С помощью формул рассчитываются следующие показатели:

  1. объем зрительной информации Q .  Q = 0,5936 N,  где   Q  - объем зрительной информации в битах,  0,5936 – средний объем информации, приходящийся на 1 знак, N – количество просмотренных знаков;
  2. скорость ее переработки  S или пропускную способность зрительного анализатора в бит/сек.  S = (0,5936 N – 2, 807 n)/Т, где N – количество просмотренных знаков, 2, 807 – потеря информации, приходящаяся на 1 пропущенный знак, n – число допущенных ошибок, Т – время, затраченное на просмотр.

Эти показатели характеризуют объем и скорость элементарного анализа зрительной информации.

  1. Метод корректурных буквенных проб таблица Амфимова.

Для исследования умственной работоспособности в настоящее время широко используется метод корректурных  буквенных проб таблица Амфимова. Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Обследуемый после соответствующей инструкции должен просматривая каждую строчку таблицы слева направо вычеркивать обусловленные заданием определенные буквы.. Задания выполняются в быстром темпе в течение 5 минут. С помощью формул могут быть рассчитаны следующие показатели:

  1. коэффициент точности выполнения задания (А)

А = М/N (условных единиц), где М – количество вычеркнутых букв, N – общее количество букв, которое необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;

  1. коэффициент умственной продуктивности (Р)

Р = АS( условные единицы), где S – общее количество просмотренных знаков

Показатели коэффициентов точности оценивают уровень высшего анализа зрительной информации, умственной продуктивности (в условных единицах) – концентрацию произвольного внимания.

Таблица 1

Средние показатели умственной работоспособности у школьников.

возраст

А (усл. ед.)

Р (усл. ед.)

Q (биты)

S (бит/сек)

13-14

0,87

1157

375

1,11

3.5.  Результаты исследования.

  1. Объем зрительной информации

У большинства школьников  объём зрительной информации после работы с компьютером несколько снизился, у некоторых школьников – остался на одном уровне. Как мы видим, действие компьютера на организм человека имеет противоречивые данные, но в большинстве случаев – действие оказывается отрицательное. (см. Приложение 1 Показатели скорости переработки информации).

 

Рис. 1. Объем зрительной информации Q

  1. Скорость переработки информации (пропускная способность зрительного анализатора S в бит/сек)

Рис. 2.  Скорость переработки информации

У большинства испытуемых после работы с компьютером снизилась скорость переработки информации, а у некоторых – повысилась. Как мы видим – показатели противоречивые, но в большинстве случаем можно сделать вывод, что компьютер оказывает неблагоприятное воздействие на человека. (см. Приложение 2)

  1. Коэффициент умственной продуктивности Р.

Рис. З  Коэффициент умственной продуктивности Р.

По данным таблицы видно, что показатели после работы с компьютером и у испытуемых совершенно разные. Кому-то компьютер помогает сосредоточиться на выполнение задания, у кого-то внимание наоборот рассеивается. У некоторых испытуемых работоспособность повышается, у некоторых  – понижается. Можно даже просто сравнить проценты людей, у которых коэффициент точности выполнения задания повышается после работы с компьютером (40%), людей, у которых данный показатель остаётся на одном уровне (30%), и у людей, у которых данный коэффициент понижается (30%).  (см. Приложение 3)

  1. Коэффициент точности выполнения задания  (А) в условных единицах

У большинства испытуемых после работы с компьютером снизилась скорость переработки информации, а у некоторых – повысилась. Как мы видим – показатели противоречивые, но в большинстве случаем можно сделать вывод, что компьютер оказывает неблагоприятное воздействие на человека. (см. Приложение 4)

 

Рис. 4. Коэффициент точности выполнения задания  (А) в условных единицах

  1. Анализ динамики.

Положительная динамика (сохраняется работоспособность)

Отрицательная динамика

Объем зрительной информации

20%

80%

Скорость переработки информации

40%

60%

Коэффициент точности выполнения

70% (у 30% повышается, а у 40% остается на том же уровне)

30%

Коэффициент умственной продуктивности

70% (у 40% повышается, а у 30% остается на том же уровне)

30%

.

По показателям сводных таблиц и графиков, воздействие компьютера на организм человека в большинстве случаев оказывает неблагоприятное воздействие. У многих начинает рассеиваться внимание.  Но у некоторых испытуемых показатели скорости переработки информации улучшились (например, от -9 до -1,88). А показатели объема зрительной информации остались на одном уровне. Разница в данных объясняется тем, что у учащихся по видимому, разное состояние здоровья, разная степень утомления к концу дня, разный тип функционального состояния органов зрения, так же для некоторых испытуемых, по-видимому, задание не представляло интерес, следовательно, не было какого-либо стимула для выполнения задания, значит работоспособность и внимание снижаются. Таким образом, компьютер по-разному влияет на школьников.


Глава IV. ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Данная проблема была освещена на городском методическом объединении учителей биологии города Твери август 2009 года.
  2. Проблема влияния компьютера на здоровье человека заслужила призовое место на конференции ТвГУ октябрь 2008 года.

Глава V. ВЫВОДЫ.

Данный проект завершен, но исследования по данной теме могут быть продолжены с целью получения и подтверждения новых результатов. Анализ всей совокупности вредных проявлений при работе на ПЭВМ показывает, что снижается неспецифическая сопротивляемость организма, его общий биоэнергетический потенциал, а сам компьютер можно рассматривать как дополнительный экотоксикант, действующий на организм хронически в дозах ниже или на уровне норм по каждому фактору, но вредный эффект, от которых накапливается.

Данная гипотеза подтвердилась. Можно с точностью утверждать о влиянии компьютерного видеодисплея на умственную работоспособность и влияние школьников, так как бесспорно, отмечается значительное понижение объема воспринимаемой информации и у большинства испытуемых снижается скорость переработки информации .Но в то же время получаются и другие показатели.

- сохраняется работоспособность;

- растет утомление;

- коэффициент умственной продуктивности повышается;

- точность выполнения заданий повышается;

 Возникает противовес.  Чем объяснить? Необходимо учитывать, что факторов, влияющих на произвольное внимание много. Внимание может зависеть

  1. от эмоционального и психического состояния;
  2. от свойств нервной системы;
  3. от силы воли;
  4. интереса;
  5. темперамента;
  6. мотивации деятельности.

Чтобы сделать вывод как влияет компьютер на человека положительно или отрицательно, необходимо учитывать ряд факторов, которые повлияют на его работоспособность.

Для того, чтобы понизить отрицательное воздействие компьютера необходимо соблюдать следующие муры профилактики.

Организация рабочего места.

Приступая к работе на компьютере желательно:

  1. Осмотреть рабочее место (расположение блоков и их состояние...).
  2. Подобрать по высоте стул.
  3. Монитор должен располагаться на уровне глаз и перпендикулярно углу зрения.
  4. Экран монитора и защитный экран (с обеих сторон) должны быть чистыми.
  5. Освещение должно соответствовать нормам СанПиН .
  6. Не рекомендуется располагать монитор около яркого источника света т.к. приходится повышать яркость и контрастность, что влечет за собой: увеличение нагрузки на глаза, излучения, выгорает люминофор экрана, сокращается срок службы монитора.
  7. На мониторе не должно быть бликов, сильного контраста с внешним освещением.
  8. Мышь располагается так, чтобы было удобно работать с ней. Провод должен лежать свободно. При работе с мышью по периметру коврика должно оставаться пространство не менее 2-5 сантиметров.
  9. Клавиатуру следует располагать прямо перед пользователем, работающим на компьютере. По периметру оставляется свободное место 2-5 сантиметров.

Эти рекомендации разработаны для различных видов компьютерного оборудования, в них учитывается работа в компьютерных классах, где вредное воздействие выше, чем при индивидуальном занятии но, зная организацию рабочего времени ребенка в учебном заведении, можно планировать его работу вне школы.

Организация рабочего времени для детей.

  1. Для учащихся 10-11 классов должно проводиться не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урок в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.
  2. Непрерывность работы на уроке за ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
  1. для учащихся 1 классов (6 лет) - 10 минут;
  2. для учащихся 2-5 классов - 15 минут;
  3. для учащихся 6-7 классов - 20 минут;
  4. для учащихся 8-9 классов - 25 минут;
  5. для учащихся 10-11 классов - 30 минут (на первом часу) и 20 минут (на втором часу занятий);
  1. Длительность перемен должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса.
  2. Занятия в кружках должны проводится не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
  1. для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) не более 60 минут (из них игры до 10 минут);
  2. для учащихся старше 10 лет до 90 минут (из них игры до 15 минут).
  1. Каждые 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует проводить гимнастику для глаз.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотического утомления, целесообразно выполнять комплексы упражнений.

Профилактика для снижения зрительного утомления.

  1. Глаза закрыты, круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки 10 секунд;
  2. Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз 10 секунд;
  3. Усиленно зажмуривать и открывать глаза 10 секунд;
  4. Поворачивать  глаза в сторону 2 раза, затем закрывать на 10 секунд;
  5. Закройте глаза и помассируйте круговыми движениями пальцев область лба, следуя направлению от переносицы к вискам, быстро поморгайте, не менее 100 раз;
  6. Выполните круговые движения глазами – по часовой стрелке и в обратном направлении (10 раз);
  7. Подойдите к окну и внимательно посмотрите вдаль, затем резко переведите взгляд на кончик носа (5-10 раз).

Значимость проекта.

Соблюдение мер безопасности при работе с компьютером дает возможность сохранить работоспособность, снизить утомление, тем самым повысить качество образования при сохранении здоровья школьников. Данный проект может быть значим для  всех образовательных учреждений,  используемых компьютерное обучение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье» - М.Физкультура и спорт, 1987
  2. Звездина М.Л., Поташкин С.П., Якименко Н.И. «Образ жизни и здоровье.8-10 классы» - издание второе, переработанное и дополненное .Москва 2003 , ЗАО «Просвещение регион», «Просвещение»
  3. Литвак И.И. Эргономическая безопасность при работе с компьютером. Проблемы информатизации. 1996 , №3.
  4. Майорова Н.П. «Неуспеваемость. Как повысить и устранить ее. Причины», издательство «Знание», С.-Петербург, 1998
  5. Шумилин В.К. Как сделать работу на компьютере безопасной? Доцент, к.м.н., кафедра «Экология безопасной жизнедеятельности», МГАПИ
  6. Аншел Джеффери статья  «Дети и компьютер» (пер. с англ. Евгения Чухарева)
  7. Шнайдер Дорис «Тренировка зрения для работающих на компьютере». Москва, 1997
  8. Куинджи Н.Н. «Валеология. Пути формирования здоровья школьников», аспект Пресс, Москва 2001
  9. http://www.glazmed.ru/lib/conjunctivitis/conjunctivitis-0057.shtml
  10.  http://medinfa.ru/article/11/2402/
  11.  http://www.gradusnik.ru/rus/medall/oftalm/iga-kompzritsyndr

ГЛОССАРИЙ.

Аккомодация – способность четко видеть предметы, находящиеся на различном расстоянии.

Внимание – сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении  сознания человека на определенных предметах или явлениях.

Дисплей (видеодисплейный терминалт (ВДТ), видеомодуль, видеомонитор) – выходное электронное устройство, предназначенное для визуального отображения информации,  используемое человеком при индивидуальном взаимодействии с техническими системами. В рассмотренной случае это выходное устройство  персонального компьютера.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней.

Концентрация внимания – степень сосредоточения внимания на объекте.

Объем внимания – качество объектов, находящихся в поле внимания одновременно.

Переключение внимания – основной перенос внимания с одного объекта на другой.

Работоспособность – оптимальный уровень продуктивности человека.

Распределение внимания – возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов.

Устойчивость внимания – достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте.

Утомление – снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением умственной или физической работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние компьютерных игр на психологию подростка

Влияние компьютерных игр на психологию подростка – проблема малоизученная и неоднозначная. Многие учёные, анализируя это влияние, рассматривают его как двойственное: с одной стороны компьютерные...

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

Влияние компьютерных игр на подростков

В данной статье рассмотрены влияние на детей и подростков компьютерных игр,а также причины ухода детей в Интернет и компьютерные игры....

Влияние компьютерных игр на подростков

В статье говорится о том как влияют на психику подростков компьютерные игры....

Презентация "Влияние компьютерных игр на здоровье школьников"

Из этой презентации вы узнаете как компьютерные игры вляют на здоровье школьников....

реферат "Влияние компьютерных игр на школьников"

Комьютерные игры стали неотъемлимой частью нашей жизни. Подразумевается, что компьютерные игры влияют негативно, но точной информации по данному вопросу фактически нет, поэтому ученик 10 класса Шаров ...