Главные вкладки

    Почвенное питание растений.
    методическая разработка (биология, 6 класс) на тему

    Мартынова Анна Николаевна

    Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pitanie_rasteniy.docx20.07 КБ
    Файл elektronnoe_zadanie_u_12.docx961.58 КБ
    Package icon pitanie_rasteniy.zip2.9 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 12.

    Питание.

    Особенности питания растительного организма.

    Цель: расширить представления учащихся о процессе питания; способствовать развитию логического мышления воспитанников, умения устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к почве.

    Задачи:

    1. Способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений.
    2. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительных организмах на рисунках, работать с учебником.
    3. Содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, учебник, тетрадь, различные минеральные удобрения в пробирках.

    План изучения темы:

    1. Сущность питания.
    2. Особенности питания растений.
    3. Почвенное питание растений и роль корня в нем.
    4. Почва. Пути повышения плодородия почвы.
    5. Выращивание растений без почвы: гидропоника и аэропоника.

    Ход урока

    I. Вызов.

    1. Учитель просит перечислить процессы жизнедеятельности организмов (по цепочке). Затем ученики читают на с. 57 учебника названия тем, которые предстоит изучить в разделе «Жизнедеятельность организмов».

    2.  Постановка познавательной задачи. В почву попало семя березы диаметром 5 мм, а выросло громадное дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?

    Зачем человеку изучать питание растений?

    II. Осмысление изучаемого материала

    1.Сущность процесса питания.

    Питание – это процесс получения питательных веществ и энергии.

    Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?

    2. Особенности питания растений.

    В каких питательных веществах нуждается растение?

    Откуда растение берет неорганические вещества? Органические вещества?

    Почему у растений два способа питания?

    Работа с учебником (стр. 62).

    1. растения не имеют специальной пищеварительной системы;
    2. питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны;
    3. есть почвенное  и воздушное питание растений.

    1. Почвенное питание растения и роль корня в нем.

    Что является органом почвенного питания?

    Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?

    Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).

    Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

    Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями).

    Значение минеральных солей.

    Решение биологических задач:

    1. На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
    2. У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
    3. На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

    1. Почва. Пути повышения плодородия почвы.

    Почва -  это верхний плодородный слой земли.

    Плодородие  - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.

    А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?

    Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений)

    III. Рефлексия

    Составить рассказ о почвенном питании растений с помощью плана урока. С помощью ключевых слов. Сформулировать правила ухода за комнатными растениями.

    IV. Домашнее задание

    стр. 62 в учебнике (читать, пересказывать), подготовить устные ответы на вопросы 1, 3 на стр. 72, подготовить сообщения о хищных растениях, растениях-паразитах.



    Предварительный просмотр:

    Тема: Особенности питания растительного организма.

    1. Изучи статью «Питание и пищеварение» на с. 62 в учебнике, внимательно рассмотри рисунки. Познакомься с презентацией по  теме «Особенности питания растительного организма».

    1. Выпиши из учебника особенности питания растений.

    3. Ответь на вопросы:

    Что является органом почвенного питания?

    Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?

    Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

    Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх?

    4. Плодородие  - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым. А что необходимо растению в почве? Как человек может повысить плодородие почвы?

    5. Расскажи об особенностях питания растительного организма по плану:

    1. Сущность понятия «питание».
    2. Особенности питания растений.
    3. Почвенное питание растений и роль корня в нем.
    4. Почва. Пути повышения плодородия почвы.



    Подписи к слайдам:

    Питание.Почвенное питание растений.
    Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии.
    Основные вещества растений
    Вещества растений
    неорганические вещества
    вода
    соли
    органические вещества
    белки
    жиры
    углеводы
    витамины
    Особенности питания растений.
    Корневое давление
    У растения срезают стебель и на пенёк надевают резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. При поливе тёплой водой, вода в трубке поднимается и выливается из трубки. При поливе холодной водой, вода из трубки не вытекает.
    Испарение воды
    Минеральные соли, необходимые растению в больших количествах:
    Kалий – обеспечивает рост корней, луковиц, корневищ, клубней.Азот – обеспечивает рост и развитие листьев и стеблей.Фосфор – ускоряет цветение и созревание плодов
    Почва – верхний плодородный слой земли.
    Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения всем необходимым.
    Мероприятия, направленные на поддержание плодородия почв:
    внесение удобрений,орошение и полив,рыхление,чередование культур,использование способов обработки почвы, препятствующих ветровой и водной эрозии
    Классификация удобрений
    Удобрения
    органические
    минеральные
    торф
    навоз
    зеленые удобрения
    азотные
    калийные
    фосфорные
    комплексные
    Составьте рассказ о питании растений, используя ключевые слова:
    Питание, органические вещества, неорганические вещества, энергия, воздушное питание,почвенное питание,корень,корневые волоски,почва,вода и минеральные соли,плодородие,удобрения
    Домашнее задание:
    стр. 62 в учебнике (читать, пересказывать), подготовить устные ответы на вопросы 1, 3 на стр. 72.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Минеральное питание растений

    В презентации разъясняется механизм процесса, даётся классификация элементов питания растений, наглядно показываются признаки недостатка отдельных элементов питания....

    Воздушное питание растений.

    Биология. 6 класс. Тема: Воздушное питание растений. Презентация. С помощью виртуальной лаборатории доказывается, что растения на свету выделяют кмслород и образуют органические вещества....

    урок в 6 классе "Минеральное питание растений"

    урок по УМК В.В.Пасечника "Минеральное питание растений". представлен подробный конспект урока, презентация к уроку, включен региональный компонент....

    Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез»

    Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез» Цель урока: раскрыть сущность процесса фотосинтеза.Задачи:образовательная: углубить и расширить представления о питании растений; сформировать...

    ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

    Конспект урока по биологии 6 класс...

    Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник

    Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник...