ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_r_o_k_24.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к  24. ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Цели: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи; отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

4. Роль удобрений в почвенном питании растений.

5. Закрепление. Подведение итогов урока.

Оборудование: живые растения, гербарные экземпляры, таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Корень», рисунки в учебнике.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

1. – Разнообразие живых организмов, особенности строения клеток, тканей, органов и систем органов тесно связаны с жизнедеятельностью организмов, функциями, которые они выполняют.

– Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс почвенного питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.

2. – К числу основных свойств живого организма относится и питание.

Найдите в учебнике определение понятия питание.

– Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие.

–  Помимо растений, к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.

– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.

3. – Поговорим подробнее о почвенном питании растений.

– Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре. Каждый из них находится в определенном количестве и оказывает определенное воздействие на жизнедеятельность растительного организма.

Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь.

Работают с учебником. Выписывают понятие.

Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

                       Тип питания

↓                ↓

Автотрофное     Гетеротрофное

  (растения)           (животные,

                                  грибы)

Составляют схему.

Способы питания

растения

  воздушное               почвенное

  питание                     питание

    (лист)                       (корень)

Составляют таблицу.


Элемент

Значение

1. Азот

2. Сера

3. Калий

4. Магний

5. Кальций

 6. Железо

7. Марганец

8. Медь

9. Цинк

10 Молибден

Составная часть всех белков.

Входит в состав витамина В1.

Влияет на подвижность цитоплазмы и действие ферментов.

Входит в состав хлорофилла, необходимого для фотосинтеза.

Уплотняет цитоплазму.

Участвует в процессе дыхания.

Необходим для нормального роста растений.

Необходима для правильного развития.

Недостаток сказывается на росте.

Необходим для развития листового аппарата

Продолжение табл.

1

2

– Поступают все эти вещества в растительный организм в виде растворов  благодаря особому строению корня и его всасывательной функции. Вспомним особенности строения корня.

– Что находится на кончике корня?

– Какова его функция?

– Что находится в зоне корневых волосков, каково ее назначение?

– Покажите эти зоны на таблице.

– Вся всасывающая сила корневых волосков создает особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по сосудам.

4. – Растения с помощью корневых систем

поглощают растворимые вещества из почвы

Отвечают на вопросы учителя.

Корневой чехлик.

– Защищает зону деления, снижает трение о почву.

– Корневые волоски находятся в зоне всасывания. Проникая между частицами почвы, они всасывают воду с растворенными в ней веществами. (Показывают на таблице.)

Составляют схему.

Тип питания → почвенное

                            (минеральное).

Орган → корень.

Ткань → всасывающая.

Клетки → корневые волоски.

Вещества → вода и минеральные

                     соли.

Составляют схему.

Продолжение табл.

1

2

– А что представляет собой почва? Из чего состоит?

– Всегда ли в почве есть достаточное количество всех необходимых для нормальной жизнедеятельности растения веществ?

– Что предпринимает человек для того, чтобы сделать почвы, где выращивает сельскохозяйственные растения, более плодородными и получить более высокий урожай?

– А какие вы знаете виды удобрений?

– Хорошо, давайте этот вопрос разберем подробнее.

–  Удобрения подразделяются на органические и минеральные, порошковидные и гранулированные.

– Как нужно правильно подкармливать растения?

– Важно ли вносить удобрение вовремя?

– Вреден ли переизбыток удобрения?

5. – А теперь проверим, как усвоилась сегодняшняя тема. Выполним небольшое тестовое задание.

Тест

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.

1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.

– Нет, не всегда.

– Человек вносит удобрения.

– Мочевина, суперфосфат, калийная селитра, навоз и др.

Составляют схему.

Отвечают на вопросы учителя, используя свой личный опыт.

Выполняют тестовое задание. Анализируют ошибки.

Ответы:

1. –

2. –


Окончание табл.

1

2

3.Клетки корневого чехлика недолговечны.

4. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

5. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.

 

– А могут ли растения питаться еще каким-либо способом? Слышали ли вы что-нибудь о растениях-хищниках?

Рассказывает об особенностях питания растений-хищников и о связи этого процесса с почвенными условиями, в которых они обитают.

3. +

4. +

5. +

Рассуждают о правильном поливе растений. Демонстрируют приемы правильного и неправильного полива комнатных растений.

Отвечают на вопрос учителя на основе информации, взятой из дополнительной литературы. (Если затрудняются, то учитель дает эту информацию сам.)

Домашнее задание. Изучить § 10 о почвенном питании растений. Составить план рассказа об особенностях почвенного питания растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почвенное питание растений.

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления....

Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник

Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник...

Презентация. Управление почвенным питанием растений

Данная презентация может быть использована на уроке биологии в 6 классе при изучении темы "Минеральное питание растений". Презентация содержит вопросы и задания для повторения и актуализации...

Проверочная работа по темам «Почвенное питание растений », «Воздушное питание растений »

Контрольно- измерительный материал по типу заданий ВПР для проверки уровня усвоения тем "Почвенное питание растений", "Воздушное питание растений"....