Рабочая программа по биологии с учетом авторской программы И.Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова.
рабочая программа (биология, 11 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом авторской программы  И.Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего(полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом авторской программы  И.Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего(полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на  уроках биологии, должны не только  определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю.

Изучение курса « Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа, последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетические  консультации –эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ. Программа  имеет учебно –методический комплекс.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать\ понимать

  1. Основные положения биологических теорий  ( клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  2. Строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом; вида и  экосистем;
  3. Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  4. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  5. Биологическую терминологию и символику;

Уметь

  1. Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша организма человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  2. Решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии  в экосистемах;
  3. Описывать особей видов по морфологическому критерию;
  4. Выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  5. Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения
  6. Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности  происхождения жизни и человека; глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  7. Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  8. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках

        

                                                    Тематический план

№ п/п

                      Тема

Кол-во часов

по программе

Запланировано

Проведено фактически

Запланировано Лабораторных

работ

Экскурсия

Проведено фактически

Раздел I. Вид

19

20

1.

История эволюционных идей

4

4

2

Современное эволюционное учение

8

8

3

3

Происхождение жизни на  Земле

3

4

2

4

Происхождение человека

4

4

1

РазделII.  Экосистемы

11

13

1

Экологические факторы

3

3

2

 Структура экосистем

4

5

4

3

Биосфера –глобальная экосистема

2

2

4

Биосфера и человек

2

3

2

Заключение

1

1

             Итого:

31

34

12

           

Поурочно – тематическое планирование

Название темы

Дата

проведения

Раздел 4.Вид. (20 час.).

Тема 4.1 История эволюционных представлений (4 час.).

1

1

Развитие биологии в додарвиновский период

2

2

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

3

3

 Эволюционная теория Ч. Дарвина.

4

4    

Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира

Тема 4. 2 Современное эволюционное учение (8 час., из них 3 л/р).

5

1

Вид, его критерии

Лабораторная работа № 1 « Описание особей вида по морфологическому критерию»

6

2

Движущие силы эволюции.

Лабораторная работа № 2 « Выявление изменчивости у особей одного вида»

7

3

Виды естественного отбора

8

4

Адаптации.

Лабораторная работа № 3 « Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

9

5

Способы и пути видообразования

10

6

Главные направления эволюционного процесса

11

7

Биологический регресс. Причины вымирания видов.

12

8

Доказательства эволюции органического мира.

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле (4 час. из них 1 л/р).

13

1

Развитие представлений о возникновении жизни.

14

2

Гипотезы о происхождении жизни

Лабораторная работа №4 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

15

3

Современные взгляды на возникновение жизни

16

4

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Тема 4. 4 Происхождение человека(4час., 2 л/р).

17

1

Гипотезы происхождения человека.

Лабораторная работа № 5 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

18

2

Положение человека в системе животного мира

Лабораторная работа № 6 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства»

19

3

Основные этапы эволюции человека

20

4

Расы человека

Раздел 5. Экосистемы(13 час., из них 6 л/р).

Тема 5.1 Экологические факторы(3 час)

21

1

Предмет и задачи экологии

22

2

Экологические факторы среды.

23

3

Взаимоотношения между организмами.

        Тема 5.2 Структура экосистем (5 час., из них 4 л/р).

24

1

Понятие экосистем

25

2

Пищевые связи

Лабораторная работа №    7 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме

26

3

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Лабораторная работа №8 «Выявление антропогенных изменений  в экосистемах своей местности»

27

4

Лабораторная работа №  9 « Решение экологических задач»  

28

5

Агроценозы.

Лабораторная работа № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

               Тема 5.3 Биосфера- глобальная экосистема (2 час)

29

1

Состав и структура биосферы

30

2

Роль живых организмов в биосфере.

              Тема 5.4 Биосфера и человек (3час., из них 2 л/р).

31

1

Глобальные экологические проблемы  и пути их решения.

Лабораторная работа № 11 « Анализ и оценка глобальных

32

экологических проблем и путей их решения»

2

Последствия деятельности человека для окружающей среды

Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

33

3

Рациональное природопользование

34

1

Заключение

Анализ прохождения программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 9 класс с учетом авторской программы В.Б. Захарова и др.

Рабочая программа составлена на основе примерных  программ по биологии, с учетом  авторской  программы В.Б Захаров , Е.Т. Захарова, Н. И. Сонин( программа основного общего образования п...

Рабочая программа по биологии на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. латюшина и др. при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедиаобеспечения для работы на уроках, а также рабочие программы для 5 - 9 классов. Рабочие программы составлены в соответствие с требованиями ...

рабочая программа по биологии 10 класс по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (п...

рабочая программа по биологии 11 класс по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (п...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по учебнику Авт. И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова ( на 2014-2015 учебный год).

Данная программа содержит полный комплект, требуемый к рабочим программа по биологии в 2014-2015 учебном году...

рабочая программа по биологии для учебников Сивоглазова В.И. 5-9 ФГОС

рабочая программа с  пояснительной запиской, тематическим планом и  основными видами деятельности учеников.  Биология 5-9 классы....