Урок-состязание «Рыбаки и рыбки»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

 

Цель урока:

  1. Закрепить, расширить и систематизировать знания учеников о строении и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их разнообразии и приспособленности к условиям среды; установить общие признаки рыб.
  2. Активизировать мыслительные процессы учеников, используя активные методы обучения; дискуссии, сравнения, развить наблюдательность, самостоятельное изложение гипотез, внимание.
  3. Выработать дух соревнования, коллективизма, правильность и быстроту ответов, стремление к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokpo_teme_ryby.docx440.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-состязание: «Рыбаки и рыбки»

Тема урока: Рыбы

Цель урока:

  1. Закрепить, расширить и систематизировать знания учеников о строении и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их разнообразии и приспособленности к условиям среды; установить общие признаки рыб.
  2. Активизировать мыслительные процессы учеников, используя активные методы обучения; дискуссии, сравнения, развить наблюдательность, самостоятельное изложение гипотез, внимание.
  3. Выработать дух соревнования, коллективизма, правильность и быстроту ответов, стремление к знаниям.

План урока

  1. Вступительное слово учителя
  2. Соревнование
  3. Итоги урока

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«На одном конце чудак, а на другом червяк»

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте. Сегодня у нас урок – соревнование по теме «Рыбы». Он будет проходить в форме состязания.

На протяжении состязания мы должны определить лучшую команду. Ей будет команда с самым большим уловом. Для этого чтобы наловить как можно больше рыб. Командам нужно показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплоченность.

Ребята, вам нужно быть внимательными к ответам товарищей по команде и соперников.

  1. Соревнование

Учитель : Итак, рыбалка начинается! Только перед первым забросом удочки, я хочу понять, кто вы такие, с кем я разговариваю.

Конкурс 1. Визитная карточка (команды представляют свои названия команд и девиз).

Конкурс 2. Загадка Робинзона Крузо

1-й улов уже есть, но что-то вы заскучали.

Что заскучали?

Как можно скучать?!

Когда приключения ждут вас сейчас.

Отправимся с вами в чужую страну.

На остров чудесный, в долину одну.

Там ждет  Робинзон нас, который уж год,

Посланья свои он настойчиво шлёт.

Мы знаем, что знаменитый персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал послание с просьбой о помощи и бросил их в океан в запечатанных  бутылках. И эти послания через много-много лет выбросило на берег. Чтобы спасти Робинзона и при этом получить улов, вам нужно восстановить текст письма, который немного подпортила морская вода.

(Каждая команда получает бутылку с письмом.  Во всех письмах утрачены часть слов.)

Текст первой команды.

  1. Практически у всех рыб…форма тела
  2. Тело рыбы покрыто…
  3. Кожные железы вырабатывают…, которая уменьшает трение рыбы при движении в воде.
  4. Орган дыхания рыб…
  5. Дышат рыбы при помощи …,…, который растворен в воде
  6. Органы передвижения рыб….
  7. Среди органов чувств рыб можно выделить…,…,…,и…

Текст второй команды.

  1. Рыбы являются …. животными, так как температура их тела нестабильна и определяется температурой окружающей среды
  2. Время, когда рыбы  размножаются, называется…
  3. Оплодотворение у многих рыб …., хотя есть и …, например у акулы
  4. У рыб есть самки и самцы и поэтому они…
  5. У самок  созревает ….в которой после оплодотворения развивается…
  6. Окраска рыб бывает…
  7. Направление течения воды и силу давления рыбы воспринимают с помощью…

Конкурс 3. Кто быстрее

Задание 1-й команде: Необходимо назвать по  порядку органы пищеварительной системы.

Задание 2-й команде: Нужно назвать названия плавников рыб.

Конкурс 4. Блиц-турнир «Рыбные вопросы»

Вопросы 1-й команде:

  1. Сколько отделов включает в себя тело рыбы?
  2. Из чего состоят жабры рыбы?
  3. Сосуд, который приносит кровь к сердцу рыбы?
  4. Сколько кругов кровообращения у рыб?
  5. С помощью какого органа огромное число рыб может менять глубину погружения?
  6. Сколько камер в сердце у рыб?
  7. Все ли рыбы способны откладывать икру?
  8. Какая самая крупная рыба на земле?

Вопросы 2-й команде:

  1. Почему тяжело держать в руках живую рыбу?
  2. Чем прикрываются жабры рыб снаружи?
  3. Как принято называть кровь, насыщенную кислородом?
  4. Какие отделы включает в себя сердце рыб?
  5. Какая рыба развивает самую большую скорость?
  6. У какой рыбы нет чешуи?
  7. Рыба, которая напоминает шахматную фигуру?
  8. Как называется одомашненная форма сазана?

Конкурс 5.Следствие ведут знатоки.

Необходимо установить,  какому из рыб соответствуют силуэты.

 Конкурс 6.Рекламный ролик.

Командам рыболовом необходимо нарисовать предупреждающий знак о охране рыб. Придумать тезис в защиту рыб.

Конкурс 7. Приплыла к нему рыбка.

На крючке удочки есть вопросы.

Вопросы 1-й  команде:

  1. Верна ли пословица: «На то и щука в море, что бы карась не дремал».
  2. Каких рыб называют живыми электростанциями?
  3. Таких личинок комаров-звонцов обожают рыбаки, так как их любят рыбы.
  4. Правильно ли выражение «Нем как рыба»?

Вопросы 2- й команде:

  1. Отчего жабры рыб ярко-красного цвета?
  2. Каких рыб за их ценность именуют «красными», несмотря на то что мясо у них белое, а икра черная?
  3. Поляки чехи назвали эту рыбу «шпрот», а мы называем ее?
  4. Как называется рыба,  которую зоологи называют «ожившим палеозойским ископаемым»?

Конкурс 8. Разгадай шифровку.

Из океана от Нептуна мы получили  шифровку. Буквы в словах поменяли местами. Переставьте буквы таким образом, чтобы получились названия рыб, которые можно употреблять в пищу.

Карточка 1-й команде:

ТАПВОЛ

ДУКСА

СЕКРАТ

Карточка 2-й команде:

ЗНААС

МЛИНА

ТОРЕС

Конкурс 9. Кто точнее.

Быстро, правильно установите общие признаки рыб во внешней и внутренней организации.

1 команда

Общие признаки во внутреннем строении.

-холоднокровность

-5 отделов головного  мозга

-1 круг кровообращения

-2-х камерное сердце

-жабры

-почки

2 команда

Общие признаки во внешнем строении.

-тело включает в себя 3 отдела

-органами движения являются плавники

-чешуя

-органы боковой линии

-глаза без век

3. Итоги урока

Учитель: Подведем итоги и определим улов в своем ведерке.

Выставление оценок.

Конкурс 2. Загадка Робинзона Крузо

Текст первой команды.

1.        Практически у всех рыб…форма тела

2.        Тело рыбы покрыто…

3.        Кожные железы вырабатывают…, которая уменьшает трение рыбы при движении в воде.

4.        Орган дыхания рыб…

5.        Дышат рыбы при помощи …,…, который растворен в воде

6.        Органы передвижения рыб….

7.        Среди органов чувств рыб можно выделить…,…,…,и…

Конкурс 2. Загадка Робинзона Крузо

Текст  второй команды.

1.        Рыбы являются ….животными, так как температура их тела нестабильна и определяется температурой окружающей среды

2.        Время, когда рыбы размножаются называется…

3.        Оплодотворение у многих рыб …., хотя есть и …, например у акулы

4.        У рыб есть самки и самцы и поэтому они…

5.        У самок  созревает ….в которой после оплодотворения развивается…

6.        Окраска рыб бывает…

7.        Направление течения воды и силу давления рыбы воспринимают с помощью…

Конкурс 3. Кто быстрее

Задание 1-й команде: Необходимо назвать по  порядку органы пищеварительной системы

.

Конкурс 3. Кто быстрее

Задание 2-й команде: Нужно назвать названия плавников рыб.

Конкурс 4. Блиц-турнир «Рыбные вопросы»

Вопросы 1-й команде:

1.        Сколько отделов включает в себя тело рыбы?

2.        Из чего состоят жабры рыбы?

3.        Сосуд, который приносит кровь к сердцу рыбы?

4.        Сколько кругов кровообращения у рыб?

5.        С помощью какого органа огромное число рыб может менять глубину погружения?

6.        Сколько камер в сердце у рыб?

7.        Все ли рыбы способны откладывать икру?

8.        Какая самая крупная рыба на земле?

Конкурс 4. Блиц-турнир «Рыбные вопросы»

Вопросы 2-й команде:

1.        Почему тяжело держать в руках живую рыбу?

2.        Чем прикрываются жабры рыб снаружи?

3.        Как принято называть кровь, насыщенную кислородом?

4.        Какие отделы включает в себя сердце рыб?

5.        Какая рыба развивает самую большую скорость?

6.        У какой рыбы нет чешуи?

7.        Рыба, которая напоминает шахматную фигуру?

8.        Как называется одомашненная форма сазана?

Конкурс 5.Следствие ведут знатоки.

Необходимо установить, кому из рыб соответствуют силуэты.

Конкурс 5.Следствие ведут знатоки.

Необходимо установить, кому из рыб соответствуют силуэты.

Конкурс 6.Рекламный ролик.

Командам рыболовом необходимо нарисовать предупреждающий знак об охране рыб. Придумать тезис в защиту рыб.

Конкурс 6.Рекламный ролик.

Командам рыболовом необходимо нарисовать предупреждающий знак об охране рыб. Придумать тезис в защиту рыб.

Конкурс 7. Приплыла к нему рыбка.

На крючке удочки есть вопросы.

Вопросы 1-й  команде:

1.        Верна ли пословица: «На то и щука в море, что бы карась не дремал».

2.        Каких рыб называют живыми электростанциями?

3.        Таких личинок комаров-звонцов обожают рыбаки, так как их любят рыбы.

4.        Правильно ли выражение «Нем как рыба»?

Конкурс 7. Приплыла к нему рыбка.

На крючке удочки есть вопросы.

Вопросы 2- й команде:

1.        Отчего жабры рыб ярко-красного цвета?

2.        Каких рыб за их ценность именуют «красными», несмотря на то что мясо у них белое, а икра черная?

3.        Поляки чехи назвали эту рыбу «шпрот», а мы называем ее?

4.        Как называется рыба которую зоологи называют «ожившим палеозойским ископаемым»?

Конкурс 8. Разгадай шифровку.

Из океана от Нептуна мы получили  шифровку. Буквы в словах поменяли местами. Переставьте буквы таким образом, чтобы получились названия рыб, которые можно употреблять в пищу.

Карточка 1-й команде:

ТАПВОЛ

ДУКСА

СЕКРАТ

Конкурс 8. Разгадай шифровку.

Из океана от Нептуна мы получили  шифровку. Буквы в словах поменяли местами. Переставьте буквы таким образом, чтобы получились названия рыб, которые можно употреблять в пищу.

Карточка 2-й команде:

ЗНААС

МЛИНА

ТОРЕС

Конкурс 9. Кто точнее.

Быстро, правильно установите общие признаки рыб во внешней и внутренней организации.

1 команда

Общие признаки во внутреннем строении.

Конкурс 9. Кто точнее.

Быстро, правильно установите общие признаки рыб во внешней и внутренней организации.

2 команда

Общие признаки во внешнем строении.

«На одном конце чудак, а на другом червяк»

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказка о рыбаке и рыбке

Конспект урока для 2 класса...

Сказка о рыбаке и рыбке

Сценарий сказки на новый лад по мотивам произведения А. С. Пушкина "Сказка о золотой рыбке"....

Рыбаки и рыбки

Внеклассное мероприятие...

Конспект урока по литературе. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня, первого сентября,  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. 2015 год в...

Автоматизация и дифференциация звуков р и р*на основе сюжета сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...