Рабочая программа по биологии 12 класс.
рабочая программа (биология) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Рабочая программа по биологии 12 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_12_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

 .

Рабочая программа

по биологии 12 класс

составлена учителем биологии

 Комаровой М.Д.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по биологии, примерной программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006г.( Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов).

Программа рассчитана на  1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течении двух лет (10 и 11 классы) или на 2 часа в неделю в течении одного учебного года (в 10 или 11 классе). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану  курс «Общая биология» разбит на три года обучения (10, 11 и 12 классы). В 12  классе предусматривается  обучение в объёме 1 час в неделю (всего за год 36 часов).

Особенности организации учебного процесса:

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность  компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

                     Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

Организм (повторение)

0

9

Вид

19

15

Экосистема

11

12

Итого

30

36

В рабочей программе предусмотрено распределение часов, отличающееся от  авторской программы.

Добавлено 9 часов  на повторение раздела «Организм», добавлен 1 час на раздел «Экосистема»,  для проведения итогового тестирования за курс 12 класса.

В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии:

Изучение курса «Общая биология» на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни. на воспитание бережного отношения у окружающей среде. Именно по этому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.  Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, их причины и профилактика.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устные и письменные зачетные работы.

итоговый -  контроль в конце изучения зачетного раздела.

формы: устные и письменные зачетные работы.

 Формы занятий

1. групповые консультации

2. зачет

Формы  и методы проведения зачета:

1. Тест.

2. Письменный зачет.

3. Устно-индивидуальный опрос.

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология . 10-11 классы. М.: «Дрофа» 2007 г.

Дополнительная литература для учителя:

1. А.Ю. Гаврилова. Биология 11 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006 г.

2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

5. Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике. М.: Центр РСПИ,1991 г.

Учебный комплекс ученика:

1.Учебник:  В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология . 10-11 классы. М.: «Дрофа» 2007 г.

2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.

3. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

4. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., Биология . Т 1-3. М.: Мир, 2001г.

5. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989г.

Требования к уровню подготовки учащихся 12 класса по биологии.

3нать и понимать:

  1. основные положения хромосомной теории наследственности; сущность законов Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства. закономерностей изменчивости; сцепленного наследования; взаимодействия генов и их цитологических основ; эволюционного учения Ч. Дарвина; учения В.И. Вернадского о биосфере.
  2. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение, онтогенез, взаимодействие генов; вида и экосистем.
  3. биологическую терминологию и символику.

уметь:

  1. объяснять: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организма и окружающей среды; причины эволюции; изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
  2. описывать особей по морфологическому критерию;
  3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  4. решать генетические задачи различной сложности.
  5. сравнивать процессы и явления обмена веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; внешнее и внутреннее оплодотворение; природные экосистемы и агросистемы своей местности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
  2. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
  3. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Основное содержание:

1. Организм (повторение).

Энергетический  обмен. Типы питания. Пластический обмен. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Мейоз. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез человека. Наследственная изменчивость – свойства организма. Г. Мендель – основоположник генетики. Законы Менделя. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение генетики для медицины.

2. Вид.

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции.  Адаптации организмов к условиям обитания. Видообразование. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о происхождении жизни. Происхождение человека. Эволюция человека.

3. Экосистемы.

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения. Структура экосистем. Агроценозы. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности. Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Контроль уровня облученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.

Тематическое планирование   на 2011-2012 уч. год

 

Предмет: биология

Класс: 12  

 

Учитель:  Комарова Мария Дмитриевна

Количество часов в год –  36

Количество часов в неделю – 1

 

Лабораторных работ -2

Зачетов – 2

 Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений  5-11 классы автор-составитель : Морзунова И. Б. М.: «Дрофа» 2008г.

Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология . 10-11 классы. М.: «Дрофа» 2007 г.

№ урока

                    Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Раздел «Организм»- 9 часов

1

Повторение темы «Обмен веществ»

комбинированный

Карточки

2

Повторение тем: « Деление клетки. Размножение и оплодотворение».

комбинированный

Карточки

3

Повторение тем: «Генетика. Моногибридное скрещивание».

комбинированный

§ 3.10-3-11.таблица в тетрадях

4

Повторение тем: «Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание».

Лекция

§ 3.12 записи в тетрадях

5

Повторение тем: «Хромосомная теория наследственности. Генетика пола».

комбинированный

§3.13-3.14, карточки

6

Повторение тем: «Изменчивость: наследственная и ненаследственная».

Изучения нового материала

§ 3.15 – 3.17, карточки

7

Повторение тем: «Селекция. Биотехнология».

Лекция

§3.18 – 3.19 записи в тетрадях

           Раздел « Вид»- 15 часов

8

Развитие биологии в додарвиновский период. К.Линней. Ж.Б.Ламарк.

Лекция

§4.1-4.2,

9

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Лекция

§4.3, записи в тетради.

10

Эволюционная теория.

комбинированный

§4.4

11

Вид. Критерии вида. Л/р № 1: «Изучение критериев вида».

Лекция

§4.5

12

Популяция как структурная единица вида.

комбинированный

§4.6

13

Популяция как  единица эволюции

комбинированный

§ 4.7

14

Факторы эволюции.

комбинированный

§4.8

15

Естественный отбор и его виды.

§4.9

16

Адаптация организмов к условиям среды. Л/р № 2: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

комбинированный

§4.10, тест

17

Видообразование как результат естественного отбора.

комбинированный

§4.11-4.12

18

Доказательства эволюции органического мира.

комбинированный

§4.13

19

Происхождение жизни на Земле.

комбинированный

§4.14

20

Развитие жизни на Земле.

комбинированный

§4.15 – 4.16

21

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира.

комбинированный

§4.17-4.18

22

Эволюция человека.

комбинированный

§4.19

23

Человеческие расы

комбинированный

§4.20

Зачёт№1  по разделам: « Организм. Вид».

Контроль ЗУН.

Раздел «Экосистема»-12 часов

24

Организм и среда. Экологические факторы.

Лекция

§5.1

25

Абиотические факторы среды.

комбинированный

§5.2

26

Биотические факторы среды.

§5.3

27

Структура экосистем.

комбинированный

§5.4, тест

28

Пищевые связи в природе. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

комбинированный

§5.5

29

Причины устойчивости и смены  экосистем.

комбинированный

§5.6

30

Влияние человека на экосистемы

Лекция

§5.7, карточки

31

Биосфера – глобальная экосистема.

Лекция

§5.8

32

Роль живых организмов в биосфере.

комбинированный

§5.9

33

Биосфера и человек.

комбинированный

§5.10

34

Экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем.

комбинированный

§5.11-5.12, карточки

35

Обобщающий урок по теме «Экосистема».

Обобщение

Подготовиться к зачету.

 Зачёт №2  по разделу: «Экосистема».

Контроль ЗУН.

§2.1-2.11

36

Итоговое тестирование за курс 12 класса.

Контроль ЗУН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...