Рабочая программа по биологии 6 класс.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Рабочая программа по биологии 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

 

Рабочая программа

по биологии 6 класс

        составлена учителем биологии

                                                    Комаровой М.Д.


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236),  примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001г.).

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (всего за год 68 часов). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану  для 6  класса предусматривает обучение в объёме 0.2 часа в неделю (всего за год 8 часов), по этому темы проходятся обзорно, а остальной материал выводится на самостоятельное изучение.

Особенности организации учебного процесса:

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность  компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

                     Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

Введение

1

0

1

Мир растений. Условия жизни растений

6

1

5

Микроскоп. Клеточное строение растений.

5

1

4

Органы цветковых растений.

18

1

17

Основные процессы жизнедеятельности растений

11

1

10

Основные отделы царства растений

10

1

9

Эволюция растений

4

1

3

Царства бактерии. Грибы. Лишайники.

6

1

5

Природные сообщества. Многообразие природных сообществ.

7

1

6

Итого

68

8

60

 В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии:

 Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений; строение: побега; почки; виды корней; зоны корня; видоизменения побегов; внешнее строение стебля и листа; строение цветка ветроопыляемых растений; типы соцветий; строение плодов; стадии развития растения и их последовательность; внешнее строение водорослей; водоросли различных отделов; строение мхов; строение папоротников; растения отдела Голосемянные растения и Покрытосемянные растения; строение цветковых растений.

Выделять приспособления голосемянных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Отличать корневые системы однодольных и двудольных растений; вегетативную почку от генеративной.

Выделять приспособления растений для дыхания; отличительные особенности полового и бесполого размножений; различия между процессами роста и развития.

Называть основные типы природных сообществ.

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету «Биология»,  понимание важности науки в современной жизни.

Развивать умения сравнивать, анализировать, находить межпредметные связи, работать с учебным оборудованием.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устные и письменные зачетные работы.

итоговый -  контроль в конце изучения зачетного раздела.

формы: устные и письменные зачетные работы.

 Формы занятий

1. групповые консультации

2. зачет

Формы  и методы проведения зачета:

1. Тест.

2. Письменный зачет.

3. Устно-индивидуальный опрос.

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Учебно-методический комплекс  учителя:

1. Учебник: И.Н. Пономарева и др. Биология 6 класс.- М.: «Вентана-Граф» , 2007 г.

2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004.

3. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

4. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

5. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

6. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

дополнительной литературы для учителя:

1.Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

5. Лернер Г.И. Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6- классов

Учебный комплекс ученика:

1. Учебник: И.Н. Пономарева и др. Биология 6 класс.- М.: «Вентана-Граф» , 2007 г.

2. Атлас растительного мира – СПб.: «Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000г.

3. Азбука природы. М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997 г.

Основное содержание:

Глава 1: Общее знакомство с растениями

Наука о растениях – ботаника. Мир растений. Основные царства. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы. Разнообразие растений. Основные органы растений. Высшие и низшие растения.

Приводить примеры значения ботанических знаний.

Называть основные царства живых организмов.

Распознавать и описывать основные органы  и жизненные формы растений.

Глава 2. Клеточное строение организмов

Изучить правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл, Поступление веществ в клетку. Деление и рост.

Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деление клетки,  рост; строение и функции тканей растений.

Называть клеточные ту и их значение.

Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

Глава 3: Органы цветковых растений

Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Особенности строения однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. Виды корней. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень. Зоны корня. Побег. Строение побега. Виды почек.  Видоизменения побегов. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля. Клеточное строение стебля. Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Сухие и сочные плоды. Способы распространения плодов.

Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений; на живых объектах строение: побега; почки; виды корней; зоны корня; видоизменения побегов; внешнее строение стебля и листа; по рисункам: строение цветка ветроопыляемых растений; типы соцветий; строение плодов.

Сравнивать по предложенным критериям семена однодольных и двудольных растений. Отличать корневые системы однодольных и двудольных растений; вегетативную почку от генеративной.

 Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, которые выполняют данную функцию.

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.

Выявлять: приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий; приспособления для распространения плодов.

Раздел 4 : Основные процессы жизнедеятельности растений

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты, фосфор, калий. Воздушное питание растений. Фотосинтез.   Биологическое значение полового и бесполого размножение.

размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения. Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.

Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений; строение: побега; почки; виды корней; зоны корня; видоизменения побегов; внешнее строение стебля и листа; строение цветка ветроопыляемых растений; типы соцветий; строение плодов; стадии развития растения и их последовательность.

Сравнивать по предложенным критериям семена однодольных и двудольных растений.

Отличать корневые системы однодольных и двудольных растений; вегетативную почку от генеративной.

Выделять приспособления растений для дыхания; отличительные особенности полового и бесполого размножений; различия между процессами роста и развития.

Раздел 5: Основные отделы царства растений

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространения. Значение водорослей в природе и жизни человека. Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи. Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников.

Голосеменные растения. Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных растений. Особенности строения покрытосемянных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы. Признаки класса Двудольные.

Класс Однодольные. Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные.

Распознавать и описывать внешнее строение водорослей; водоросли различных отделов; строение мхов; строение папоротников; растения отдела Голосемянные растения; растения отдела Покрытосемянные растения; строение цветковых растений; растения семейств: Лилейные, Злаки

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека; происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу 

Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: покрытосемянные и голосемянные растения; однодольные и двудольные растения.

Раздел 6: Развитие растительного мира

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных. растений 

Называть основные этапы эволюции растительного мира; центры происхождения культурных растений.

Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше.

Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений; способы расселения культурных растений.

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения.

Раздел 7: Царства бактерий. Грибы. Лишайники

Общая характеристика бактерий. Строение бактериальной клетки. Питание, размножение, образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии. Признаки Царства Грибы. Строение грибов.

Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Особенности строения шляпочных грибов.

Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки; строение плесневых грибов; съедобные и ядовитые шляпочные грибы; строение лишайника.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий, роль бактерий.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки; грибы с растениями и животными.

Выделять особенности строения бактерий различных групп.

Раздел 8: Природные сообщества

Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь.

Роль растений в круговороте веществ.

Называть основные типы природных сообществ.

Приводить примеры естественных сообществ.

Описывать видовой состав природных сообществ.

Контроль уровня обученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.

Тематическое планирование   на 2011-2012 уч. год

 

Предмет: биология

Класс: 6  

 

Учитель:  Комарова Мария Дмитриевна

Количество часов в год –  8

Количество часов в неделю -0.2

 

Лабораторных работ -3

Зачетов – 4

 Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений  6-9 классы. Составитель В. С. Кучменко М.: Дрофа 2004

 

Учебник: И.Н. Пономарева и др. Биология 6 класс.- М.: «Вентана-Граф» , 2007 г.

урока

                     Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

1

Мир растений. Условия жизни растений

Комбинированный урок

§ 1-5

2

Микроскоп. Клеточное строение растений. Л/р № 1 «Строение растительной клетки».

Практикум

§6-9

Зачет № 1 по теме «Клеточное строение растений».

Контроль ЗУН

3

Органы цветковых растений. Л/р № 2 «Строение почек». Л/р № 3 « Внешнее и внутреннее строение листа».

Практикум

§10-26

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

Урок новых знаний

§27-36

Зачет № 2 по темам: «Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений»

Урок контроля ЗУН

 Инд. задания

5

Основные отделы царства растений

Урок новых знаний

§37-45 заполнить таблицу

6

Эволюция растений

Урок новых знаний

§46-49, записи в тетрадях

Зачет № 3 по темам: «Основные отделы  царства растений. Эволюция растений».

Урок контроля ЗУН

7

Царства бактерии. Грибы. Лишайники.

Урок новых знаний

§50-55

8

Природные сообщества. Многообразие природных сообществ.

Комбинированный

§56-60

Зачет № 4 по темам: «Царства Бактерии. Грибы. Лишайники. Природные сообщества».

Урок контроля ЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...