Рабочая программа по биологии 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Рабочая программа по биологии 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

 

Рабочая программа

по биологии 8 класс

составлена учителем биологии

                                      Комаровой М.Д.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236),  примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001г.).

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану  для 8  класса предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю (всего за год 36 часов), по этому темы проходятся обзорно, а остальной материал выводится на самостоятельное изучение.

Особенности организации учебного процесса:

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность  компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

                     Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

Введение.

1

1

0

Общий обзор организма человека

5

3

2

Опорно-двигательная система

8

5

3

Кровь и кровообращение

10

4

6

Дыхание

6

2

4

Пищеварение

6

3

3

Обмен веществ и энергии

3

2

1

Выделение

2

1

1

Кожа

3

1

2

Нервная система

3

3

0

Органы чувств и анализаторы

6

3

3

Эндокринная система

3

2

1

Индивидуальное развитие организма

5

3

2

Поведение и психика

6

3

3

Резервное время

1

0

1

Итого

68

36

32

В рабочей программе нашли отражение цели изучения анатомии:

1. Образовательная: познакомить учащихся со строением организма человека; подчеркнуть социально-биологическая природа человека, показать анатомические, функциональные и экологические отличия человека от животных; ввести современные понятия о торможении, синоптической передачи информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте; показать значение внешней и внутренней речи; рассказать о познавательных, волевых и эмоциональных процессах человека, а также о психологии личности.

2. Воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью, интерес к строению своего организма, коммуникабельность.

 3. Развивать умения сравнивать, анализировать, находить межпредметные связи, работать с учебным оборудованием.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устные и письменные зачетные работы.

итоговый -  контроль в конце изучения зачетного раздела.

формы: устные и письменные зачетные работы.

 Формы занятий

1. групповые консультации

2. зачет

Формы  и методы проведения зачета:

1. Тест.

2. Письменный зачет.

3. Устно-индивидуальный опрос.

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г

Дополнительная литература для учителя:

1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс – М.: ВАКО, 2005.

2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

Учебный комплекс ученика:

1. Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г

2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по биологии.

Знать и понимать:

  1. строение и функции биологических структур, слагающих организм человека (клетка, ткань, орган, системы органов);
  2. Особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;
  3. влияние факторов окружающей среды на здоровье организма человека.

Уметь:

  1. приводить примеры уровней организации человека как биосоциального вида; биологически активных веществ (витаминов, гормонов, ферментов), факторов среды, оказывающих влияние на здоровье человека;
  2. узнавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках и собственном организме основные органы и системы органов;
  3. проводить наблюдения за состоянием собственного организма путем подсчета пульса, измерения давления.
  4. получать и оценивать значение информации из разных источников о здоровом образе жизни и факторах, способных привести к развитию болезней.

Применять знания и умения:

  1. соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травматизма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. оказывать первую помощь при переломах костей, вывихах и растяжениях суставов, кровотечениях, отсутствии дыхания и сердечной деятельности, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током и молнией.

Основное содержание:

   Введение.

Науки о человеке. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни.

1. Общий обзор организма человека.

части и полости тела. Топография внутренних органов. Уровни организации организма. Клетка и ее строение. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии. Деление клеток, их рост и развитие. Основные ткани животных и человека. Строение нейрона. Органы, системы органов, организм.

2. Опорно-двигательная система.

Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Состав и строение костей, их форма и функция. Внутренне строение костей. Основные отделы скелета. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Последствия гиподинамии.

3. Кровь и кровообращение.

Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды. Состав крови. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных заболеваний. Строение сердца. Большой и малый круг кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Первая помощь при носовых кровотечениях.

4. Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.  Регуляция дыхательных движений. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.

5. Пищеварение.

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Всасывание. Наиболее опасные заболевания желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения. Инфекционные заболевания.

6. Обмен веществ и энергии.

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания. Витамины.

7. Выделение.

Значение выделения. Органы мочевыделения. Строение почки. Роль и регуляция работы почек. Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды.

8. Кожа и теплорегуляция.

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Регуляция теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды.

9. Нервная система.

Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная  и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг, его строен, значение и функции. Строение головного мозга. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры.

10. Органы чувств и анализаторы.

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Органы зрения. Строение и функции глаза. Заболевания и повреждения глаз. Первая помощь при повреждении глаз.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждения.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

11. Гормональная регуляция и вегетативная нервная система.

Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение. Взаимодействие нервной и эндокринной систем. Гормоны надпочечников. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой.

12. Индивидуальное развитие организма.

Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская и мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

13. Поведение и психика.

Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Познавательные процессы человека. Волевые процессы. Эмоции. Внимание. Работоспособность. Личность и ее особенности. Человек и его место в биосфере.

Контроль уровня обученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.


Тематическое планирование   на 2011-2012 уч. год

 

Предмет: биология

Класс: 8

 

Учитель:  Комарова Мария Дмитриевна

Количество часов в год –  36

Количество часов в неделю -1

Лабораторных работ -2

Зачетов – 2

 Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений  6-9 классы . Составитель В.С.КучменкоМ.: Дрофа 2004г

 

Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г.

урока

                     Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Введение – 1 час.

1

Биологическая и социальная природа человека.

Изучение нового материала

записи в тетради

1. Общий обзор организма человека -3 часа.

2

Общий обзор организма человека. Строение клетки.

Изучение нового материала

§ 1

3

Ткани животных и человека

Лекция

§ 2

4

Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.

Лекция

§ 3 , тест

2. Опорно-двигательная система – 5 часов.

5

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Изучение нового материала

§ 4-5

6

Скелет головы и скелет туловища

Комбинированный урок

§ 6, карточки

7

Скелет конечностей. Первая помощь при растяжениях, переломах, вывихах

Комбинированный урок

§ 7-8

8

Мышцы человека. Работа мышц.

Комбинированный урок

§ 9-10

9

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Комбинированный урок

§ 11-12, индивидуальные задания

3. Кровь и кровообращение – 4 часа.

10

Значение крови и ее состав. Иммунитет

Комбинированный урок

§ 13-14

11

Тканевая совместимость и переливание крови.

Комбинированный урок

§ 15

12

Строение и работа сердца.

Комбинированный урок

§ 16-17, тест

13

Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях

Комбинированный урок

§ 18-21, карточки

4. Дыхание – 2 часа.

14

Органы дыхания. Строение легких. Л/р № 1: «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

Изучение нового материала

§ 22-25

15

Первая помощь при поражениях органов дыхания. Гигиена дыхания.

Комбинированный урок

§26-28, подготовка к зачету.

Зачет № 1 по темам: «Опора и движение. Кровь и кровообращение. Дыхание».

Урок контроля и оценки ЗУН

5. Пищеварение – 3 часа.

16

Значение и состав пищи. Органы пищеварения.

Комбинированный урок

§ 28-30

17

Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л/р № 2: «Пищеварение в ротовой полости».

Комбинированный урок

§31

18

Пищеварение в кишечнике. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

Комбинированный урок

§ 32-34, карточки

6. Обмен веществ и энергии – 2 часа.

19

Обменные процессы в организме.

Комбинированный урок

§ 35

20

Витамины.

Комбинированный урок

§ 36-37

7. Выделение – 1 час.

21

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек.

Комбинированный урок.

§38-39, кроссворд

8. Кожа – 1 час.

22

Кожа. Теплорегуляция. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Комбинированный урок.

§ 40-42

9. Нервная система – 3 часа.

23

Нервная система. Нейрогуморальная регуляция.

Комбинированный урок

§ 43

24

Строение и функции спинного мозга.

Комбинированный урок

§ 44, стр.132-133

25

Отделы головного мозга, их значение.

Комбинированный урок

§ 44, стр. 134-136

10. Органы чувств и анализаторы – 3 часа.

26

Органы чувств и их анализаторы.

Комбинированный урок

§ 45

27

Орган зрения. Заболевание и повреждения глаз.

Комбинированный урок.

§46 - 47

28

Орган слуха и равновесия. Их анализаторы.

Комбинированный урок

§ 48 -49, тест

11. Эндокринная система – 2 часа.

29

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

Комбинированный урок

§ 50

30

Роль гормонов в обмене веществ

Комбинированный урок

§ 51, подготовка к зачету

Зачет № 2 по темам: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа. Эндокринная система. Нервная система. Органы чувств и анализаторы».

Урок контроля и оценки ЗУН

12. Индивидуальное развитие организма – 3 часа.

31

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания.

Комбинированный урок

§ 52, 54

32

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Комбинированный урок

§ 53, 55 тест

33

Личность и ее особенности

Комбинированный урок

§ 62

13. Поведение и психика – 3 часа.

34

Врожденные и приобретенные формы поведения.

Комбинированный урок

§ 56

35

Закономерности работы головного мозга. Сон.

Комбинированный урок

§ 57-58

36

Особенности высшей нервной деятельности.

Комбинированный урок

§ 59-62, карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...