Рабочая программа по биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Рабочая программа по биологии 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

 .

Рабочая программа

по биологии 9 класс

составлена учителем биологии

 Комаровой М.Д.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236),  примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001г.).

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану  для  9  класса предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю (всего за год 36 часов), по этому темы проходятся обзорно, а остальной материал выводится на самостоятельное изучение.

Особенности организации учебного процесса:

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность  компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

                     Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

Введение.

3

1

2

Основы цитологии

10

6

2

Организм, его свойства и развитие

5

3

3

Основы генетики.

9

6

6

Основы селекции растений и животных

4

2

4

Происхождение жизни и развитие органического мира

6

2

3

Учение об эволюции

10

4

1

Происхождение человека (Антропогенез)

6

3

1

Основы экологии

14

9

2

Заключение

1

0

1

Итого

68

36

32

В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии:

1. Познакомить учащихся с условиями жизни, закономерностями  живой природы и зависимостях в ее процессах и явлениях. Выделить закономерности развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимости этих процессов и роль их в культуре человечества. Познакомить учащихся с работами известных ученых-биологов. Сформировать знания о науке «Генетика», рассказать что изучает генетика, Мендель, как основоположник генетики, познакомить с основными понятиями генетики; познакомить с законами генетики. Формировать у учащихся основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; познакомить с объектом исследований. Познакомить учащихся с экологическими проблемами в мире и в нашем регионе.

2.  Развивать умения решать типовые генетические задачи, уметь анализиро вать условия задач и делать выводы; умения слушать, выделять главное в тексте.

3. Воспитывать коммуникабельные качества, уважение к труду биологов – эволюционистов, бережное отношение к природе, своему здоровью, интерес к предмету.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устные и письменные зачетные работы.

итоговый -  контроль в конце изучения зачетного раздела.

формы: устные и письменные зачетные работы.

 Формы занятий

1. групповые консультации

2. зачет

Формы  и методы проведения зачета:

1. Тест.

2. Письменный зачет.

3. Устно-индивидуальный опрос.

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс.  М.: Вентана-Граф,  2008г

 Дополнительная литература для учителя:

1. Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005г.

2. О.Н. Ридигер. Экзаменационные вопросы и ответы. Биология 9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

3. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

5. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

6. Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике. М.: Центр РСПИ,1991 г.

Учебный комплекс ученика:

1.Учебник: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс.  М.: Вентана-Граф,  2008г. 2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.

3. О.Н. Ридигер. Экзаменационные вопросы и ответы. Биология 9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по биологии.

3нать и понимать:

  1. особенности жизни как формы существования материи;
  2. роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  3. фундаментальные понятия биологии;
  4. Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  5. основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  6. соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  7. основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при  охране окружающей среды и здоровья человека.

Уметь:

  1. пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  4. решать генетические задачи, составлять родословные.
  5. Составлять план, конспект;
  6. владеть языком предмета.

Применять знания и умения:

  1. соблюдать правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для дальнейшего устойчивого сосуществования человека и природы;
  2. прогнозировать возможные последствия своей деятельности для существования отдельных видов растений, животных, встречающихся в данной местности, нуждающихся в охране по причине изменения мест обитания и сокращающейся численности.

Основное содержание:

Введение

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

1. Основы цитологии.

Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Химический состав. Строение клетки. Разнообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез.

2. Организм, его свойства и развитие.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их свойства. Формы размножения организмов: бесполое и половое. Вегетативное размножение. Деление клетки прокариот и эукариот. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и полового способов размножения.

3. Основы генетики.

Основные понятия генетики. Понятия о гене, генетике, наследственности и изменчивости. Законы наследственности и закономерности изменчивости. Хромосомная теория наследственности. Наследственные болезни, сцепленные с полом, у человека. Закономерности изменчивости. Мутационная и модификационная изменчивость. Значение мутаций для жизнеспособности особей. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде.

4. Основы селекции растений и животных.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижение селекции растений. Клеточная инженерия. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.

5. Происхождение жизни и развитие органического мира.

Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма развития жизни на Земле.

6. Эволюционное учение.

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Видообразование. Основные направления эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях.

7. Происхождение человека.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными. Доказательства происхождения человека от животных. Человеческие расы. Движущие силы и этапы эволюции человека. Влияние человека на природу Земли.

8. Основы экологии.

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Основные понятия экологии популяций. Динамика численности популяций в природных сообществах. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Развитие и смена биогеоценозов. Биосфера, ее структура и свойства.  Роль экологической культуры у человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Контроль уровня облученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.

                                                                                       

                                                             

Тематическое планирование   на 2011-2012 уч. год

 

Предмет: биология

Класс: 9

 Учитель:  Комарова Мария Дмитриевна

Количество часов в год –  36

Количество часов в неделю – 1

Лабораторных работ -1

Практических работ – 1

Зачетов – 2

 Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений  6-9 классы. Составитель В. С. Кучменко. М.: Дрофа 2004г

Учебник: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс.  М.: Вентана-Граф,  2008г

№ урока

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

1. Введение в основы общей биологии- 1 час.

1

Общие свойства живого. Формы жизни

Урок новых знаний

§ 1-3

2. Основы цитологии– 6 часов.

2

Клеточное строение организмов. Химический состав клеток. Неорганические вещества.

Урок новых знаний

§ 4-5

3

Органические вещества клетки.

Комбинированный урок.

§ 6

4

Строение клетки. Л/р № 1: «Изучение клеток растений и животных».

Комбинированный урок.

§ 7-8, тест

5

Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков клетке.

Комбинированный урок.

§ 9-10

6

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Комбинированный урок.

§ 11

7

Обеспечение клетки энергией.

Комбинированный урок.

§ 12, карточки

3.Организм, его свойства и развитие– 3 часа.

8

Типы размножения организмов. Деление клетки. Митоз.

Комбинированный урок.

§ 13-14

9

Образование половых клеток. Мейоз. Онтогенез.

Комбинированный урок.

§ 15-16

10

Обобщающий урок по темам: «Основы цитологии. Организм, его свойства и развитие»

Обобщающий урок

Подготовка к зачету.

Зачет № 1 по темам «Основы цитологии. Организм, его свойства и развитие»

Урок контроля и оценки ЗУН

4. Основы генетики– 6 часов.

11

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.

Урок новых знаний

§ 18-19

12

Дигибридное скрещивание.

Комбинированный урок.

§ 20, карточки

13

Практическая работа № 1 «Решение генетических задач».

Практикум

14

Сцепленное наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Комбинированный урок.

§ 21-22

15

Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение генетических задач.

Комбинированный урок.

§ 23, карточки

16

Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости.

Комбинированный урок.

§ 24-25

5. Основы селекции растений и животных - 2 часа.

17

Генетические основы селекции организмов. Селекция растений.

Урок новых знаний

§ 27-29

18

Особенности селекции животных и микроорганизмов.

Комбинированный урок.

§ 30-31, тест

6. Происхождение жизни и развитие органического мира – 2 часа.

19

Возникновение жизни на Земле. Значение фотосинтеза и круговорота веществ.

Урок новых знаний

§ 32-34

20

Этапы развития жизни.

Комбинированный урок.

§ 35, инд. задания

7. Учение об эволюции – 4 часа.

21

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Комбинированный урок.

§ 36-37

22

Результаты эволюции.

Комбинированный урок.

§ 37-38

23

Вид, его структура и особенности. Видообразование.

Комбинированный урок.

§ 39-40

24

Микро и макроэволюция. Основные направления эволюции.

Комбинированный урок.

§ 41-42, кроссворд

8. Происхождение человека (Антропогенез) – 3 часа.

25

Доказательства эволюционного происхождения человека.

Комбинированный урок.

§ 44-45

26

Этапы эволюции человека. Человеческие расы.

Комбинированный урок.

§ 45-47

27

Обобщающий урок : «основы генетики. Происхождение жизни на Земле. Учение об эволюции. Антропогенез».

Обобщающий урок.

Подготовка к зачету.

Зачет № 2 по темам: «Генетика. Основы селекции. Происхождение жизни на Земле. Учение об эволюции. Антропогенез».

9. Основы экологии - 9 часов.

28

Закономерности действия факторов среды на организмы.

Комбинированный урок

§ 50-51

29

Биотические связи в природе.

Комбинированный урок

§ 52 – 53, тест

30

Популяции как форма существования видов в природе.

Комбинированный урок

§ 54-55

31

Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема.

Комбинированный урок

§ 56-57

32

Развитие и смена биогеоценозов.

Комбинированный урок

§ 58

33

Л/р № 2: «Описание экосистем своей местности». Биосфера.

Комбинированный урок

§ 59

34

Рациональное использование природы и её охрана.

Комбинированный урок

§ 60, карточки

35

Экологические проблемы.

Комбинированный урок

Подготовиться к итоговому тестированию

36

Итоговое тестирование за курс 9 класса.

Урок контроля и оценки ЗУН



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...