Преподавание курса "Экология Москвы и УР".
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Воронченкова Вера Павловна

Эколого-гуманистический подход в преподавании курса "Экология Москвы и устойчивое развитие".

Межпредметные связи курса биологии, общей экологии, экологии Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_ekologii.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 556 (ГБОУ ЦО № 556)


               Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы


117570, Москва, ул. Днепропетровская,  д.33-А                тел./факс 313-74-10                              E-mail: sch556@sinergi.ru

ПУБЛИЧНОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

СОБСТВЕННОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

В  ФОРМЕ  ОТКРЫТОГО  ЗАНЯТИЯ

Учителя биологии ГБОУ ЦО 556  ЮОУО г. Москвы

Воронченковой Веры Павловны

по теме:

«Э К О Л О Г О  -   Г У М А Н И С Т И Ч Е С К И Й     П О Д Х О Д

В   П Р Е П О Д А В А Н И И    К У Р С А

«Э К О Л О Г И Я   М О С К В Ы    И     У С Т О Й Ч И В О Е      

Р А З В И Т И Е»

10 ( 11 )  класс

( из опыта работы)

06 марта 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ :

Введение.

  1. Экологическое образование в интересах устойчивого развития                      с. 3-4    

как направление    модернизации образования.

Основная часть.

2.   Эколого – гуманистический подход в образовании.                                          с. 5                            

      3. Эколого-ориентированные ценности в преподавании курса                               с. 5-6                          

          «Экология Москвы и устойчивое развитие».

      4. Компетентность в современном обществе.                                                            с. 7-8                                                    

      5. Ценностно-смысловые ориентиры для формирования  ключевых                      с. 8-9                      

          компетенций в   ЭОУР.  

      6. Диагностика ценностно-смысловых ориентиров учащихся.                               с. 10-14                                                    

     7. Межпредметные связи  курса «Экологии Москвы  и  УР»                                   с. 14-20

        с  другими  предметами.                                          

     8. Внеклассная работа с учащимися.                                                                          с. 20-27                            

Заключение.                                                                                                                      с.26-28

Список литературы  и электронные приложения.                                                    с. 29-31                                                                                  

Цели  и задачи  курсовой  работы :

  1. Рассмотреть новые подходы к организации экологического образования в школе.
  2. Показать практическое значение курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в жизни современного человека.
  3. Отметить межпредметные связи курса экологии с биологией и другими предметами.
  4. Продемонстрировать возможности курса «Экология Москвы и УР» во внеклассной работе.
  5. Провести диагностику ценностно-смысловых ориентиров школьников для формирования ключевых компетенций в ЭОУР.

Введение.

  Согласно новым образовательным стандартам основными направлениями развития образования являются компетентностный и системно-деятельностный подходы, основанные на личностно-ориентированном обучении.

  Выдающийся российский ученый Н.Н. Моисеев (1917-2000) сказал : «Принципы жизни – в согласии с Природой и ее законами – должны войти в кровь и плоть человека. Значит, первое, что можно и нужно делать сегодня, понять, принять эти принципы и решать проблемы образования и воспитания.»

  В условиях современного экологического кризиса возникла серьезная необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни и поведения всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом эколого-гуманистическом подходе к пониманию общечеловеческих ценностей : сохранения многообразия экосистем планеты, восприятия Земли как уникальной экосистемы, бережного отношения ко всему живому.

  Новые стратегические линии модернизации образования нашли свое отражение в целевых установках городской программы развития «Столичное образование – 5» на 2009 – 2011 годы.

  В настоящее время во всем мире активно развивается такое направление в образовании как образование в интересах устойчивого развития. Речь идет  о новой парадигме в образовании, которая призвана воспитать человека с новым типом мышления, позволит гармонизировать развитие человеческой цивилизации с возможностями биосферы.

Организацией Объединенных Наций 2005-2014 годы объявлены десятилетием образования в интересах устойчивого развития.

  Образование в интересах устойчивого развития отличается от традиционного экологического воспитания и образования своей многогранностью, т.к. рассматриваются не только природно-охранные аспекты, но и экономические, социальные и др. Необходимо развитие прогностического мышления, умения предвидеть последствия тех или иных событий. Надо готовить детей к жизни в будущем мире, который будет другим, но каким именно он будет – можно только предполагать.  В наше время важно предотвратить глобальный кризис, который угрожает человеческой цивилизации.

ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ.

Эколого-гуманистический подход.

  Анализ современных глобальных экологических проблем показал, что в связи с изменением экологической ситуации в мире формирование системы эколого-ориентированных ценностей на современном этапе идет по 3-м направлениям :

  1. Учет глобальных изменений на планете.
  2. Пересмотр отношений в системе человек-природа.
  3. Адаптация к новым формам взаимодействия человек-общество-природа.

  Курс старшей школы «Экология Москвы и УР» позволяет сформировать у учащихся эколого-ориентированные ценности как на уроках, так и во внеурочное время.

Среди них можно выделить следующие (Иващенко, Панов, Гагарин, 2008 ) :

Вид ценности

Характеристика

Общечеловеческие эколого-ориентированные ценности

Нормы для всего человечества в любое историческое время.

Отношение к Земле как уникальной экосистеме.

Социоприродные эколого-ориентированные ценности

Разнообразная деятельность человека во взаимодействии с окружающей природой и неотделимость от культуры человеческой цивилизации.

Эколого-нравственные ценности

Забота о флоре и фауне, бережное и разумное отношение к природе, безопасность жизни.

Эколого-гуманистические ценности

Здоровье человека, познание и признание законов природы во взаимоотношениях в системе «человек-природа».

Эколого-эстетические ценности

Красота природы как ценность и необходимое условие жизни человека.

Социопродуктивная   эколого-ориентированная деятельность

Экономия природных ресурсов, улучшение местной и глобальной обстановки.

Личностные эколого-ориентированные ценности

Любовь к природе, готовность понимать окружающий мир, доброта, сострадание, милосердие, познание природного мира и себя как его неотъемлемой части, духовное и физическое единство с природой, хорошее здоровье человека, наслаждение красотой и неповторимостью природы.

  Большой вклад в разработку основных подходов для обновления содержания экологического образования внесли такие авторы как  Л.В. Выготский, А.А. Леонтьев,

Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин и др.

  Современный урок требует от учителя не столько знакомства школьника

с основами наук, сколько освоения  каждым отдельным учеником  образовательных, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, социально-гражданских, коммуникативных компетенций, которые обеспечивают личностный рост и развитие каждого индивидума.

Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», на основе проведенных исследований выделяет качества, необходимые человеку в профессиональной деятельности :

  1. Способность работать самостоятельно без постоянного руководства.
  2. Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе.
  3. Способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать.
  4. Готовность замечать проблемы и искать пути их решения
  5. Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа.
  6. Способность уживаться с другими.
  7. Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе, т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими.
  8. Умение принимать решения на основе здравых суждений – то есть не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.

В Декларации Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития ( март – апрель 2009 г., Бонн ) отмечается, что «…в первое десятилетие 21 века мир сталкивается со значительными, комплексными и взаимосвязанными проблемами и сложностями развития и образа жизни. Мировые финансовый и экономический кризисы подчеркнули рискованность неустойчивых моделей и систем экономического развития, основанных на получении краткосрочных выгод… нам необходимо прийти к общим соглашениям по образованию, которые позволят людям осознать необходимость перемен…такое образование должно быть качественным, обеспечивающим ценности, знания, навыки и компетенции для устойчивой жизни в обществе».

  Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения.

  Целью воспитания является создание условий для принятия школьниками ценностно-смысловых ориентиров, т.е. положительных установок, по которым ученик может оценивать свои поступки, результаты образовательной и эколого-ориентированной социально-значимой деятельности.

  В качестве таких ориентиров предлагаются следующие :

Ценностно-смысловые ориентиры учащихся для формирования ключевых компетенций в  ЭОУР  ( Г.А. Ягодин ) :

Ценностно-смысловой ориентир

Характеристика

Познание как ценность

Увлечённость учёбой в школе, стремление получить представления об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению поставленных задач, готовность прилагать усилия в процессе освоения новых видов деятельности.

«Я» как ценность

Позитивное отношение к себе, уверенность в себе и в собственных силах, вера в достижении успеха, открытость и искренность при общении с другими людьми, стремление к самопознанию, интерес к себе как к личности и индивидуальности.

Другие люди как ценность

Готовность воспринимать другого человека как индивидуальность, доброжелательность, уважение, доверие, умение конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Природа как ценность

Осмысление единства живого и неживого в природе, понимание необходимости гармонизации взаимоотношений общества и природы, осознание пределов экологической ёмкости биосферы, рациональное использование природных ресурсов, сохранение жизни на всех уровнях её организации.

Социально-значимая деятельность как ценность

Готовность старшеклассников действовать в социуме, интерес к участию в общественно-значимом труде, содействие в решении социально-экологических проблем, развиие собственных деловых качеств.

Ответственность как ценность

Степень ответственности каждого за то, что происходит с ним в жизни, объяснение совершаемых человеком действий, стремление анализировать свои поступки, добросовестное отношение к выполняемым делам.

Диагностика ценностно-смысловых ориентиров учащихся

( методика психолого-педагогической диагностики переработана по материалам книги «Портфолио ученика средней школы» автора-составителя И.Г. Юдиной).

  На уроках экологии  при изучении раздела «Экологический мониторинг» старшеклассникам предлагается анкета. Из двух утверждений выбирается то, которое лучше согласуется с мнением анкетируемого.

Анкета состоит из 5 содержательных блоков, каждый из которых содержит  10 вопросов.

Рассматривается 3 уровня проявления той или иной ценностной ориентации :

1 уровень ( 7- 10 баллов ) – высокий; 2 уровень ( 4 – 6 баллов ) – средний; 3 уровень ( 0 – 3 балла ) – низкий.

Ученики 10-х классов с интересом ответили на все вопросы анкеты ( по И.Г. Юдиной ), мною были обработаны анкеты и получены результаты.

По итогам диагностики можно получить информацию о качестве образовательного процесса и его эффективности в деятельности учебного заведения, направленной на формирование у учащихся ценностно-смысловых ориентиров.

ИТОГИ   АНКЕТИРОВАНИЯ   учащихся 10-х классов ГОУ ЦО № 556 в 2011 году :

Протестировано 19 уч-ся 10 «А» (гуманитарного) и 19 уч-ся 10 «Б» (технического) классов.

Общая сумма баллов 10 «А» - 624, т.о. средний балл – 32,8;

                                     10 «Б» - 487, ср. балл – 25,6.

При ответах девочки продемонстрировали большую социальную зрелость.

Шкала «Познание как ценность».

Средний балл уч-ся = 5.8 (средний уровень )

Что свидетельствует о понимании уч-ся значения образования, о восприятии познания как важной ценности в жизни, хотя полного осознания самоопределения по отношению к этой ценности в осознании подростков не произошло. Есть над чем поработать учителям-предметникам и классным руководителям.

Шкала «Я – ценность».

Средний балл уч-ся = 6.0 ( средний уровень )

Показывает, что уч-ся уделяет собственному «я» достаточно много внимания, старается быть позитивным в своём самовосприятии, а так же серьёзно задумывается о способах самовыражения.

Шкала «Другие люди – как ценность».

Средний балл уч-ся – 4.8 ( средний уровень )

Свидетельствует, что старшеклассники признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей. Однако не всегда школьникам удаётся безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.

Шкала «Общественно-полезная деятельность».

Средний балл уч-ся – 5.4 (средний уровень )

Говорит о том, что ученики понимают важность общественно-полезной деятельности и готовы отдать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самодеятельности.

Шкала «Ответственность как ценность».

Средний балл уч-ся 10-х классов (38 человек) – 7.0 (высокий уровень).

Свидетельствует о наличии ответственности как особо важной личностной характеристике. У таких уч-ся преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление а самоанализу.

Важно отметить, что набранное число баллов учащимися 10 гуманитарного класса превышает намного число баллов, набранное техническим классом, что находит отражение в отношении школьников к учебному труду и результатам обучения по предмету. В гуманитарном классе уч-ся обучаются без троек по экологии, только на «4 – 5».

ОБОБЩЕНИЕ  ответов учащихся  ( по анкетам уч-ся ) :

  1. Многие уч-ся отметили, что им необходимо поработать над отношением к другим людям, больше выполнять общественно-полезной работы не только для себя, но и для окружающих.
  2. Важно научиться уважать людей, несмотря на их недостатки, и  выстраивать с ними грамотные межличностные отношения.
  3. Некоторые старшеклассники увидели, что их самооценка сильно завышена, что мешает им не только в общении с окружающим миром, но и в учебном процессе.
  4. Отдельные школьники показали низкую самооценку, несмотря на хорошие и отличные результаты обучения, что позволило им пересмотреть свое отношение к самому себе и окружающим людям.
  5. Несколько человек отнеслись критически к вопросам анкетирования, высказали свое несогласие с результатами диагностики, назвали свои собственные недостатки, например, лень и наметили пути самосовершенствования, продемонстрировав, таким образом, свою социальную зрелость.
  6. Большинство анкетируемых школьников остались довольны результатами, согласились с выводами и наметили дальнейшую серьёзную работу над собой, желая улучшить свои учебные успехи, формы взаимоотношений с другими людьми и подготовиться ко взрослой жизни.
  7. Многие старшеклассники были самокритичны, склонны анализировать своё поведение и отметили важность повышения чувства ответственности за все, происходящее в их жизни. Они с удивлением увидели, что действительно хотят приносить пользу другим и себе. Пока они не могут назвать себя полностью сформированной личностью, но уже увидели направление совершенствования  индивидуальности и самоконтроля.
  8. Только единицы считают себя вполне сформированной личностью, способной отвечать по-взрослому за свои поступки и нести ответственность за происходящее с ними в жизни.
  9. Некоторые школьники связывают своё отношение к будущей взрослой жизни с выбором будущей профессии, которая должна приносить не только материальный доход, но и общественную пользу, а также экологическую безопасность.
  10. Отдельные старшеклассники задумались о своих взаимоотношениях с родными и друзьями, собственной самостоятельной ответственности за свои поступки, наметили пути выхода из возникающих конфликтных ситуаций и способы разрешения жизненных проблем.

Выводы : 1. Проведенная на уроках экологии диагностика  показала, что у       старшеклассников ГБОУ ЦО 556 ЮАО г. Москвы сформированы ценностно-смысловые ориентиры  в обучении.

  1. У учащихся выявлена потребность в познании и эмоциональном восприятии познания, как позитивного, так и негативного; а так же стремление к приобретению знаний об окружающем мире и отношение к познанию этого мира.
  2. Диагностика показала отношение подростков  к самим себе, а так же формирование важных личностных характеристик, например, самопознание, осознание собственных чувств, поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности.
  3. Анкетирование определило степень выраженности восприятия подростком другого человека как индивидуальности и умение выстраивать межличностные отношения.
  4. Данная работа позволила определить степень выраженности у учащихся сознательного отношения к социально значимой деятельности, направленной на содействие решения социально-экологических проблем, осознания  человека как существа общественного.
  5. Выявлена степень ответственности старшеклассников за то, что случается с ними в жизни, определены потребности в обосновании, объяснении совершаемых  ими действий и степень ответственности каждого человека за совершаемые им дела.

  Учебный курс «Экология Москвы и УР» является межпредметным, тесно связан с биологией, химией, физикой, географией, психологией, педагогикой, демографией, психологией, направлен на получение знаний в области урбоэкологии и устойчивого развития Москвы, а также на  переосмысление мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, связанных со становлением целостной деятельной личности. Данный курс является одним из немногих, в котором введена проблематика устойчивого развития общества, рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности.

  Материал курса удачно интегрируется с учебником «Основы экологии» Н.М. Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова, особенно в части 2 «Социальная экология», глава 4 «Экологические связи человека», глава 5 «Экологическая демография», глава 6

 «Экологические проблемы и их решения».

Приведем примеры :

Тема урока

Учебник «Экология Москвы и УР» Г.А. Ягодина

Учебник «Основы экологии» Н.М. Черновой. 10 (11) кл.

От экологических кризисов и катастроф к УР.

* 4. «От экологических кризисов и катастроф к УР»

* 34. «Современные проблемы охраны природы».

Становление Москвы как города.

* 8. «Становление Москвы как города с 12 по 21 век»

* 23, 24. «Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека».

Характеристика экономико-географического положения столицы.

* 7. «Характеристика экономико-географического положения столицы»

* 25. «Использование орудий и энергии»

Культурно-историческая среда города.

* 9. «Культурно-историческая среда города»

* 26-29. «История экологических связей человечества».

Рельеф, ландшафты и геологическое строение Москвы.

* 13. «Рельеф и геологическое строение Москвы»

* 34, 37 «Использование и охрана недр. Современные проблемы охраны природы»

Почва и грунты города.

* 15. «Почва и грунты города»

* 38. «Почвенные ресурсы, их использование и охрана»

Климат, атмосфера и водные ресурсы Москвы.

*17. «Климат и погода Московского мегаполиса».

* 18. «Атмосфера города и источники ее загрязнения»

* 35, 36. «Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование и охрана вод».

Экологический каркас города.

* 20. «Экологический каркас города»

* 22, 23. «Экологическая перспектива. Экология как научная основа природопользования».

Биологическое разнообразие Москвы.

* 21. «Биологическое разнообразие Москвы. Флора города»

* 23. «Биологическое разнообразие Москвы. Фауна города».

* 20. «Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости экосистем».

* 21. «Биосфера как глобальная экосистема».

* 39,40. «Современное состояние и охрана растительного и животного мира».

Демографические особенности современной Москвы.

* 25. «Демографические особенности современной Москвы».

* 30-33. «Социально-географические и экологические особенности демографии человечества. Рост численности человечества. Демография России. Демографические перспективы».

Водоснабжение населения. Качество воды.

* 29. «Водоснабжение города»

* 36. «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Природоохранная деятельность.

* 31. «Экологическая безопасность и здоровье человека».

* 15-17, 19. «Биогеоценоз и его устойчивость. Законы организации экосистем. Саморазвитие экосистем».

  Расширяют кругозор, развивают познавательные способности учащихся, повышают их учебную мотивацию  игровые упражнения, представленные в учебнике «Экология Москвы и УР»,  по принятию коллективных решений, по развитию толерантности, игровые занятия «Экологический след», «Строим Экоград».

Большое воспитательное значение имеют проведенные экскурсии в музеи истории, археологии, образования Москвы, по городу, а также в музей землеведения МГУ, Музей воды, Государственный Дарвиновский музей.

  По итогам изучения разделов представленных учебников учащиеся получат следующие знания :

  1. экологических кризисов и катастроф в истории цивилизации, различиях и причинах возникновения.
  2. понятий экосистемы, основных экологических законов.
  3. концепции устойчивого развития, программных документов и основных международных мероприятий по воплощению идей УР.
  4. понятий антропо- и биоцентризма.
  5. функций города в истории и современности.
  6. социально-экономических, исторических и экологических особенностей Москвы.
  7. понятий «город», «городская агломерация», «мегаполис».
  8. экономико-географического положения Москвы, его преимуществ.
  9. основных этапов становления Москвы, изменения численности и состава населения.
  10. понятия «культурно-историческая среда города», особенностей восприятия городской среды.
  11. компонентов урбосистемы и факторов их формирования.
  12. основных видов воздействия человека на городскую среду и их последствий.
  13. геологического и ландшафтного своеобразия Москвы.
  14. почв, гидрографической сети, атмосферы и климатических особенностей столицы.
  15. биологического разнообразия и экологических групп флоры и фауны Москвы.
  16. функциональной и планировочной структуры города
  17. демографических и социально-экономических особенностей Москвы.
  18. о традиционных и альтернативных источниках энергии.
  19. о транспорте как системе жизнеобеспечения горожан.
  20. водоснабжении города, проблемах водных ресурсов и перспективах развития.
  21. о здоровье и экологической безопасности как показателях качества жизни.
  22. основ энерго- и ресурсосбережения.
  23. основ, задач и методов экологического мониторинга.
  24. основных понятиях и принципах устойчивого развития.
  25. рациональном ресурсопотреблении.

Так же  у учащихся будут сформированы следующие умения и навыки :

  1. критического и аналитического осмысления естественнонаучной информации.
  2. развития коммуникативных способностей.
  3. компетентностного подхода к социально-значимым проблемам современности.
  4. системного мышления в области устойчивого развития.
  5. решения коллективных задач, предотвращения конфликтных ситуаций.
  6. сравнительно-аналитической работы с нормативными документами по экологии и охране окружающей среды.
  7. моделирования экологических проблем, требующих межпредметных знаний.
  8. осмысления учебного материала, формулировки выводов, применения полученных знаний на практике в различных ситуациях.
  9. работы с различными источниками информации, критического и аналитического осмысления учебного материала.
  10. эффективного общения и сотрудничества для принятия коллективных решений.
  11. оформления и презентации результатов учебно-исследовательской работы на учебной конференции.
  12. безопасного поведения в природе, ответственного отношения к природным объектам.
  13. выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе.
  14. грамотно работать с информацией.
  15. формировать и отстаивать собственное мнение, оценивать экологическое состояние окружающей среды.

 Внеклассная работа с учащимися.

  Экологические знания имеют общечеловеческое значение и формируются в процессе изучения ряда предметов, особенно биологии и географии на протяжении всего периода обучения в школе.  Эти знания  интересны детям, поэтому учащиеся принимают активное участие в школьных и окружных турах Всероссийской олимпиады школьников по экологии, в городской олимпиаде школьников на биологическом факультете МГУ, дистанционных олимпиадах по естествознанию.

 

  В ГОУ ЦО № 556 проходит ежегодная общешкольная межпредметная научно-практическая конференция «Через тернии к звездам» для учащихся 5-11-х классов.

В этом году победителями стали уч-ся 10 класса Подлужная К., Деншенская Е., Крылов К. с работой «Предупрежден – значит вооружен», в которой рассказали о пользе и вреде принимаемых лекарств и биологически активных добавок; Жадан И. (10 кл.) подобрал занимательный и практический материал по теме : «Бионика в жизни человека»; Тарапанова Д. ( 8к кл.) провела исследовательскую работу по теме : «Гармония ума и тела»; Маркова Е. и Ланина А. ( 8 кл. )  изучили понятие «толерантность» и назвали своё исследование «Толерантность – путь к пониманию» и др.

Можно отметить общую заинтересованность заявленными темами школьников среднего и старшего звена, что выразилось в задаваемых вопросах и двух днях конференции.

  Познавательные, творческие, коммуникативные, мировоззренческие качества школьников развивает также и участие в различных конкурсах и акциях экологической направленности. Например, в Южном округе г. Москвы 10 марта прошел конкурс «Моя Земля» на базе ГОУ СОШ № 932, в котором приняли участие 7 человек и награждены грамотами 4 ученика нашей школы. На базе ГОУ № 1636 «Ника» прошел межшкольный конкурс детских проектно-исследовательских работ «Абрис» 26.03.11, в котором отмечены грамотами 6 человек из 7 участников от нашей школы по биологии и экологии.

Благодаря таким мероприятиям, у учащихся формируются  «универсальные учебные действия», что означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию путем сознательного  активного присвоения нового социального опыта. Обеспечивается самостоятельное усвоение новых знаний и умений.

  Таким образом, согласно концепции развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая :

  1. познавательные и учебные мотивы
  2. учебную цель
  3. учебную задачу
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Большой отклик в сердцах детей нашла символическая акция – ЧАС  ЗЕМЛИ, как общественный призыв к решительным мерам по сохранению климата.

С января по март в 5-11-х классах проводится терпеливая работа учителями биологии и экологии, а так же классными руководителями по изменению простых ежедневных привычек школьников, например, экономно расходовать электроэнергию и тепло, бережно относиться к воде, сделать выбор в пользу вторичной переработки бумаги и других материалов, тем самым уменьшая свой собственный, индивидуальный «экологический след» на планете.

  По оценкам ученых, в период с 1961 по 2003 год влияние человеческой деятельности на экосистемы планеты увеличился в 1,5 раза. Если современные тенденции сохранятся, то к 2050 году нам понадобится ВТОРАЯ  планета, чтобы удовлетворить потребности человека в энергии, воде, пище, чтобы найти возможность складировать отходы.

Дети с большой ответственностью и чувством гражданского долга по собственной инициативе принимают участие в этом совместном общественном деле, предлагают решение экологических проблем на различных уровнях – политическом, стратегическом, технологическом, практическом в зависимости от объема учебных знаний и широты собственных взглядов. Однако, все приходят к одному единственно правильному выводу : конечный результат зависит от всех и каждого, от нашего потребительского выбора и стиля жизни. Ведь Земля у нас одна !

В нашей школе ученики с 1 по 11- й класс с большим энтузиазмом принимают участие дважды в год в сборе макулатуры, выпускают газеты по экологической тематике, готовят презентации, посвященные акции «Час Земли» и старшеклассники выступают перед младшими школьниками с рассказом о бережном отношении к планете, стране, городу, улице, дому, в котором мы живем. Видеоролик, составленный учениками 10 класса, был показан на Дне открытых дверей для родителей  1–8-х классов.

В этом году 26 марта в 20.30 каждый желающий и заинтересованный в сохранении жизни на Земле человек сделает свой первый шаг – выключит свет в знак солидарности с людьми всей планеты.

Помощь в повышении экологической мотивации обучения оказывают практические работы курса «Экология Москвы и УР».

Например, практическая работа «Экологический след» ( с.226 – 227  учебника ).

Цель работы : оценить свой личный экологический след.

Положительным в работе можно считать не только оценку личного образа жизни, но и консультации родителей, что объединяет всех членов семьи и делает возможным снижение нагрузки на окружающую среду человеком в масштабах планеты. Обсуждение ответов каждого ученика с классом позволяет найти сходство и различие разных точек зрения и прийти к выводу о путях изменения ситуации к лучшему.

Подведем итоги :

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.

По результатам проведенной работы выяснилось, что на девушек 10 «А» и 10 «Б» классов приходится от 0,1 до 4,2, а на юношей – от 1,4 до 4,3 га.

Для учащихся стало полной неожиданностью, что каждый их них оказывает огромную нагрузку на окружающую среду в масштабах планеты, и что их детям в скором времени негде будет жить. Появилось желание изменить свой привычный образ жизни и всю ситуацию к лучшему.

Обобщение к практической работе :

  1. Большинство уч-ся проживает на небольшой площади жилья .
  2. У многих в современных квартирах есть возможность регулировать отопление в зависимости от погоды .
  3. Выходя из комнаты, не все  выключают свет .
  4. Иногда не выключаются бытовые приборы, оставляются в дежурном режиме .
  5. Многие приезжают в школу на транспорте.
  6. В школе и дома часто употребляются свежезамороженные готовые блюда, совсем немногие предпочитают вегетарианскую пищу.
  7. Все ежедневно принимают душ.
  8. В семьях книги мало кто читает, прочитав газету, большинство выбрасывает ее.
  9. Много воды уходит в семье на мытьё автомобиля.
  10. Все создают огромное количество мусора в результате своей жизнедеятельности, но совсем немногие задумываются о утилизации этих отходов.
  11. Учащиеся ГОУ ЦО 556 откладывают макулатуру дома, чтобы сдать ее в школе осенью и весной ( 2 раза в год в школе проводится организованный сбор бумаги). После проведенной практической работы повысилась мотивация данного школьного мероприятия.

Вывод :

1. Работа имела большое воспитательное значение в сфере   формирования общечеловеческих эколого-гуманистических   компетенций.

Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции.      

  2. Проведенная практическая работа показала влияние привычного образа жизни   каждого отдельного человека на окружающую среду.

  3. Позволила оценить личный экологический след каждого.

        4. Продемонстрировала, что экология – наука обо всех условиях и   факторах  жизни.  

     

«Спасение общества в том, чтобы каждому было дело до всего».

А. Солженицын, писатель и общественный деятель.

  Начало компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании положено докладом «Учиться быть», подготовленным комиссией ЮНЕСКО (Делор, 1998).  В этом документе представлена концепция непрерывного образования («Образование через всю жизнь»), которое опирается на четыре «столпа» :

  1. учить учиться и пользоваться знаниями, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях
  2. учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, научиться справляться с разными ситуациями и работать в команде.
  3. учиться жить вместе, развивая и понимая других людей, выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты.
  4. учиться быть, развивать свои личностные качества.

Нетрудно заметить, что знания – основа компетенций. Практическая работа «Экологический след» помогает учителю развивать концепцию непрерывного образования на практике».

  В документах по модернизации образования записано : «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.»

  Таким образом, поурочная и внеклассная работа учителя-предметника предполагает необходимость :

  1. личностного творчества ученика по отношению к изучаемым объектам и явлениям окружающего мира (личностное содержание образования)
  2. самосознание личного опыта, знаний, обнаружившихся в процессе познания (рефлексивно «снятые» результаты познания и творчества)
  3. проявления позиции и соответствующей деятельности ученика по отношению к достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами. (Хуторской, 2001)

  Комплексы перечисленных элементов образовательной деятельности определяются как образовательные компетенции. В настоящее время экологическая компетенция большинством как зарубежных, так и отечественных исследователей не относится к числу ключевых, необходимых для каждого культурного человека. Я уверена, что экологическая компетентность является жизненно важным звеном в системе результатов экологического образования : экологическая грамотность – экологическая образованность – экологическая компетентность – экологическая культура, как генеральная цель общего экологического образования. ( Ермаков, 2009 ).

  А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская в работе «Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования» ( 2007 ) определяют экологическую компетенцию как способность учащегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания, сформированные на разных учебных предметах, в учебных (модельных) социально-проблемных экологических ситуациях; оценивать варианты рисков и путей решения, включая личное участие.

Я считаю, что рассматриваемые нами ключевые образовательные компетенции носят надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.

  В условиях модернизации российского образования любые преобразования, не обоснованные экологически, не имеют перспективы, т. к. направлены только на реализацию личностного или социального заказа и не ориентированы на идеи коэволюции общества и природы. Эколого-гуманистический подход обеспечивает не только право будущих поколений на здоровую окружающую среду, но и способствует личностному росту и самосовершенствованию учащихся на основе эколого-гуманистических ценностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  В марте 2005 года министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования для устойчивого развития. Это событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития  (2005 – 2014 ).

Одна из ключевых идей концепции устойчивого развития – это развитие общества и экономики в пределах, которые определены окружающей средой, ее ресурсами и способностью к самовосстановлению.

Чтобы обеспечить именно такое развитие, общество должно опираться на следующие принципы :

Десять принципов устойчивого развития ( по материалам ОСЭКО )

  1. Уважительное отношение людей к окружающей среде и забота о собственном месте проживания.
  2. Улучшение качества жизни настоящего и будущих поколений.
  3. Сохранение жизнеспособности биосферы : сохранение экосистем Земли и биологического разнообразия.
  4. Обеспечение устойчивого использования возобновимых ресурсов.
  5. Сокращение до минимума потребления невозобновимых ресурсов.
  6. Деятельность в пределах емкости глобальных экосистем в настоящем и будущем.
  7. Изменение индивидуальной позиции каждого в отношении окружающей среды.
  8. Возможность местных сообществ самостоятельно обеспечивать качество местной окружающей среды.
  9. Наличие общенациональной системы мер по интеграции экономического развития и сохранения окружающей среды.
  10. Принятие международных соглашений и других документов в области использования и сохранения окружающей среды.

Данная концепция не требует от людей , живущих сегодня на Земле, отказаться от всех благ цивилизации. Мы должны использовать ресурсы рационально, избегая конфликта и с природой, и с людьми, принимая здравые решения в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня.

  Многие принципы устойчивого общества связаны как с действиями сообщества людей, так и каждого конкретного человека. Поэтому трудно переоценить роль образования и просвещения в реализации идей устойчивого развития.

  Современный эколого – гуманистический подход к организации экологического образования в школе с помощью курса 10 ( 11 ) кл. «Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает поставленным перед человечеством  задачам по сохранению планеты и жизни на ней, а также помогает учителю сформировать ключевые образовательные компетентности учащихся на уроках и во внеурочное время ( это - общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-гражданская, личностного роста и развития, экологическая компетентности).

  Данный курс помогает мне, как учителю биологии, комплексно подходить и изучению биологии и экологии, опираясь на практический опыт учащихся, используя новые подходы к организации современного образования в школе.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию».

    Учебник для уч-ся 5 кл. ( Вентана-Граф, 2001 )

2. Каменский А.А. «Биология. Введение в общую биологию и экологию».

    Учебник  для 9 кл. ( Дрофа, 2002 )

3. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. «Экология   Москвы и    устойчивое развитие».

    Учебное пособие для 10 (11) кл. (Интеллект-Центр, 2008)

4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.  «Основы экологии».

    Учебник для 10 (11) кл. (Дрофа, 2008)

5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. «Экология»

    Учебник для 10 (11) кл. (АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006)

6. Криксунов Е.А. «Экология»

    Учебник для 10 (11) кл. (Дрофа, 20080

7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология России»

    Учебник для 9-11 кл. (АО МДС, Юнисам, 1995)

8. Современные методические аспекты экологического образования.

    Вып. 3, под ред. Д.В. Моргуна (Социально-политическая мысль, 2006)

    Вып. 4. Натуралистическое образование : традиции и современность (Экопресс,2008)

    Вып. 5. Методы дополнительного образования. (Экопресс,2009)

9. Экологический мониторинг : концепция, подходы, роль в образовательных проектах.

    Под ред. Д.В. Моргуна (Социально-политическая мысль, 2006)

10. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах   устойчивого развития.

    Под редак. Г.А. Ягодина (Центр «Школьная книга», 2009)

11. Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного экологического образования.

Программно-методические материалы к курсу «Экология Москвы и УР».

     МИОО. ОАО «Москов. учебники», 2009, под редак. Г.А. Ягодина.

12. Г.И. Лернер, С.В. Багоцкий и др. «О преподавании биологии в 2010 / 2011

     Методическое письмо. МИОО. ОАО «Москов. учебники», 2010 г.

13. Памятники природы Москвы. Департамент природопользования и охраны

      окружающей среды г. Москвы.

14. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе.

      Сборник научно-методических статей. Выпуск 3. Под редак. С.И. Козленко.

      МИОО. ОАО «Москов. учебники», 2009.

15. Л.Е. Курнешова «Новые подходы к организации экологического образования в школе»

      Центр «Школьная книга». 2007.

16. Преподавание естествознания и природоведения в 2009 / 10 уч. г.

      Под редак. М.Ю. Демидовой. МИОО. ОАО «Москов. учебники», 2009.

17. Материалы восьмого ежегодного городского конкурса творческих работ по  краеведению Москвы.

     Под редак. С.И. Козленко. МИОО. ОАО «Москов. учебники», 2009.

18. Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова и др. «Преподавание курса «Экология Москвы и УР»

      В 2008/ 2009 г. МИОО. ОАОЛ «Москов. учебники», 2008.

19. Экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя.

      МИОО. «Москов. учебники», 2007.

20. Г.А. Ягодин, Н.М. Чернова и др. «Экологическое образование в условиях

      модернизации Российского образования». МИОО.

      ОАО «Москов. учебники», 2009.

21. Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова и др. «Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития».

      МИОО. ОАО «Москов. учебники», 2010.

22. Подписка журнала «Биология в школе» ( №№  за  2008-2011 г. )

23. Подписка журнала «Биология. Первое сентября» ( №№  за 2008-2011 г. )

24. Отдельные  №№  журнала «Экологическое образование»  за 2008-2009 г.

Электронные приложения :

  1. Презентация ученицы 8 «Г» кл. Тарапановой Дарьи «Гармония души и тела».
  2. Презентация уч-ся 8 «Г» кл. Марковой Елизаветы и Ланиной Анастасии «Толерантность – путь к пониманию, согласию стабильности».
  3. Презентация уч-ся 8 «Г» кл. Соловьевой Анны и Андреевой Анастасии «Час Земли».
  4. Видеофильм уч-ся 11 «А» Деншенской Елизаветы, Подлужной Екатерины «Час Земли».

Занятие подготовила и провела учитель биологии  ГБОУ ЦО 556 ЮОУО                              

                         

                                                                                                     Воронченкова Вера Павловна

54

Занятие посетили:

Зам. директора по УВР ГБОУ ЦО 556                                    

                                                                                                     Корягина М.В.

Методист по экологии ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ      

                                                                                                     Белоглазова О.В.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"

Конспект урока  "Welcome to Moscow!" к УМК   К.С. Махмурян  и др. "Moscow"...

Исследовательская работа на тему"Наполеон и Гитлер: путь к Москве и от Москвы"

1.Биографии Наполеона и гитлера2.Личности Наполеона и Гитлера в  военных действиях3.Наполеон и Гитлер: путь к москве и от Москвы4.Общее и различное у Наполеона и Гитлера...

Внеклассное мероприятие, посвящённое 865-летию Москвы " Россия начинается с Москвы "

Сценарий вечера, посвящённого 865-летию Москвы,  содержит фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова, Н. Асеева, В. Фирстова, М. Луконина и может быть использован как вместе с презентацией, так и ...

Нетрадиционный урок литературы: "Москва - наша столица, Москвой надо гордиться".

Рассказываем о Москве в стихах и песнях и не только......

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы г. Москвы на 2012—2016 гг. «Развитие образования г. Москвы» («Столичное образование») в ЮВАО. 100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения.

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы»(«Столи...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...