Викторина на тему "Ракообразные" (биология 7 класс)
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

 

На нашей планете обитает более 35 тысяч ракообразных. Но даже в наше время еще не все виды известны ученым. Ракообразные встречаются практически везде, начиная от луж, рек и озер и заканчивая морями и океанами. Некоторые живут даже в домах. Они приспособились к самым различным условиям. Даже в одном из самых соленых заливов планеты – Кара-Богаз-Гол на Каспийском море живет рак артемия. Некоторые рачки сохраняют жизнь в пересохших водоемах в течение трех лет. Есть среди ракообразных и наземные животные (мокрицы, некоторые крабы), обитающие на суше а различных условиях. Ряд ракообразных (картоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб.

 

Викторина по биологии для учащихся 7 классов.  «Класс Ракообразные»

Тема урока: особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Многообразие и значение их в природе и жизни человека.

Цели урока: закрепить знания об особенностях внешнего строения ракообразных в связи со средой обитания, расширить знания о разнообразии ракообразных, их приспособленности к факторам среды, показать их роль в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом.

Оборудование. Коллекция ракообразных, рисунки или фотографии ракообразных.

 Оформление: на доске плакаты: «Роки- речные санитары водоемов» и «Дафнии – фильтраторы водоемов».

 

Ход урока.

 

Класс делится на группы. Каждой группе раздается материал для  самостоятельного  изучения нового материала. (приложение №1).

 

«Знаете ли вы?»

1. Что есть у омара, но нет у лангуста? (клешни)

2. Свое название эти крабы получили за форму клешни, напоминающую всем хорошо известный музыкальный инструмент. (краб-скрипач)

3. В системе знаков зодиака это животное обозначает созвездие, в котором солнце входит в период летнего солнцестояния – 22 июня. (Созвездие Рака).

4. Эти ракообразные стали так называться потому, что, защищаясь от врагов, а также в засушливые периоды они скатывались в маленькие шарики, мокрые на ощупь. Кто они? (мокрицы)

5. Яйца этого жаброногого рачка, обитающего в соленых озерах и лиманах, обладают колоссальной устойчивостью к неблагоприятным условиям среды. Ветром жизнеспособные яйца переносятся на огромные расстояния, обеспечивая расселение рачка. Как он называется? (артемия)

6. В весенних лужах после обильных дождей можно встретить небольших рачков с плоским панцирем в виде двускатной раковины, покрывающей почти все тело снаружи, как щитом. В древности бытовало поверье, что они падают якобы с неба вместе с каплями дождя. Как они называются? (щитни)

7. Эти усоногие рачки поселяются на днищах кораблей, коже китов и акул, превращаясь при этом в своеобразных квартирантов, мешающих передвижению в воде. Назовите их.

8. В рыбных магазинах часто продается морской продукт под названием мясо криля. Из какого ракообразного оно готовится? (Эвфаузиида)

9. Свое имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазового великана, с которым имеет  дело хитроумный Одиссей. Как же он называется? (циклоп)

«Проверь свои знания».

(Учитель читает утверждения.  Команды по очереди отвечают – «да» или «нет»)

  • Рак дышит жабрами (да)
  • Рак ведет дневной образ жизни (нет)
  • У рака простые глаза (нет)
  • Раки – растительноядные (нет)
  • Рак всегда передвигается, пятясь назад. (нет)
  • Для рака характерна регенерация клешней. (да)
  • С помощью ходильных ног рак передвигается по дну. (да)
  • Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы. (да)
  • Раки являются «санитарами» водоемов. (да)
  • Рак ногочелюстями захватывает пищу и направляет ее в рот(да)
  • Брюшко рака состоит из 10 члеников. (нет)
  • Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи. (да)
  • Самки рака откладывают зимой яйца. (да)

«Загадки»

  • С «м» в начале – травянистое растение с крупными красными цветками. С «р» - ракообразное животное (мак-рак).
  • Каким словом одинаково названы наземное ракообразное, живущее преимущественно в сырых местах, и сорное огородное растение с мелкими листьями,  мелкими цветочками (мокрица)
  • Название какого многолетнего лекарственного травянистого растения семейства гречишных, а также мяса и конфет связаны с названием ракообразного животного? (раковые шейки)
  • Что общего между ракообразным животным и злым великаном с одним глазом во лбу из древнегреческой мифологии? (циклоп).
  • Какие две буквы надо прибавить к названию единицы электрического сопротивления, чтобы получить название крупного морского рака? (Ом – омар)
  • Какое десятиногое ракообразное животное называется так же, как и эмблема на форменной фуражке моряков? (краб).
  • Название, какого ракообразного животного связано с названием плода дуба? (Морские желуди)
  • Название какого усоногого рачка связано с названием водоплавающей птицы с широким клювом, короткой шеей и короткими, широко поставленными лапами? (Морская уточка)
  • Соедините последовательно название жидкого кушанья ( основа супа  кислая капуста) и название места, защищающего от прямых солнечных лучей. Если слова найдены правильно, вы получите название небольшого ракообразного, появляющегося весной в лужах после обильных дождей. (Щи + тень – щитень).

 

«Объясни поговорку»

Учитель читает известные выражения, поговорки, учащиеся  из команд  объясняют их значение)

  • Показать, где раки зимуют (выражение угрозы)
  • Как на горе рак свистнет (неизвестно, когда или никогда)
  • Красный, как рак (по цвету варенного рака)

 

«Кто есть кто?»

Команды должны отгадать животное по описанию их особенностей.

  • Ластоногий рачок, имеющий 70 пар ног и живущий всего 2 недели в году  (щитень)
  • Веслоногий рачок, хищник. У него нет сердца, ни кровеносной системы, ни жабр. Является переносчиком паразитов человека (циклоп)
  • Водяная блоха, отфильтровывающая и глотающая за сутки до 40 млн. всевозможных бактерий. (дафния).

«Девять раков»

Задание на сообразительность.

Назовите, где спрятались раки?

  • Р_ _ а _ к _ а (рак из хлопка сшит)
  • Рак _ _ _ (рак на луну спешит)
  • _ ра _ _ _ _ к (рак – долгожданный день)
  • _ _ ра _ _ _ к (рак – сторожил дворец)
  • _ _ р _ а _ _ _ к _ (сладко-кислый леденец)
  • _ _ _ ра _ к _ (рак в портфеле твоем живет)
  • _ рак (рак – ночью в окно полжет)
  • _ _ ра _ к _  (рак – круг для шоферских рук)
  • _ _ рак _ _ _  ( множество закорюк почерка)

 

 

Ответы  Рубашка, ракета, праздник, стражник, барбариска, тетрадка, мрак, баранка, каракули.

 

Подведение итогов. И выставление оценок.

Дом. задание. Презентация на тему: «Ракообразные».

 

Литература.

Журнал «Читаем, учимся, играем» № 9 2008г.

Биология. Справочник школьника м. 1995г

А.Теремов. В.Рохлов «Занимательная зоология» М. «АСТ-ПРЕСС» 1999г

 

Приложение №1

О ракообразных.

На нашей планете обитает более 35 тысяч ракообразных. Но даже в наше время еще не все виды известны ученым. Ракообразные встречаются практически везде, начиная от луж, рек и озер и заканчивая морями и океанами. Некоторые живут даже в домах. Они приспособились к самым различным условиям. Даже в одном из самых соленых заливов планеты – Кара-Богаз-Гол на Каспийском море живет рак артемия. Некоторые рачки сохраняют жизнь в пересохших водоемах в течение трех лет. Есть среди ракообразных и наземные животные (мокрицы, некоторые крабы), обитающие на суше а различных условиях. Ряд ракообразных (картоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб.

Ракообразные бывают самых разных размеров – от долей миллиметров до 80сантиметров. Некоторые ракообразные умеют менять окраску под цвет грунта. Одни раки бегают, плавают или ползают, а другие предпочитают сидячий образ жизни (это морские желуди (балянусы) и морские уточки (лепасы), прикрепляющиеся при помощи подошвы к различным подводным предметам). Поэтому их тело от врагов защищают известковые раковины. Те ракообразные, которые не имеют раковин, покрыты надежным панцирем, состоящим из хитиновых пластин. Такие панцири есть у речных раков, у больших морских раков  - омаров, у креветок и крабов, которые тоже относятся к ракообразным. Изнутри к хитиновому покрову присоединены пучки мышц, поэтому он выполняет не только защитную, но и опорную функцию, являясь наружным скелетом. Хитиновый покров настолько тверд, что  практически не растяжим. Когда старый панцирь становится тесным, он лопается и сбрасывается, то есть происходит линька. Пока новый покров не затвердел, ракообразные быстро растут.

Тело ракообразных состоит из отдельных сегментов, объединенных, как правило, в два отдела: головогрудь и брюшко. Головогрудь у большинства представителей покрыта единым головогрудным щитом – карапаксом – или заключена между двумя створками (ракушковые рачки). Все сегменты тела высших раков (речных раков, омаров, лангустов, крабов, креветок) несут по паре конечностей, как правило, десять. Две передние – это мощные клешни, которыми они добывают себе пропитание и обороняются.  У низших ракообразных (таброногов, щитней, дафний, циклопов) сегменты брюшка конечностей не имеют. Конечности выполняют самые различные функции и бывают похожи не только на обыкновенные ноги, но и могут видоизменяться в ротовые придатки, усики, хвостовые выросты и т.п.  Ходильные конечности, расположенные  на головогруди, служат  для передвижения по твердому грунту. Брюшные ножки используются для плавания. На последнем сегменте брюшка у многих ракообразных находится лопастной плавник. На голове у ракообразных  три пары челюстей. Самые мощные – жвалы – размельчают пищу, остальные ее фильтруют.

Глаза ракообразных состоят из множества маленьких отдельных глазков – фасеток. Глаз может состоять из 3000 фасеток. Нет их только у глубоководных раков. У циклопов вместо сложных глаз имеется непарный простой глаз. Щетинки на голове заменяют ракам органы чувств -  короткие (антеннулы) и длинные (антенны) усики: обоняние, осязание и определение состава воды. В основании коротких усиков ракообразных находятся органы равновесия  - статоцисты.  За ними располагаются ротовые конечности – нижние, верхние челюсти и ногочелюсти, образующие ротовой аппарат.

Размножаются ракообразные, откладывая яйца. У крупных раков они напоминают рыбью икру и откладываются в огромном количестве – от 1,5 миллионов до 600 миллионов. Конечно, не из всех вылупляются рачки. Большинство съедают рыбы и другие животные. вообще, морские ракообразные служат пищей для большинства рыб, усатых китов, моллюсков и птиц.

Ракообразные играют очень важную роль в экономике природы. Органическое вещество в водоемах создается главным образом за счет жизнедеятельности микроскопических водорослей. Ракообразные поедают эти водоросли и сами, в свою очередь. Поедаются рыбами. Они выступают в качестве посредников, делающих создаваемое в водоемах органическое вещество доступным для рыб. С другой стороны, они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очищение водоемов. Существование почти всех рыб, как морских, так и пресноводных, в значительной степени зависит от ракообразных.  Некоторые виды ракообразных люди используют в пищу в качестве высокоценного пищевого продукта. Во многих странах развит промысел креветок, крабов, омаров, лангустов и некоторых других съедобных видов. Проведены успешные опыты по использованию морских планктонных ракообразных    для добывания витаминов, жиров и других важных веществ. На рыбоводных заводах разводятся некоторые виды ракообразных в качестве корма для молоди рыб.

Смертельной угрозой для ракообразных является загрязнение воды промышленными отходами. Это очень опасно и для человека, - ведь если исчезнут ракообразные, вместе с ними исчезнет большинство обитателей моря. Тогда  Мировой океан превратится в огромную морскую пустыню.

Немного истории….

  • Во 2-й половине IVв. до н.э. в трактатах «О частях животных»  и «История животных» Аристотель описал около 20 видов десятиногих раков.
  • В 1712г. французский натуралист Р.Реомюр впервые описал процесс линьки у речного рака.
  • В 1830 г было доказано, что большая группа морских усоногих беспозвоночных относятся к ракообразным. Это стало ясно после того, как была изучена личиночная стадия их развития – науплиус.
  • В 1866 г французский ученый Ф. Лаказ-Дютье впервые описал мешкогрудых ракообразных.
  • В 1885-1877 гг. русский ученый В.Шманкевич показал влияние разной солености воды на внешнее строение рачка артемии.
  • В 1885г в США  были созданы первые питомники по выращиванию омаров из икринок.
  • В 1898г. грибковое заболевание под названием рачья чума распространилась в большинстве водоемов Европы и России, что стало причиной гибели почти всех речных раков.
  • В 1930г. была осуществлена акклиматизация камчатского краба в Баренцевом море.
  • В 1931-1934г.г. вместе с рыбой из Черного моря в Каспийское попали крупные креветки адепераус и маленькие – элеганс.
  • В 1937 г. русский ученый В.Л.Вагин выделил мешкогрудых ракообразных в самостоятельный отряд.
  • В 1954-1955 гг. было успешно произведено переселение двух видов речного рака – узкопалогои широкопалого – из озер Литвы в реки и озера Западной Сибири.

Самые-самые…

  • Самым крупным из всех ракообразным считается гигантский японский краб макрохейра, которого еще называют крабом на ходулях. Взрослые представители этого вида имеют клешни размахом 3,5м. весят такие экземпляры более 18кг.
  • Самым тяжелым ракообразным является американский, или североатлантический, омар. В 1977г. в Канаде был пойман экземпляр весом 20,15кг, имевший длину от кончика хвостового плавника до кончика большой клешни более 1м.
  • Самое маленькое ракообразное – водяная блоха из рода алонелла. Длина ее тела менее 0,25мм. Обитает алонелла в водоемах Великобритании.
  • Самые маленькие крабы – гороховые, имеющие панцирь диаметром всего лишь 6,3мм.
  • Самым долгоживущими среди ракообразных являются американские омары, особо крупные экземпляры живут до 50 лет.

Это интересно…

  • Обыкновенные щитки, встречающиеся в весенних лужах, представляют собой самых настоящих живых ископаемых. Они практически не изменили своего облика за 200 миллионов лет. Такое постоянство объясняется коротким сроком их активной жизни (3-4 недели) и чрезмерной стойкостью покоящихся яиц в неблагоприятным условиям среды.
  • Ученые подсчитали, что пустынные мокрицы, обитающие в норках на 1 га лессовых почв, за одно лето выносят на поверхность до 0,5 т земли и около 1 т своих экскрементов с большим содержанием перегноя. В пустынях им нет равных в качестве почвообразователей.
  • Небольшой десятиногий рак эвфаузиида образует в полярных водах гигантские скопления, называемые крилем. Криль служит пищей усатым китам. Подсчитано, что одного небольшого скопления эвфаузиид (приблизительно 96 миллионов особей) хватит для пропитания около 300 усатых китов средних размеров.
  • Широкое распространение среди аквариумистов в качестве корма для рыб получил жаброногий рачок артемия. Его яйца обладают колоссальной устойчивостью к высыханию, их можно собирать по берегам водоемов и в высушенном виде пересылать в конвертах по почве из страны в страну.

 

сятиногое ракообразное животное называется так же, как и эмблема на форменной фуражке моряков?  крупного морского рака? т даже в домаи. к и озер и заканчиваяы ученым. алаится на группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по географии, 6 класс. "Как человек открывал Землю"

Тип урока: урок обобщения знаний  в форме географической викторины.Цели урока·         Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных пу...

Литературная викторина для учащихся 7 класса

Викторина содержит вопросы по УНТ и творчеству великих русских писателей....

презентация-викторина по физике 7 класс "Первоначальные сведения о строении вещества"

Урок проводится после изучения раздела "Первоначальные сведения о строении вещества"...

Викторина для 5-6 класса "Хвостатая викторина"

Викторина позволяет вызвать интерес у учащихся  в области изучения темы" Царства "Животные"...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Викторина для учащихся 8 класса по темам «Важнейшие классы веществ. Химические реакции».

Викторина для учащихся 8 класса целями которой является: развить познавательный интерес к предмету, закрепить и обобщить знания по темам "Важнейшие классы веществ. Химические реакции", способствовать ...