Статья "Применение ИКТ в преподавании биологии"
статья по биологии по теме

Черепанова Лариса Николаевна

Примерные направления использования ИКТ, необходимые условия для реализации ИКТ, последствия использования ИКТ на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherepanova_-_statya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                     ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

                                                                                Черепанова  Л.Н.,

                  ОГБОУ СПО «Старооскольский  техникум  технологий

  и   дизайна»,  Старооскольский район

             Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий?     На современном    этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование новых образовательных технологий в преподавании биологии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно. Используя компьютеры, мы готовим  раздаточный материал, создаём тесты для контроля знаний, презентации. Электронные материалы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное у преподавателя  появилась большая база данных, которую можно использовать в работе.  Метод проектов  также активно  применяется в работе всеми педагогами.  

             Примерные направления использования  ИКТ  в  практике преподавания  биологии:

  1. библиотека фотографий микропрепаратов;

  2. презентации уроков в виде опорных конспектов;

  3. сводные таблицы сравнительной характеристики изучаемых объектов и логические схемы;

  4. самостоятельные работы по решению биологических задач;

  5. библиотека фотографий редких растений Белгородской   области, памятников природы;

  6. результаты мониторинговых исследований природы родного края;

  7. биографии и труды выдающихся ученых страны и ученых области;

  8. образцы выполнения учащимися исследовательских проектов;

  9. электронные пособия для   углубленного изучения  биологии, занятий кружков и факультативов;

  10. программы и учебные материалы элективных курсов,
    новости наиболее быстро развивающихся отраслей биологической науки, особенно в их прикладном значении;

  11. банк интегрированных уроков;

  12. разработка  внеклассных мероприятий.

При использовании ИКТ решаются следующие задачи:

  1. развитие у учащихся  навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации  учёбы;
  2. организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
  3. увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
  4. облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.  

Необходимым условием для реализации ИКТ являются:

  1. наличие средств ИКТ и возможность использования их преподавателем  в традиционной методике преподавания как средства повышения наглядности изучаемого материала;
  2. владение преподавателем основами информационно-коммуникационных технологий;
  3. развитая информационная среда образовательного учреждения;
  4. смена роли преподавателя  с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
  5. владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

             К ожидаемым результатам  и  последствиям можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми учащимися.

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается:

  1. как источник дополнительной информации по предмету;
  2. как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;
  3. как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
  4. как возможность реализации личностно-ориентированного  

     подхода для учителя;

  1. как способ расширения зоны индивидуальной активности и

     социализации человека. 

Использование  ИКТ на  уроках   биологии привело к целому ряду любопытных последствий:

  1.  повысился уровень использования наглядности на уроке;
  2.  повысилась производительность урока;
  3.  установились стойкие  межпредметные связи с химией, физикой,

      экологией, историей, иностранным языком, особенно английским;

  1.  изменилось отношение учащихся к ПК, они   начали

      воспринимать его в качестве универсального инструмента для  

      учёбы.

Уже сегодня созданы   методические объединения преподавателей  биологии  для обмена информационными ресурсами, для возможности публичной демонстрации опыта преподавателей,  для более продуктивного общения педагогов.

             Использование ИКТ в учебном процессе направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умений самостоятельно приобретать новые знания.   Установлено, что при использовании электронных средств обучения запоминаемость материала увеличивается на 25-60%, а объём усваиваемой информации – примерно на 50%. Для поддержки мотивации у детей к обучению необходим преподаватель, который может и хочет использовать ИКТ.  Для этого создается  единая электронная база, которая включает методические пособия, учебники, готовые презентации, тесты и т.д. по каждому предмету.         Современные дети с интересом  осваивают все возможные программы с целью - быстрого обучения. Кроме того, они бессознательно тянутся к новым технологиям. Средства Интернет помогают им избежать рутинной работы по конспектированию первоисточников. Для исследовательских работ ИКТ - незаменимая поддержка: это и возможность создать красочную презентацию, и сделать буклет, чтобы изложить в нём рекомендации по результатам. Обучение ИКТ педагогов позволяет значительно расширить возможности их использования, сократить время для подготовки к занятиям, улучшить их качество.

        Биология - учебный предмет,  в процессе изучения которого можно широко использовать ИКТ. Это позволяет повысить эффективность урока,  сделать его более наглядным и интересным, можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы. Широкое внедрение ИКТ приведёт к пересмотру многих традиционных подходов в построении современного урока биологии.

        При проведении уроков биологии большое значение имеет  демонстрационный материал.  Интерактивная доска  дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний.  

    К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.  Цель такого представления учебной информации - формирование у учащихся системы мыслей и образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

   Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или преподаватель) смог на большом экране  наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись опытов, снимки, графики. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями. Презентации могут быть использованы на уроке при объяснении нового материала. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания  учащихся  на каких - либо иллюстрациях, данных таблиц и т.п.  Очень интересны презентации на  темы:  «Состав и строение клетки»,  «Бактерии и вирусы», «Размножение», «Методы генетики», «Наследственные болезни», «Нанотехнологии»,  «Клонирование», «Бионика», «Охрана природы».  Большой восторг у учащихся  вызывает наглядный материал данных презентаций, когда они могут  хорошо разглядеть биологические объекты.  Особенно увлекательно  проходят обобщающие занятия,  на которых решаются  творческие задачи  с применением законов физики.  Такие  занятия наглядны и  красочны,  экономят время преподавателя  и учащихся.  Они  позволяют студентам  работать в своем темпе, а преподавателю дают возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

       Итак, главным итогом применения  ИКТ в  преподавании биологии являются:

- возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся  на занятиях;

    - положительное отношение учащихся к предмету биологии, к преподавателю, друг к другу;  

   - появление и рост у учащихся познавательного интереса.

   

         

 Использованные материалы:

  1. Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д., Учим и учимся. - М.,  Просвещение, 2007;
  2. http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=4161&Itemid=88&bsb_midx=0    (Педсовет.org)
  3. http://www.gimc.ru/methodical_developments_biology_grigoryan.htm (Система работы по использованию ИКТ в преподавании биологии.)
  4. http://festival.1september.ru/articles/524793/(Использование мультимедийных презентаций на уроках биологии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ

В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...

"Содержательные ориентиры в преподавании биологии"

Статья, в которой привожу примеры методических приемов создания условий активизации познавательной деятельности учащихся направленных на формирование универсальных учебных действий средствами предмета...

Статья "Использование ИКТ в преподавании биологии"

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в прив...

Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.

Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками

В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....